В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности».
Актуальность
Духовно-нравственное воспитания детей в школе является не только интеллектуальным, но и также затрагивает гражданскую, духовную и культурную жизнь обучающихся.
Воспитание духовной личности возможны только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации говорится:
«Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».
Основная цель курса – воспитание социально-ответственного, культурного, толерантного гражданина общества.
Задачи курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает в себя:
- развитие общей культуры школьников;
- формирование гражданской идентичности;
- осознание принадлежности к народу, национальности, российской общности;
- воспитание уважения к представителям разных национальностей и вероисповеданий;
- развитие чувства патриотизма и гражданской солидарности
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1. Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2. Характеристика общечеловеческих ценностей, их представленность в повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны (разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные ценности», «Твой духовный мир»).
3. Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Литература: А.Я. Данилюк, A.М. Кондаков, B.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Издательство «Просвещение», 2009.