Педагогические ресурсы современного урока

Разделы: Администрирование школы


Двадцать первый век ставит перед педагогикой новые задачи. В эпоху победивших информационных технологий как никогда востребованы работы ученых, уделяющих особое внимание разработке соответствующих духу времени форм обучения и воспитания. Нам не обойтись без инноваций: современное гуманистически направленное образование является одним из основных механизмов адаптации подрастающего поколения к реалиям стремительно меняющейся современной жизни.

Многие исследователи отмечают недостатки классно-урочной системы, в рамках которой трудно учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, предложить ему оптимальный объем учебной информации и темп ее освоения. Но совершенно очевидно, что в обозримом будущем школа не сможет отказаться от урока как ведущей формы организации учебной деятельности, поэтому одной из важнейших научно-практических задач становится поиск новых и оптимальное использование уже имеющихся педагогических ресурсов учебного занятия.

Поговорим о терминах. В русский язык слово «ресурсы» пришло из французского (фр. ressources – вспомогательное средство; лат. resurgere – восстанавливаться, возрождаться), широко использоваться стало в девятнадцатом веке. «Словарь иностранных слов» определяет это понятие как «средства, запасы, возможности, источники чего-либо».1 «Толковый словарь иноязычных слов» Л.П.Крысина дополняет это толкование возможностью использования ресурсов как средств, к которым обращаются в необходимом случае.2 А прагматичные экономисты рассматривают ресурсы как источники и предпосылки получения необходимых людям материальных и духовных благ, которые можно реализовать при существующих технологиях и социально-экономических отношениях.3

_________________

1 Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1988. С. 432.

2 Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Эксмо, 2007. С.672.

3 http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RQlxzwx:

Разумеется, термин «ресурсы» широко употребляется в различных сферах: естественных науках (природные ресурсы), экономике (финансовые ресурсы), политике (административные ресурсы), информатике (интернет-ресурсы), туризме (рекреационные ресурсы).4 Вполне уместно и оправданно его применение и в образовании.

_________________

4 http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81

Поскольку педагогика представляет собой феномен, объединяющий в себе знания в области психологии, социологии, физиологии, валеологии, менеджмента и других наук, она вполне может использовать ресурсы каждой из перечисленных выше областей, а также обладать собственными.

Не претендуя на исчерпывающее определение педагогических ресурсов, предлагаю в данном случае понимать их как любые свойства и возможности личности, а также информационные, технические и другие средства, позволяющие качественно осуществлять образовательный процесс, добиваясь наилучших результатов.

Обучение – это процесс сотворчества, сотрудничества ученика и учителя, поэтому его результат заключается в безусловном интеллектуальном, нравственном, компетентностном развитии личности обоих.

Посмотрим на ресурсное обеспечение урока с различных позиций. Участники образовательного процесса – это личностные ресурсы субъектов урока. Инфраструктура образовательной среды формирует материальные ресурсы. На основе сочетания психолого-физиологических особенностей субъектов урока и возможностей образовательного учреждения создаются условия для возникновения управленческих и технологических ресурсов.

Рисунок 1
Общая структура ресурсов урока

1. Личностные ресурсы субъектов урока:

  • мотивация самоидентификации ребенка и педагога,
  • мотивация их самореализации как субъектов урока,
  • психолого-физиологические и культурно-нравственные особенности всех субъектов урока.

Эта категория ресурсов, к сожалению, редко используется учителем. Чаще он обращается к стандартной мотивации школьников («надо учиться, чтобы продолжить образование, получить профессию, добиться успеха в жизни»), забывая о возможностях внутренних стимулов («я смогу это сделать очень хорошо»).  И довольно редко учитель задается вопросом о собственном личностном и профессиональном развитии.

2. Материальные ресурсы:

  • учебные пособия,
  • методические пособия,
  • учебное и лабораторное оборудование,
  • компьютерные средства обучения,
  • мультимедийное оборудование,
  • программное обеспечение.

Материально-техническое обеспечение урока всегда имело большое значение, но в последнее время, часто в ущерб книге или лабораторному оборудованию, предпочтение отдаётся компьютерным средствам, причём их возможности порой переоцениваются.

3. Управленческие ресурсы:

  • осмысление и проектирование учителем краткосрочных и долгосрочных перспектив собственного развития и развития каждого ученика,
  • осознанная реализация учителем функций управления на уроке с учетом как собственных психолого-физиологических особенностей, так и особенностей каждого ребенка,
  • осуществление ребенком самоуправления учебной деятельностью.

Управленческая деятельность учителя подробно рассмотрена в научно-педагогической литературе, внедрена в практику инновационных образовательных учреждений, но для большинства работников школ она всё-таки terra incognita.

4. Технологические ресурсы:

  • технологии развития общих учебных и функциональных компетентностей,
  • технологии обучения,
  • технологии самообучения.

Сегодня никто не сомневается в актуальности образовательных технологий. Вполне возможно, именно они «потянут» за собой в урок и другие виды ресурсов.

Подводя итоги, отмечу, что краткий анализ использования учителями различных видов ресурсов урока свидетельствует о том, что многие педагоги большое внимание уделяют современным средствам обучения, высоко оценивая их возможности. А вот вопросами управления своей педагогической деятельностью, использования собственных и ученических личностных возможностей педагоги задаются нечасто.

Предлагаемая структура ресурсного обеспечения урока отнюдь не новаторская - это лишь попытка осмысления современной ситуации, связанной с организацией и проведением учебного занятия. Перед каждым педагогом стоит задача существенного повышения качества образования, обусловленного необходимостью перевода знаний школьников на уровень компетентностей. И задача эта может быть решена только при условии рационального использования всех имеющихся в распоряжении учителя ресурсов. А их немало скрыто в урочной форме обучения, о реформировании которой мы так много говорим в последнее время.