Открытый урок "Вода. Растворы. Растворимость веществ в воде"

Разделы: Химия

Класс: 8

Ключевые слова: растворимость, насыщенный раствор, морская вода


Шаблон технологической карты урока

Тема урока Вода. Растворы. Растворимость веществ в воде. С применением ИКТ
Учебник Химия. 8 класс. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. М.: Просвещение, 2017
Автор урока Абдулхакова Эмма Альфредовна
Тип урока Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Цель урока расширение знаний учащихся о растворах и процессе растворимости, дать классификацию растворов, рассмотреть зависимость растворимости веществ от разных факторов
Задачи урока Развивающие:

- развивать интерес к химии,

- развивать способность к экспериментальному исследованию и творческие навыки,

- развивать мышление,

- развивать социальную активность учащихся через установку межпредметных связей,

- развивать кругозор учащихся.

Образовательные:

- изучить процесс растворимости, как физико-химический процесс,

- рассмотреть классификацию веществ по растворимости,

- рассмотреть классификацию растворов по содержанию растворенного вещества,

- рассмотреть зависимость растворимости веществ от разных факторов.

Воспитательные:

- воспитывать общую культуру,

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде,

- эстетическое воспитание

Планируемые результаты 1. Знать основные понятия « раствор», «растворение», «насыщенный раствор», «ненасыщенный раствор», «гидраты» (Познавательные УУД).

2. Объяснять сущность процесса растворения (Познавательные УУД).

3. Уметь сотрудничать в команде (Коммуникативные УУД).

4. Оценить уровень своих знаний и умений (Регулятивные УУД).

5. Уметь управлять своей учебной деятельностью и определять свои потребности (Личностные УУД).

6. Осознать возможность познаваемости окружающего мира на основе научных методов: наблюдения и эксперимента (Личностные УУД)

Организация пространства (смена рабочих зон, «перевернутый урок», традиционное обучение) Традиционное обучение
Виды деятельности на уроке (коллективная (фронтальная) работа, кооперативно-групповая работа, индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая (лабораторная) работа, творческая и/или исследовательская работа, реферирование материала) Коллективная (фронтальная) работа
Необходимое оборудование и программное обеспечение Документ-камера, ноутбук, проектор

Организационная структура урока

Этапы
урока
Длитель-
ность
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
Учебные материала
(ссылка на цифровые ресурсы)
Организа-
ционный этап
1 мин. Приветствует учащихся.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Отмечает отсутствующих

Приветствуют учителя.

Проверяют наличие учебных принадлежностей

 
Постановка цели и задач урока 7 мин. (Презентация)

Как вы думаете о чём мы с вами будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему урока.

(Слайд 1) Запишите тему урока в тетради «Вода – растворитель. Растворы».

Сформулируйте цель урока.

Цели урока: дать определение понятию «раствор».

Изучить процесс растворения веществ в воде. Узнать, из каких частей может состоять раствор.

Дети рассматривают слайд и формулируют тему урока

Записывают тему урока в тетради.

Учащиеся думают и отвечают.

 
Мотивация учебной деятельности учащихся 4 мин. Создание проблемной ситуации.

Демонстрация растворения сахара. Какое это явление?

Высказывают свои предположения Состав раствора. Видеофрагмент https://2035school.ru/lesson/rastvory_
rastvorimost/
Актуализация знаний 12 мин. Смотрим видео. И даем определение раствору.

Знаете ли вы, что является растворенным веществом и растворителем для каждого из этих растворов?

- Напиток кола.

- Духи.

- Морская вода.

- Раствор сульфат меди (II).

- Лак для ногтей.

- Сироп.

Изучение свойств растворов занимает важное место в современной науке. В химии процессы растворения рассматриваются с позиций трёх теорий: физической, химической, физико-химической.

Что происходит во время процесса растворения?

А теперь посмотрим видеофрагмент.

Растворы бывают насыщенные и ненасыщенные.

Записывают в тетради определение раствора.

Учащиеся определяют, что является растворителем и растворенным веществом.

 

Учащиеся размышляют.

Что такое раствор. Видеофрагмент https://2035school.ru/lesson/rastvory_
rastvorimost/

Иллюстрация

https://2035school.ru/lesson/rastvory_
rastvorimost/

 

Что происходит во время процесса растворения?

Видеофрагмент

https://2035school.ru/lesson/
diffuziya_i_rastvorenie/

Насыщенные и ненасыщенные растворы

https://2035school.ru/lesson/
rastvory_rastvorimost/

Первичное усвоение новых знаний 5 мин. Задание. Заполните таблицу.

Вода, хлорид натрия, углекислый газ, вода, содовая вода, уксус

Дети заполняют таблицу Тренажер.

Задание.
https://2035school.ru/lesson/
rastvory_rastvorimost/

Физкульт-
минутка
1 мин. Проведение упражнений Учащиеся выполняют упражнение для глаз  
Первичная проверка понимания 5 мин. Задание 1. Посмотрите, растворимы ли следующие вещества в воде и в керосине.

Задание 2. Выберите растворимое вещество и растворитель, которые при смешивании образуют раствор.

Задание 3. Закончите предложение. 

Отвечают на поставленные задачи. Факторы, влияющие на процесс растворения. Задание 1, 2 и 3.

https://2035school.ru/lesson/
diffuziya_i_rastvorenie/

Первичное закрепление 5 мин. Задание. Просмотрите видео и закончите предложения.   Влияние температуры на растворение веществ в воде
https://2035school.ru/lesson/
rastvory_rastvorimost/
Рефлексия (подведение итогов занятия) 4 мин. (На экран выводятся вопросы с помощью документ-камеры.)

1. На уроке я работал…

2. Своей работой на уроке я…

3. Урок для меня показался…

4. За урок я…

5. Мое настроение…

6. Материал урока мне был…

Учащиеся каждый на листочке прописывают, а некоторые и проговаривают ответы на вопросы.  
Информация о домашнем задании, инструктаж 1 мин. Запишите домашнее задание. Повторить изученный материал. Составить кроссворд по теме. Записывают домашнее задание  

Перечень используемых на данном уроке объектов электронных организационных ресурсов (ЭОР) платформы «Открытая школа»

Название объекта ЭОР (как указано на страницах ресурса Тип, вид объекта (текст, иллюстрация, видеофрагмент, тренажер, симулятор и т.д.) Ссылка на ЭОР из «Открытой школы» Примечание: Какую роль играет этот ЭОР на данном уроке (например, отработка вычислительных навыков, повторение материала и т.п.)
Растворы. Растворимость Видеофрагменты, тренажер, иллюстрация https://2035school.ru/lesson/
rastvory_rastvorimost/
объяснение материала, проверка знаний
Диффузия и растворение Видеофрагменты, тренажер, иллюстрация https://2035school.ru/lesson/
diffuziya_i_rastvorenie/
объяснение материала, проверка знаний