Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»

Разделы: Дополнительное образование


Программа для детей: 7-11 лет.

Срок реализации: 2 года

Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка

Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Мастерилка» художественная, поскольку дети занимаются декоративно прикладной деятельностью, и программа ориентирована на развитие художественно-творческих способностей.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы творческой студии художественной направленности «Мастерилка» обусловлена тем, что в современном мире существует потребность воспитания всесторонне развитой личности, которую отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать и изобретать. Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений, чувство цвета и форм. У детей, занимающимися ручным трудом, наиболее развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что личность обучающегося формируется в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организована деятельность, чем больше она наполнена социально-значимым содержанием (в том числе патриотическим) и воспитывающими аспектами, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на учащегося, формирование у него социально-ценностных отношений к явлениям окружающей действительности, его самосознание, на самовоспитание духовных потребностей личности в труде, творчестве, общении.

Программа нацелена на то, чтобы учащиеся, овладев определёнными знаниями и умениями, могли создать своё неповторимое, неожиданное изделие, приложив свою фантазию, вкус, используя для работы известные, доступные материалы и выбрав новые или забытые старые технологии обработки.

Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы творческой студии художественной направленности «Мастерилка» заключается в объединении различных технологий декоративно прикладного творчества, которые должны привлечь, заинтересовать и научить детей творить, фантазировать, воплощать задуманное на практике, совмещая и смешивая различные виды декоративно – прикладного творчества.

Адресат программы – учащиеся 7-11 лет.

В 7-8 лет

Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.

9-10 лет

Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем.

11-12 лет

Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.

В связи с этими возрастными особенностями детей немаловажным условием реализации программы является создание системы социально-психолого-педагогических условий расширения и развития сфер самовыражения.

Уровень программы – базовый

Объем и срок освоения программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой студии художественной направленности «Мастерилка» рассчитана на 2 года обучения.

Общее количество учебных часов в 1-й год обучения – 144 часов, во 2-й год обучения – 144 часов.

Форма обучения – очная - заочная.

Форма занятий

  • фронтальная - одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповая - организация работы в группах;
  • индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Группы формируются из учащихся одного возраста или разного возраста (в таких группах для детей младшего возраста задание упрощённое, по возрасту и умению).

Практические занятия преобладают над теоретическими.

Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.

1-2 год обучения: 144 часов (1 учебный час=40 мин, занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 учебных часа)

2 год обучения -144 часов (1 учебный час=40 мин, занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 учебных часа)

Особенности организации образовательного процесса

Состав группы – постоянный.

Занятия – групповые.

Виды занятий – практические занятия, мастер-классы, мастерские, выполнение самостоятельной работы, выставки.

Группа учащихся – разновозрастная

1.2. Цель и задачи программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой студии художественной направленности «Мастерилка» ставит перед собой основную цель – формирование мотивации личности к познанию и творчеству, в процессе обучения технологиям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, экологической грамотности, воспитание патриотизма, нравственности.

Для реализации этой цели программа решает следующие задачи:

Личностные:

  • сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в области декоративно прикладного творчества;
  • сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности;
  • сформировать ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения.
  • формирование высоких эстетических норм в отношениях между людьми и в отношении человека к природе.

Метапредметные:

Коммуникативные:

  • способствование взаимному сотрудничеству педагога с учащимися и их родителей;
  • развивать умение вступать и вести диалог;
  • развитие кругозора и устной речи;

Регулятивные:

  • сформировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
  • сформировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • сформировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
  • сформировать умение работать в группе,

Познавательные:

  • способствовать развитию устойчивой мотивации к освоению различных техник декоративно-прикладного творчества;
  • сформировать потребность в саморазвитии и к творческой самореализации;
  • учить строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Предметные:

  • вырабатывание системы поступенного подхода к решению творческих задач;
  • формирование и приобретение конструкторских умений и навыков;
  • совершенствование умения и формирование навыков работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов.

См. продолжение программы