Обеспечение и реализация дистанционного обучения по предмету «Английский язык» в образовательных организациях. Электронные образовательные ресурсы

Разделы: Иностранные языки, Урок с использованием электронного учебника, Дополнительное образование, Видеоурок

Ключевые слова: английский язык, электронные образовательные ресурсы


Обучение с применением дистанционных образовательных технологий — обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляются с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и обучающихся.

Дистанционное обучение – прекрасная возможность увеличить количество аутентичных материалов, используемых в процессе обучения иностранному языку, расширить культурологическую и межпредметную составляющие курса изучения иностранного языка. Однако при использовании аутентичных материалов необходимо учитывать культурные особенности и целевую аудиторию. Отбирайте или адаптируйте материалы таким образом, чтобы их содержание не противоречило положениям Федерального закона от 29.12.10 № 436 -ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и основам современных научных знаний, было доступно и понятно обучающимся независимо от пола, национальности и места проживания.

Ресурсы дистанционного обучения английскому языку

КОМПЛЕКСНЫЕ РЕСУРСЫ: Сайты для изучения английского языка

Предоставляют возможность изучать и практиковать иностранный язык с помощью системы обучающих видео и текстов, интерактивных упражнений, игр, подкастов и справочных материалов.

Преимущества: представлены задания для развития умений во всех видах речевой деятельности, лексических и грамматических навыков; тексты и задания взаимосвязаны и системно организованы; возможна самопроверка.

Риски: обилие информации затрудняет навигацию обучающегося; отсутствуют инструменты контроля со стороны учителя.

Стратегии: подобрать ресурсы, наиболее подходящие каждой категории обучающихся; отобрать комплекс материалов; определить формы контроля; составить инструкцию и график выполнения заданий для обучающихся.

Пример использования - Приложение №1

ВИДЕОУРОКИ

YouTube-каналы для изучения английского языка.

Короткие видеолекции, как правило, посвящены таким темам, как:

 - увеличение словарного запаса

- объяснение грамматических явлений

 - тренировка произношения

 - употребление устойчивых выражений и разговорных оборотов речи

 - описание культурных явлений

Преимущества: каждое видео сжато освещает определенную тему; экономит время учителя.

Риски: отсутствуют инструменты контроля и самопроверки.

Стратегии: подобрать ресурсы, дополняющие видеолекции (тренажеры лексики/ грамматики/заданий экзаменационного формата);

- создать комплексные интерактивные приложения или тестовые задания для автоматической проверки понимания;

- предложить обучающимся создать задания для одноклассников на основе материалов видеолекции;

- составить инструкцию и график выполнения заданий для обучающихся

Пример использования – Приложение №2

ЛИНГВОСТРАНОВЕДЕНИЕ

Культурные и языковые особенности англоговорящих стран.

Сайты и YouTube-каналы, посвященные описанию и объяснению культурных особенностей и языковой специфики стран изучаемого языка.

Преимущества: позволяет понять истоки культурных и языковых особенностей.

Риски: Для видеолекций: отсутствуют инструменты контроля и самопроверки.

Для комплексных ресурсов: прохождение полноценного курса трудоемко и требует существенных временных затрат со стороны обучающихся.

Стратегии:

- создать комплексные интерактивные приложения или тестовые задания для автоматической проверки понимания;

- предложить обучающимся создать задания для одноклассников на основе материалов видеолекции;

- составить инструкцию и график выполнения заданий для обучающихся использовать материалы комплексных ресурсов как основу внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Пример использования - Приложение №3

Предметно-языковое интегрированное обучение

Обучающие ресурсы на английском языке, предназначенные для изучения других предметных областей. Представлены в формате как YouTube-каналов, так и образовательных платформ.

Преимущества: аутентичные материалы (созданы не для изучения языка) позволяет выбрать области, интересные обучающимся актуальное дополнение для предпрофессионального образования.

Риски:

  • Для видеолекций: отсутствуют инструменты контроля и самопроверки.
  • Для комплексных ресурсов: отсутствуют инструменты контроля со стороны учителя Повышенная сложность (языковая составляющая не адаптирована в соответствии с уровнем владения языком обучающимися).

Стратегии: создать материалы для снятия языковых трудностей разработать задания совместно с преподавателями соответствующих предметов.

Пример использования – Приложение №4

МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложения для самостоятельного обучения и организации дистанционного обучения Мобильные приложения, направленные на:

- изучение иностранного языка (https://play.google.com/store/apps/details?id=uk.co.bbc.learningenglish&hl=ru )

- организацию дистанционного взаимодействия участников образовательного процесса (на https://quizlet.com/ru/teachers).

- общее развитие (например, https://apps.apple.com/us/app/khan-academy-kids/id1378467217).

Преимущества: наличие самопроверки индивидуальное отслеживание достижений и дефицитов возможность контроля со стороны учителя в ряде приложений.

Риски: отсутствие коммуникации и возможности взаимообучения обучающихся.

Стратегии: использовать в комплексе с другими ресурсами разработать ряд коммуникативных и творческих заданий на основе материалов приложения для совместного выполнения обучающимися.

Пример использования – Приложение №5

ИНТЕГРАЦИЯ РЕСУРСОВ

Комплексное использование ресурсов и оптимизация

Дистанционное обучение иностранному языку наиболее эффективно при интеграции ресурсов и их оптимальном сочетании, например:

  • платформа для презентации материала и проверки понимания
  • связанное с ней приложение для индивидуальной практики
  • приложения и платформы, позволяющие учителю отслеживать прогресс каждого обучающегося
  • коммуникация в режиме реального времени
  • инструменты взаимопроверки и рефлексии

Важно помнить, что при выборе ресурсов дистанционного и электронного обучения необходимо учитывать технические возможности обучающихся и внимательно изучать структуру каждого ресурса, так как он может включать элементы платного контента. Приведенные в данной лекции примеры являются возможными, но не обязательными и не исчерпывающими вариантами организации дистанционного обучения.