Конспект развивающего занятия для детей старшего дошкольного возраста "Случай в лесной школе"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старший дошкольный возраст


Цель: развитие познавательной сферы детей.

Задачи:

  • Развитие групповой сплоченности и положительного эмоционального отношения участников друг к другу;
  • Знакомство со школьными правилами;
  • Развитие произвольного поведения;
  • Диагностика работоспособности, внимания и пространственного восприятия;
  • Развитие мыслительных операций «классификация», «исключение», способности устанавливать причинно-следственные связи.

Направление – развивающее.

Группа – старший дошкольный возраст.

Форма организации – подгрупповая.

Время реализации – 30 минут.

Количество детей: 6 чел.

Оборудование: кукла ёж, белочка, волчок, медвежонок, ворона; дидактические игры: «Четвертый лишний», «разрезные картинки»; корректурная проба – бланки на каждого ребенка; простые карандаши; интерактивная доска, зайчик, портфель, тетрадь, пенал, цветные карандаши, ручка, стерка, линейка, машинка.

Учебно-методическое обеспечение:

  • И.Л.Арцишевская «Психологический тренинг для будущих первоклассников»,
  • Н.Ю.Куражева «Цветик-семицветик. Приключения будущих первоклассников».

Ход развивающего занятия

1. Приветствие

Упражнение на создание положительного эмоционального настроя.

Педагог-психолог: (Дети стоят в кругу) здравствуйте, дети! Я рада вас видеть! Предлагаю по кругу поприветствовать друг друга, как мы всегда это делаем в начале занятия. Называем по имени соседа, стоящего справа, говорим, что рады его видеть сегодня.

2. Введение в тему занятия, проблемная ситуация

Сегодня необычный день, может в лесной школе что-то случилось?

Учитель Еж (психолог одевает на руку куклу Ежа)

- Здравствуйте, ребята! (ребята встают, здороваясь с учителем). Сегодня я, как обычно отправился в класс, готовиться к уроку, ведь там меня всегда ждут мои любимые ученики. И когда я зашел, то там никого не было!

Учитель Еж — Ничего не понимаю, а где же мои ученики? Ребята, а вы, как думаете, где могут быть мои ученики? (ответы детей)

— Что же делать? Наверно, с ними, что-то случилось... (Дети предлагают свою помощь: отправиться на поиски лесных жителей).

Учитель Еж - Спасибо ребята, я буду вас здесь ждать вместе с моими учениками.

3. Основная часть

Психолог: Ребята, поможем Учителю найти его учеников? Пойдемте на поиски.

Психолог — А вот и бельчонок, давайте с ним поздороваемся, и узнаем, что у него случилось? (дети здороваются и спрашивают, что с ним произошло).

Бельчонок: — Здравствуйте, ребята! Моя любимая мамочка собрала мне вечером портфель, а утром ушла на работу. Но когда я проснулся, рюкзак лежал на полу, и из него все высыпалось и перемешалось с моими вещами! Я испугался! Ведь я не видел, что мама собирала в рюкзак. Что мне делать?

Психолог: - Поможем собрать рюкзак? (да). Только будьте внимательны, в рюкзак нужно положить те предметы, которые пригодятся на уроках в школе (дети собирают портфель)

Психолог: - Молодцы! Давайте, проверим, все ли правильно собрали (психолог вместе с детьми проверяет, называя каждый предмет) Как можно назвать одним словом все эти предметы? (школьные принадлежности).

Бельчонок: — Спасибо вам, ребята, я побежал в школу, до свидания!

Психолог - Давайте поздороваемся с волчонком и спросим, что с ним случилось, почему он не пришел в школу (дети спрашивают).

Волчонок - Здравствуйте, ребята! Представляете, мне всегда помогали делать домашние задания мои папа и мама. Так вот, вчера, они не смоги мне помочь, их пригласили на день рождение к барсуку. Что мне делать, ребята? Поможете?

«Четвертый лишний». Какой предмет лишний, и почему? (Карточки с изображением:

  • брюки, куртка, юбка, платье, тапки;
  • апельсин, груша, банан, яблоко, капуста;
  • лиса, медведь, заяц, еж, собака;
  • кастрюля, тарелка, чашка, сковорода, стол.
  • волчок — Спасибо вам ребята, я побежал в школу!

Медвежонок

Психолог — А вот берлога медвежонка! Ребята, а медвежонок спит! Давайте его разбудим, и спросим, а что у него случилось? (дети здороваются, спрашивают).

Медвежонок — Здравствуйте, ребята! Я не хочу идти в школу. Раньше до школы, я мог бегать, танцевать, отдыхать, и конечно, кушать. А теперь, что? В школе надо учиться, учиться, отдыхать, наверно там, нельзя будет. Что мне делать, ребята? И учиться надо, и отдыхать я люблю!

Психолог Ребята, вы знаете, что в школе есть уроки и перемены. Давайте поиграем и расскажем медвежонку, что можно делать на уроке, а что на перемене. Если я спрошу о том, что можно делать на уроке, вы хлопайте в ладоши, а если о том, что нельзя – топайте ногами. Начинаем! Слушать учительницу? Разговаривать с соседом по парте? Вставать и ходить по классу? Есть конфеты? Рисовать в тетрадях машинки? Рисовать в альбомах? Писать на столе? Отвечать на вопросы учителя?

«Собери рассказ». Медвежонок хотел рассказать рассказ о истории, которая случилась с его старшим братом, но перепутал картинки местами. Давайте поможем ему

- Ребята, медвежонку очень понравилось, что вы рассказали ему о школьных правилах, и помогли собрать картинки по порядку, он взял рюкзак и убежал радостный в школу учиться, а на переменах отдыхать и кушать.

Игра «Пол - нос - потолок»

Прилетела ворона и решила посмотреть, какие вы внимательные и легко ли вас запутать. Она предлагает нам поиграть в игру

Будьте очень внимательны! Я стану произносить «пол», «нос», «потолок» и указывать на них. И вы – указывать вместе со мной. Сначала я буду делать это правильно: произносить, например, «пол» и указывать на пол, а потом буду вас путать - говорить «пол», а указывать на что-то другое. Вы же должны указывать на то, что я называю, а не на то, что показываю. Начнем?

Психолог – а сейчас мы пришли к зайчику. Что случилось у него?

«Разрезные картинки»

- Хорошо, возьмите по одному кусочку и положите на стол. Давайте соберём вместе и узнаем, какая картинка получилась.

(Дети собирают разрезную картинку на столе)

Ну, что наше путешествие подходит к концу, пойдемте, посмотрим, все ли лесные жители добрались до школы к Учителю Ежу (дети подходят к лесной школе, на слайде сидят лесные жители и Учитель Еж).

Давайте, вместе с учениками выполним задание.

Графический диктант мы будем рисовать по клеточкам. Начинать надо с точки, которая отмечена на ваших листах. Будьте внимательными. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеточек. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу что делать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Когда я скажу провести одну клеточку вправо, вы проведете линию вправо на одну клеточку. Покажите рукой, в какую сторону вы будете проводить линию вправо. Начнете рисовать линии от точки. Поставьте карандаш на отмеченную точку. Внимание! Одна клеточка вверх. Не отрывайте карандаш от бумаги. Одна клеточка вправо…

На экране представляется правильный рисунок, и дети проверяют правильность выполнения задания.

Психолог - Учитель Еж дождался своих учеников, он благодарит вас за помощь, угощает вас яблоками, он сам их набрал для вас, возьмете в группу и там съедите!

Рефлексия

Психолог: 1. Какое задание тебе понравилось больше всего?

2. Какое задание было сложным?

3. Кто напомнил, какие ещё задания у нас были? (Ответы детей)

4. ему вы научились сегодня (научились собирать портфель, весело и дружно выполнять домашние задания, не скучать на переменках).

Прощание «До свидания!»

Спасибо вам, ребята! Каждый из вас сегодня совершил добрый поступок, помог лесным жителям справиться с их трудностями. И если с вами произойдут такие же трудности, то их вы не будете уже бояться. Потому что сегодня научились с ними справляться. Вы со мной согласны? А теперь, пора прощаться, дети стоят в кругу, держаться за руки, прощаются друг с другом и с психологом.