Обучение с применением дистанционных образовательных технологий — обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляются с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и обучающихся.
Дистанционное обучение – прекрасная возможность увеличить количество аутентичных материалов, используемых в процессе обучения иностранному языку, расширить культурологическую и межпредметную составляющие курса изучения иностранного языка. Однако при использовании аутентичных материалов необходимо учитывать культурные особенности и целевую аудиторию. Отбирайте или адаптируйте материалы таким образом, чтобы их содержание не противоречило положениям Федерального закона от 29.12.10 № 436 -ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и основам современных научных знаний, было доступно и понятно обучающимся независимо от пола, национальности и места проживания.
Ресурсы дистанционного обучения английскому языку
КОМПЛЕКСНЫЕ РЕСУРСЫ: Сайты для изучения английского языка
Предоставляют возможность изучать и практиковать иностранный язык с помощью системы обучающих видео и текстов, интерактивных упражнений, игр, подкастов и справочных материалов.
Преимущества: представлены задания для развития умений во всех видах речевой деятельности, лексических и грамматических навыков; тексты и задания взаимосвязаны и системно организованы; возможна самопроверка.
Риски: обилие информации затрудняет навигацию обучающегося; отсутствуют инструменты контроля со стороны учителя.
Стратегии: подобрать ресурсы, наиболее подходящие каждой категории обучающихся; отобрать комплекс материалов; определить формы контроля; составить инструкцию и график выполнения заданий для обучающихся.
Пример использования - Приложение №1
ВИДЕОУРОКИ
YouTube-каналы для изучения английского языка.
Короткие видеолекции, как правило, посвящены таким темам, как:
- увеличение словарного запаса
- объяснение грамматических явлений
- тренировка произношения
- употребление устойчивых выражений и разговорных оборотов речи
- описание культурных явлений
Преимущества: каждое видео сжато освещает определенную тему; экономит время учителя.
Риски: отсутствуют инструменты контроля и самопроверки.
Стратегии: подобрать ресурсы, дополняющие видеолекции (тренажеры лексики/ грамматики/заданий экзаменационного формата);
- создать комплексные интерактивные приложения или тестовые задания для автоматической проверки понимания;
- предложить обучающимся создать задания для одноклассников на основе материалов видеолекции;
- составить инструкцию и график выполнения заданий для обучающихся
Пример использования – Приложение №2
ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ
Культурные и языковые особенности англоговорящих стран.
Сайты и YouTube-каналы, посвященные описанию и объяснению культурных особенностей и языковой специфики стран изучаемого языка.
Преимущества: позволяет понять истоки культурных и языковых особенностей.
Риски: Для видеолекций: отсутствуют инструменты контроля и самопроверки.
Для комплексных ресурсов: прохождение полноценного курса трудоемко и требует существенных временных затрат со стороны обучающихся.
Стратегии:
- создать комплексные интерактивные приложения или тестовые задания для автоматической проверки понимания;
- предложить обучающимся создать задания для одноклассников на основе материалов видеолекции;
- составить инструкцию и график выполнения заданий для обучающихся использовать материалы комплексных ресурсов как основу внеурочной деятельности и дополнительного образования.
Пример использования - Приложение №3
Предметно-языковое интегрированное обучение
Обучающие ресурсы на английском языке, предназначенные для изучения других предметных областей. Представлены в формате как YouTube-каналов, так и образовательных платформ.
Преимущества: аутентичные материалы (созданы не для изучения языка) позволяет выбрать области, интересные обучающимся актуальное дополнение для предпрофессионального образования.
Риски:
- Для видеолекций: отсутствуют инструменты контроля и самопроверки.
- Для комплексных ресурсов: отсутствуют инструменты контроля со стороны учителя Повышенная сложность (языковая составляющая не адаптирована в соответствии с уровнем владения языком обучающимися).
Стратегии: создать материалы для снятия языковых трудностей разработать задания совместно с преподавателями соответствующих предметов.
Пример использования – Приложение №4
МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложения для самостоятельного обучения и организации дистанционного обучения Мобильные приложения, направленные на:
- изучение иностранного языка (https://play.google.com/store/apps/details?id=uk.co.bbc.learningenglish&hl=ru )
- организацию дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса (на https://quizlet.com/ru/teachers).
- общее развитие (например, https://apps.apple.com/us/app/khan-academy-kids/id1378467217).
Преимущества: наличие самопроверки индивидуальное отслеживание достижений и дефицитов возможность контроля со стороны учителя в ряде приложений.
Риски: отсутствие коммуникации и возможности взаимообучения обучающихся.
Стратегии: использовать в комплексе с другими ресурсами разработать ряд коммуникативных и творческих заданий на основе материалов приложения для совместного выполнения обучающимися.
Пример использования – Приложение №5
ИНТЕГРАЦИЯ РЕСУРСОВ
Комплексное использование ресурсов и оптимизация
Дистанционное обучение иностранному языку наиболее эффективно при интеграции ресурсов и их оптимальном сочетании, например:
- платформа для презентации материала и проверки понимания
- связанное с ней приложение для индивидуальной практики
- приложения и платформы, позволяющие учителю отслеживать прогресс каждого обучающегося
- коммуникация в режиме реального времени
- инструменты взаимопроверки и рефлексии
Важно помнить, что при выборе ресурсов дистанционного и электронного обучения необходимо учитывать технические возможности обучающихся и внимательно изучать структуру каждого ресурса, так как он может включать элементы платного контента. Приведенные в данной лекции примеры являются возможными, но не обязательными и не исчерпывающими вариантами организации дистанционного обучения.