Данный урок проводится с обучающимися 1 дополнительного класса в соответствии с требованиями ФГОС ОО с УО (ИН) на основании примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.2).
У обучающихся системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости. Взаимодействие обучающегося с педагогом происходит с использованием невербальных средств общения. Разноуровневые задания учитывают индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ. Презентация к уроку является основным инструментом визуализации изучаемой темы.
Урок способствует формированию у обучающихся умений распознавать и различать круг как геометрическую фигуру и предметы, имеющие форму круга, исследовать изучаемые объекты с использованием различных анализаторов.
Использование игровых приемов является здоровьесберегающим фактором, смена деятельности во время урока является оптимальной и соответствует психофизическим особенностям обучающихся с ОВЗ.
Средства обучения, используемые во время урока, универсальны. Могут применяться во время других уроков, во внеурочной и внеклассной деятельности.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Образовательные ресурсы (средства обучения):
- Цветовые дорожки (Приложение 1).
- Массажные мячики.
- Тактильное лото Монтессори с планшетом.
- Карточка со словом «круг» (по количеству обучающихся).
- Магнитные буквы (для составления слова «круг», по количеству обучающихся)
- Магнитная доска.
- По одному картонному кругу красного, зеленого и желтого цвета (Приложение 2).
- Игровое поле игры «Твистер».
- Игровое поле для игры «Лягушата» (формата А4, заламинированные листы) (Приложение 3).
- Пирамидки с разноцветными пластиковыми кольцами.
- Кукла (40-60 см).
- Скатерть, игрушечная посуда.
- Сладости круглой формы (крекер, сушки, мармелад и прочее).
- Колокольчик.
- Цифровой планшет (для обучающихся, для которых необходимо наличие тьютора).
- Ноутбук, проектор, экран.
Цели урока: познакомить обучающихся с геометрической формой - круг.
Введение базовых учебных действий:
- формирование предметных результатов: умение рассматривать, называть и узнавать предметы совместно с учителем. Работать по образцу и подражанию. Научиться собирать по порядку буквы в слове по имеющемуся образцу. Способствовать формированию умения установления связи «изображение предмета - обозначение предмета словом».
- формирование метапредметных результатов:
- познавательные: расширение кругозора и словарного запаса обучающегося по темам «Форма предмета», «Цвета», «Предметы вокруг нас», «Посуда», «Продукты питания».
- коммуникативные: поддерживать контакт во время урока; умение понимать обращенную речь учителя; правильно реагировать на просьбы учителя; вступать в диалог, используя вербальные и невербальные средства общения.
- регулятивные: вести себя в соответствии с речевыми конструкциями педагога, не нарушать дисциплину во время урока, выражать свои желания приемлемым способом. Соблюдать правило очередности выполнения учебных заданий среди группы обучающихся.
- формирование личностных результатов: осознания ребенком себя как части детского школьного коллектива. Повышение мотивации обучения через похвалу и одобрение со стороны взрослых.
Формы и методы обучения: групповой метод обучения.
По способу передачи знаний: частично-поисковый.
Этап урока, |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Мотивация |
Рассаживаются за парты, внимательно слушают учителя. Настраиваются на работу. |
Слайд 1. |
Актуализация |
Обучающиеся внимательно слушают, смотрят на экран. Указывают красный цвет на цветовых дорожках, прикрепленных к партам. (Приложение 1). |
Слайд 2. |
Постановка |
Обучающиеся высказывают свое желание выйти к доске и выполнить задание. В случае, когда нет желающих - учитель сам проявляет инициативу, подходит к обучающемуся и сопровождает его к доске. |
Слайд 3. - А теперь мы покажем форму круга. |
При выполнении задания обучающийся обводит пальчиком круг по предложенной анимации, слушает стихотворение. Выполняет 4-5 обводки по анимационному кругу. | - «Крутим пальчиком мы круг, Круглым станет все вокруг!» Молодец! Это круг! - Кто еще хочет обвести пальчиком наш круг? (Задание выполняется с каждым обучающимся. Выполнение упражнения подкрепляется фразой «Это круг!»). |
|
Гимнастика с массажными мячиками |
Слайд 4. Учитель раздает массажные мячики обучающимся. Читает стихотворение, выполняя упражнение по алгоритму, следит за точностью выполнения задания обучающимися. |
|
Обучающиеся выполняют упражнение самостоятельно, либо с помощью тьютора и учителя. | Прыгал мячик по дорожке, (катаем мячик между ладоней) И попал в мои ладошки, (Спрятали мячик в ладошках) Будем мы с тобой играть, (перекладываем с одной руки в другую) Мои ручки развивать. Здравствуй мячик желтый бок, (перекладываем мячик с одной ладошки в другую) Кругленький как колобок. Посиди в моих ладошках, (спрятать мячик в ладошках) Отдохни на них немножко. Я тебя слегка сожму (катаем мячик в ладошках) Покатаю, покручу, А потом пущу в лесок, (подбрасываем мячик и ловим) Прыгай дальше колобок. |
|
Открытие |
Обучающиеся должны расположить полученный круг на парте перед собой. Обучающиеся слушают учителя и смотрят выполнение набора слова из букв. |
Слайд 5. |
Обучающиеся хором произносят звук «У» | - Я соберу слово «круг» из магнитных букв. Посмотрите на доску. Я беру букву К и прикрепляю ее на слово. Затем я возьму букву Р. После этого я прикрепляю букву Р на слово. А это какая буква? Правильно, это буква У. Давайте вместе назовем её. УУУУУ! Осталась буква Г. Вот она. Я возьму букву Г и прикреплю ее на слово. У меня получилось слово «круг». | |
Выполнение задания индивидуально. | - Из магнитных букв мы соберем слово «круг». Найдите на парте букву К. Покажите ее, возьмите ее в руку. Молодцы! А теперь положим букву К на слово. (С остальными буквами поступают аналогично. Учитель контролирует выполнение задания, исправляет ошибки и/или показывает обучающемуся, как выполнить задание верно). |
|
Обучающиеся хлопают в ладоши, закрепляя поощрение от учителя. | - Вы хорошо справились с заданием! Молодцы! Давайте похлопаем в ладоши, что мы справились с заданием! | |
Первичное закрепление |
|
Слайд 6. Слайд 7. Если в наличие есть планшеты для тактильного лото по количеству обучающихся в классе, то можно предложить выполнить задание на исследование материалов на бочонках, а также соотношение бочонка и подставки на планшете. |
Самостоятельная работа с проверкой |
Обучающиеся выполняют задание без помощи учителя. |
Слайд 8. |
Выкладывают круги по словесной инструкции учителя и наглядном примере на слайде. Показывают зеленый цвет на цветовой дорожке, добавляют зеленый круг к красному и желтому. |
Слайд 9. - Добавим еще один круг. Какой это цвет? Покажите его. Правильно, это зеленый цвет. Положим его рядом с другими кругами. - Какие красивые у нас получились дорожки из кругов! |
|
Рассматривают игровое поле игры «Твистер». | Слайд 10. - Сейчас мы по очереди положим наши круги на ковер. Итак, начинаем! Красный круг положим на красный круг ковра. Желтый круг - на желтый круг. А зеленый круг на зеленый. Посмотрите, как здорово у вас получилось его украсить! Молодцы! |
|
Слушают инструкцию учителя, по очереди подходят и выкладывают картонные круги в соответствие с цветом игрового поля. | Игровое поле игры «Твистер» можно заменить контуром круга, который выполнен обычной изолентой, прикрепленной к полу в кабинете. Можно предложить сложить картонные круги в большой круг. | |
Включение знания в систему |
Обучающиеся выходят из-за парт, становятся в круг вместе с учителем. Выполняют задание по подобию.
Аплодируют друг другу, садятся за парты. |
Слайд 11. - Сейчас мы покажем пальчиковую гимнастику «Зайчики». Выходим все из-за парт. Я рассказываю стихотворение, а вы показываете его вместе со мной. Жили-были зайчики - Молодцы, ребята! Вы все хорошо справились с заданием. Садимся за парты. |
Проявляют инициативу, стремятся выйти к доске и выполнить задание. | Слайд 12. Слайд 13. |
|
Обучающиеся слушают учителя, стараются удержать заданную позу руки продолжительное время и перемещать руку по игровому полю. | - Мы поиграем в игру. Она называется «Лягушата». Сложим руку в кулачок. Двумя пальчиками, указательным и средним, будем прыгать по кругам. Вот так. (учитель показывает скачки пальцами, имитируя прыжки лягушки). Данные карточки можно использовать при развитии графических навыков обучающихся, разукрашивая их фломастерами разного цвета, учиться обводить круги и закрашивать, заполняя контур. Карточки многоразового использования. След от фломастера легко удаляется влажной салфеткой. |
|
Рассматривают изображение на доске, слушают учителя. Выходят к доске для демонстрации предметов, имеющих форму круга. | Слайд 14. Более простого уровня задание - рассматривание разноцветных пластиковых кругов пирамидки. Слайд 15. - Посмотрим на эту картинку. Учитель зачитывает стихотворение , демонстрируя на доске перечисляемые предметы: Это круг, и это круг |
|
Итоги урока. |
Обучающиеся выходят из-за парт, переходят в игровую зону кабинета. Слушают итоги урока. Принимают угощения. |
Слайд 16. - Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Мы изучили форму круга. Дети встают из-за парт и подходят к накрытому игрушечному столу. Посуда кукольная, угощения настоящие. Главная их особенность- круглая форма. Куклу чай пить посажу, В ходе повествования угощаем обучающихся. |
Домашнее задание 2 мин. |
Без домашнего задания |
Без домашнего задания. |
Источники
- http://ae01.alicdn.com/kf/HTB17vXzKVXXXXcyXpXXq6xXFXXXK/-.jpg_q50.jpg
- http://suharik-kirov.ru/media/Goods/Image/2020-03-24/9c4f785d40fffc6efe9e08203eff1451_2.jpg
- https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/38069/2924cff6-5513-4bf0-9d4f-76c6f0164d57/s1200?webp=false
- https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/49816/7bd7805a-a34b-44f9-ae5e-1edb78d93fc8/s1200?webp=false
- https://domoidostavim.ru/images/static/products/3c409739-a2a8-4763-879e-b77103c9799a.jpg
- https://infourok.ru/kartoteka-igr-s-massazhnim-myachikom-sudzhok-2854260.html
- https://korobeyniki.spb.ru/wp-content/uploads/2020/04/281545679_w640_h640_tehniko-tehnologicheskie-karty-na.jpg
- https://sun3-12.userapi.com/YgDjVpH9EWmWqnOzRh3xaSWaKd1slprqgmVt3Q/tFBOpD6-W8k.jpg
- https://thumbs.dreamstime.com/b/идет-вокруг-мира-7896537.jpg
- https://www.cheatsheet.com/wp-content/uploads/2019/04/ritz-1024x968.jpg?x32077
- https://www.kindereducation.com/wp-content/uploads/2015/12/круг.jpg
- https://www.liveinternet.ru/users/irisha___irishka/post285209664/
- Авторские фотографии и стихотворения