Конспект урока по предмету "Математические представления". "Форма предмета. Круг"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика

Классы: д/с, 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (12 МБ)


Данный урок проводится с обучающимися 1 дополнительного класса в соответствии с требованиями ФГОС ОО с УО (ИН) на основании примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.2).

У обучающихся системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости. Взаимодействие обучающегося с педагогом происходит с использованием невербальных средств общения. Разноуровневые задания учитывают индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ. Презентация к уроку является основным инструментом визуализации изучаемой темы.

Урок способствует формированию у обучающихся умений распознавать и различать круг как геометрическую фигуру и предметы, имеющие форму круга, исследовать изучаемые объекты с использованием различных анализаторов.
Использование игровых приемов является здоровьесберегающим фактором, смена деятельности во время урока является оптимальной и соответствует психофизическим особенностям обучающихся с ОВЗ.

Средства обучения, используемые во время урока, универсальны. Могут применяться во время других уроков, во внеурочной и внеклассной деятельности.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Образовательные ресурсы (средства обучения):

  • Цветовые дорожки (Приложение 1).
  • Массажные мячики.
  • Тактильное лото Монтессори с планшетом.
  • Карточка со словом «круг» (по количеству обучающихся).
  • Магнитные буквы (для составления слова «круг», по количеству обучающихся)
  • Магнитная доска.
  • По одному картонному кругу красного, зеленого и желтого цвета (Приложение 2).
  • Игровое поле игры «Твистер».
  • Игровое поле для игры «Лягушата» (формата А4, заламинированные листы) (Приложение 3).
  • Пирамидки с разноцветными пластиковыми кольцами.
  • Кукла (40-60 см).
  • Скатерть, игрушечная посуда.
  • Сладости круглой формы (крекер, сушки, мармелад и прочее).
  • Колокольчик.
  • Цифровой планшет (для обучающихся, для которых необходимо наличие тьютора).
  • Ноутбук, проектор, экран.

Цели урока: познакомить обучающихся с геометрической формой - круг.

Введение базовых учебных действий:

- формирование предметных результатов: умение рассматривать, называть и узнавать предметы совместно с учителем. Работать по образцу и подражанию. Научиться собирать по порядку буквы в слове по имеющемуся образцу. Способствовать формированию умения установления связи «изображение предмета - обозначение предмета словом».

- формирование метапредметных результатов:

  • познавательные: расширение кругозора и словарного запаса обучающегося по темам «Форма предмета», «Цвета», «Предметы вокруг нас», «Посуда», «Продукты питания».
  • коммуникативные: поддерживать контакт во время урока; умение понимать обращенную речь учителя; правильно реагировать на просьбы учителя; вступать в диалог, используя вербальные и невербальные средства общения.
  • регулятивные: вести себя в соответствии с речевыми конструкциями педагога, не нарушать дисциплину во время урока, выражать свои желания приемлемым способом. Соблюдать правило очередности выполнения учебных заданий среди группы обучающихся.

- формирование личностных результатов: осознания ребенком себя как части детского школьного коллектива. Повышение мотивации обучения через похвалу и одобрение со стороны взрослых.

Формы и методы обучения: групповой метод обучения.

По способу передачи знаний: частично-поисковый.

Этап урока,
время

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Мотивация
2 мин.

Рассаживаются за парты, внимательно слушают учителя. Настраиваются на работу.
На планшетах презентация у обучающихся, которые сопровождаются тьютороми.

Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята!
Вот весело звонит звонок- начинается урок! (Учитель звенит в колокольчик).
-Начинается урок «Математические представления».
(Учитель предъявляет на визуальном расписании дня карточку PECS, обозначающую данный предмет)

Актуализация
знаний
4 мин.

Обучающиеся внимательно слушают, смотрят на экран.

Указывают красный цвет на цветовых дорожках, прикрепленных к партам. (Приложение 1).

Слайд 2.
- Мы смотрим с вами на экран. У нас на урок пришел Колобок.
- Вот он (учитель указывает на анимационную картинку слева).
- Он принес нам круг. Посмотрите, он большой и красный.
- Покажите на цветовых дорожках, где красный цвет?

Постановка
учебной задачи
4 мин.

 

Обучающиеся высказывают свое желание выйти к доске и выполнить задание. В случае, когда нет желающих - учитель сам проявляет инициативу, подходит к обучающемуся и сопровождает его к доске.

Слайд 3.

- А теперь мы покажем форму круга.
Поднимите руку. Кто хочет выйти к доске и показать нам круг?

При выполнении задания обучающийся обводит пальчиком круг по предложенной анимации, слушает стихотворение. Выполняет 4-5 обводки по анимационному кругу. - «Крутим пальчиком мы круг,
Круглым станет все вокруг!»
Молодец! Это круг!
- Кто еще хочет обвести пальчиком наш круг?
(Задание выполняется с каждым обучающимся.
Выполнение упражнения подкрепляется фразой «Это круг!»).

Гимнастика с массажными мячиками
2 мин.

 

Слайд 4.
- Что-то наши ручки загрустили. Давайте, ребята, мы развеселим наши ладошки гимнастикой с мячиками!

Учитель раздает массажные мячики обучающимся. Читает стихотворение, выполняя упражнение по алгоритму, следит за точностью выполнения задания обучающимися.

Обучающиеся выполняют упражнение самостоятельно, либо с помощью тьютора и учителя. Прыгал мячик по дорожке,
(катаем мячик между ладоней)
И попал в мои ладошки,
(Спрятали мячик в ладошках)
Будем мы с тобой играть, (перекладываем с одной руки в другую)
Мои ручки развивать.
Здравствуй мячик желтый бок,
(перекладываем мячик с одной ладошки в другую)
Кругленький как колобок.
Посиди в моих ладошках, (спрятать мячик в ладошках)
Отдохни на них немножко.
Я тебя слегка сожму (катаем мячик в ладошках)
Покатаю, покручу,
А потом пущу в лесок, (подбрасываем мячик и ловим)
Прыгай дальше колобок.

Открытие
нового знания
8 мин.

Обучающиеся должны расположить полученный круг на парте перед собой.
После получения карточки со словом «Круг», они «подписывают» фигуру, располагая карточку под кругом.

Обучающиеся слушают учителя и смотрят выполнение набора слова из букв.

Слайд 5.
- Положите перед собой на парту красный круг. (Приложение 2)
А теперь мы подпишем его. «Круг»
(Учитель выдает обучающимся красные круги из картона. После того, как все обучающиеся разместят на парте перед собой, учитель выдает им карточки со словом «Круг»).

Обучающиеся хором произносят звук «У» - Я соберу слово «круг» из магнитных букв. Посмотрите на доску. Я беру букву К и прикрепляю ее на слово. Затем я возьму букву Р. После этого я прикрепляю букву Р на слово. А это какая буква? Правильно, это буква У. Давайте вместе назовем её. УУУУУ! Осталась буква Г. Вот она. Я возьму букву Г и прикреплю ее на слово. У меня получилось слово «круг».
Выполнение задания индивидуально. - Из магнитных букв мы соберем слово «круг». Найдите на парте букву К. Покажите ее, возьмите ее в руку. Молодцы! А теперь положим букву К на слово.
(С остальными буквами поступают аналогично. Учитель контролирует выполнение задания, исправляет ошибки и/или показывает обучающемуся, как выполнить задание верно).
Обучающиеся хлопают в ладоши, закрепляя поощрение от учителя. - Вы хорошо справились с заданием! Молодцы! Давайте похлопаем в ладоши, что мы справились с заданием!

Первичное закрепление
5 мин.

 

Слайд 6.
Сейчас мы с вами поиграем в лото. Посмотрите- сколько у нас бочонков лото. И все они с разноцветными и разными крышками. Давайте потрогаем пальчиками крышечки. Какие-то мягкие, какие-то твердые. А здесь бусинки, а вот здесь зерна фасоли. На этом бочоночке гречка.А здесь прикреплены маленькие звездочки.
Давайте с вам, ребята, проведем пальчиком по крышке бочонка. (пальчиком обучающегося осуществляются движения по кругу несколько раз, повторяя «Это круг!»)

Слайд 7.

Если в наличие есть планшеты для тактильного лото по количеству обучающихся в классе, то можно предложить выполнить задание на исследование материалов на бочонках, а также соотношение бочонка и подставки на планшете.
Повторение основных цветов, в которые окрашены крышки бочонков лото- можно рассматривать как дополнительное задание и зависит от индивидуальных возможностей каждого обучающегося.

Самостоятельная работа с проверкой
4 мин.

Обучающиеся выполняют задание без помощи учителя.
Показывают желтый цвет на цветовой дорожке.

Слайд 8.
- Мы выполним упражнение с кругами. Я вам даю еще один круг. Ребята, какого он цвета? Покажите мне его цвет на дорожке. Правильно, круг желтый.
Посмотрите на доску. Положите круги вот так. Красный круг. Рядом с ним - желтый круг.

Выкладывают круги по словесной инструкции учителя и наглядном примере на слайде.

Показывают зеленый цвет на цветовой дорожке, добавляют зеленый круг к красному и желтому.

Слайд 9.

- Добавим еще один круг. Какой это цвет? Покажите его. Правильно, это зеленый цвет. Положим его рядом с другими кругами.

- Какие красивые у нас получились дорожки из кругов!

Рассматривают игровое поле игры «Твистер».

Слайд 10.
- Ребята, посмотрите, у нас есть волшебный ковер для кругов. Посмотрите!
(в кабинете разворачивают игровое поле для игры в «Твистер»)

- Сейчас мы по очереди положим наши круги на ковер. Итак, начинаем! Красный круг положим на красный круг ковра. Желтый круг - на желтый круг. А зеленый круг на зеленый. Посмотрите, как здорово у вас получилось его украсить! Молодцы!

Слушают инструкцию учителя, по очереди подходят и выкладывают картонные круги в соответствие с цветом игрового поля. Игровое поле игры «Твистер» можно заменить контуром круга, который выполнен обычной изолентой, прикрепленной к полу в кабинете. Можно предложить сложить картонные круги в большой круг.

Включение знания в систему
7 мин.

Обучающиеся выходят из-за парт, становятся в круг вместе с учителем. Выполняют задание по подобию.

 

 

 

 

Аплодируют друг другу, садятся за парты.

Слайд 11.

- Сейчас мы покажем пальчиковую гимнастику «Зайчики». Выходим все из-за парт. Я рассказываю стихотворение, а вы показываете его вместе со мной.

Жили-были зайчики
На лесной опушке.
Жили-были зайчики
В беленькой избушке.
Мыли свои ушки,
Мыли свои лапочки,
Наряжались зайчики,
Надевали тапочки.

- Молодцы, ребята! Вы все хорошо справились с заданием. Садимся за парты.

Проявляют инициативу, стремятся выйти к доске и выполнить задание.

Слайд 12.
На экране круги. Их много. Кто хочет выйти к доске и показать всем круги?
(выполняется задание по желанию обучающихся)

Слайд 13.
На парты выдаются карточки для игры «Лягушата». Изображения цветные, заламинированые. (Приложение 3)

Обучающиеся слушают учителя, стараются удержать заданную позу руки продолжительное время и перемещать руку по игровому полю.

- Мы поиграем в игру. Она называется «Лягушата». Сложим руку в кулачок. Двумя пальчиками, указательным и средним, будем прыгать по кругам. Вот так. (учитель показывает скачки пальцами, имитируя прыжки лягушки).

Данные карточки можно использовать при развитии графических навыков обучающихся, разукрашивая их фломастерами разного цвета, учиться обводить круги и закрашивать, заполняя контур. Карточки многоразового использования. След от фломастера легко удаляется влажной салфеткой.

Рассматривают изображение на доске, слушают учителя. Выходят к доске для демонстрации предметов, имеющих форму круга.

Слайд 14.
Много предметов вокруг нас похожи на круг, посмотрите на доску.
Покажите на доске колесо, бубен, часы, арбуз, пирожное, тарелку.

Более простого уровня задание - рассматривание разноцветных пластиковых кругов пирамидки.

Слайд 15.

- Посмотрим на эту картинку.

Учитель зачитывает стихотворение , демонстрируя на доске перечисляемые предметы:

Это круг, и это круг
Много есть кругов вокруг!
Гранат круглый, диск, калач,
Шарик, компас, школьный мяч!

Итоги урока.
Рефлексия
2 мин.

Обучающиеся выходят из-за парт, переходят в игровую зону кабинета. Слушают итоги урока. Принимают угощения.

Слайд 16.

- Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Мы изучили форму круга.
Давайте все вместе угостим куклу чаем и угощениями.

Дети встают из-за парт и подходят к накрытому игрушечному столу. Посуда кукольная, угощения настоящие. Главная их особенность- круглая форма.

Куклу чай пить посажу,
Угощенья разложу,
Крекеры и сушки, пончики, ватрушки,
И тарелку мармелада,
То-то кукла будет рада!

В ходе повествования угощаем обучающихся.

Домашнее задание 2 мин.

Без домашнего задания

Без домашнего задания.
Можно использовать как резервное время.

Источники

  1. http://ae01.alicdn.com/kf/HTB17vXzKVXXXXcyXpXXq6xXFXXXK/-.jpg_q50.jpg
  2. http://suharik-kirov.ru/media/Goods/Image/2020-03-24/9c4f785d40fffc6efe9e08203eff1451_2.jpg
  3. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/38069/2924cff6-5513-4bf0-9d4f-76c6f0164d57/s1200?webp=false
  4. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/49816/7bd7805a-a34b-44f9-ae5e-1edb78d93fc8/s1200?webp=false
  5. https://domoidostavim.ru/images/static/products/3c409739-a2a8-4763-879e-b77103c9799a.jpg
  6. https://infourok.ru/kartoteka-igr-s-massazhnim-myachikom-sudzhok-2854260.html
  7. https://korobeyniki.spb.ru/wp-content/uploads/2020/04/281545679_w640_h640_tehniko-tehnologicheskie-karty-na.jpg
  8. https://sun3-12.userapi.com/YgDjVpH9EWmWqnOzRh3xaSWaKd1slprqgmVt3Q/tFBOpD6-W8k.jpg
  9. https://thumbs.dreamstime.com/b/идет-вокруг-мира-7896537.jpg
  10. https://www.cheatsheet.com/wp-content/uploads/2019/04/ritz-1024x968.jpg?x32077
  11. https://www.kindereducation.com/wp-content/uploads/2015/12/круг.jpg
  12. https://www.liveinternet.ru/users/irisha___irishka/post285209664/
  13. Авторские фотографии и стихотворения