Программа для детей: 7-11 лет.
Срок реализации: 2 года
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Мастерилка» художественная, поскольку дети занимаются декоративно прикладной деятельностью, и программа ориентирована на развитие художественно-творческих способностей.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы творческой студии художественной направленности «Мастерилка» обусловлена тем, что в современном мире существует потребность воспитания всесторонне развитой личности, которую отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать и изобретать. Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений, чувство цвета и форм. У детей, занимающимися ручным трудом, наиболее развито пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что личность обучающегося формируется в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организована деятельность, чем больше она наполнена социально-значимым содержанием (в том числе патриотическим) и воспитывающими аспектами, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на учащегося, формирование у него социально-ценностных отношений к явлениям окружающей действительности, его самосознание, на самовоспитание духовных потребностей личности в труде, творчестве, общении.
Программа нацелена на то, чтобы учащиеся, овладев определёнными знаниями и умениями, могли создать своё неповторимое, неожиданное изделие, приложив свою фантазию, вкус, используя для работы известные, доступные материалы и выбрав новые или забытые старые технологии обработки.
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы творческой студии художественной направленности «Мастерилка» заключается в объединении различных технологий декоративно прикладного творчества, которые должны привлечь, заинтересовать и научить детей творить, фантазировать, воплощать задуманное на практике, совмещая и смешивая различные виды декоративно – прикладного творчества.
Адресат программы – учащиеся 7-11 лет.
В 7-8 лет
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
9-10 лет
Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. В этом возрасте ребята склонны постоянно меряться силами, готовы соревноваться буквально во всем.
11-12 лет
Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.
В связи с этими возрастными особенностями детей немаловажным условием реализации программы является создание системы социально-психолого-педагогических условий расширения и развития сфер самовыражения.
Уровень программы – базовый
Объем и срок освоения программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой студии художественной направленности «Мастерилка» рассчитана на 2 года обучения.
Общее количество учебных часов в 1-й год обучения – 144 часов, во 2-й год обучения – 144 часов.
Форма обучения – очная - заочная.
Форма занятий
- фронтальная - одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповая - организация работы в группах;
- индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Группы формируются из учащихся одного возраста или разного возраста (в таких группах для детей младшего возраста задание упрощённое, по возрасту и умению).
Практические занятия преобладают над теоретическими.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий.
1-2 год обучения: 144 часов (1 учебный час=40 мин, занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 учебных часа)
2 год обучения -144 часов (1 учебный час=40 мин, занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 учебных часа)
Особенности организации образовательного процесса
Состав группы – постоянный.
Занятия – групповые.
Виды занятий – практические занятия, мастер-классы, мастерские, выполнение самостоятельной работы, выставки.
Группа учащихся – разновозрастная
1.2. Цель и задачи программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа творческой студии художественной направленности «Мастерилка» ставит перед собой основную цель – формирование мотивации личности к познанию и творчеству, в процессе обучения технологиям изготовления изделий декоративно-прикладного творчества, экологической грамотности, воспитание патриотизма, нравственности.
Для реализации этой цели программа решает следующие задачи:
Личностные:
- сформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию в области декоративно прикладного творчества;
- сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе различных видов деятельности;
- сформировать ценность здорового и безопасного образа жизни; усвоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения.
- формирование высоких эстетических норм в отношениях между людьми и в отношении человека к природе.
Метапредметные:
Коммуникативные:
- способствование взаимному сотрудничеству педагога с учащимися и их родителей;
- развивать умение вступать и вести диалог;
- развитие кругозора и устной речи;
Регулятивные:
- сформировать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- сформировать умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- сформировать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками.
- сформировать умение работать в группе,
Познавательные:
- способствовать развитию устойчивой мотивации к освоению различных техник декоративно-прикладного творчества;
- сформировать потребность в саморазвитии и к творческой самореализации;
- учить строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Предметные:
- вырабатывание системы поступенного подхода к решению творческих задач;
- формирование и приобретение конструкторских умений и навыков;
- совершенствование умения и формирование навыков работы с наиболее распространенными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке различных материалов.