Духовно-нравственное воспитание младших школьников

13.06.2020

«Наука может раздолбить скалу, сплюснуть глыбу металла, но смягчить жестокое, чёрствое сердце человека ей не дано… Наука бессильна против нравственного зла» говорил Епископ Православной Российской Церкви; богослов, публицист, проповедник Феофан Затворник.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

Транслируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

Я.А.Коменский говорил, что «добродетель взращивается посредством дела, а не посредством болтовни».

Сегодня все более очевидной становится потребность в одухотворении образования, в возвращении его к первоначальному смыслу: «образовать» – значит, помочь человеку сформировать Образ мира, в котором духовно-нравственные приоритеты бесспорны.

«Всеобщая информатизация приводит к тому, что люди привыкают жить как бы в двух параллельных мирах – в привычном от рождения реальном физическом мире, и гиперпространстве, порождаемом компьютерными сетями… Нормы этики не всегда автоматически переносятся на мир виртуальный. Более того, происходит обратная психосоциальная деформация личности, суть которой состоит в переносе сложившегося у пользователей Интернета представлений, что в нем нет владельца, хозяина, поэтому можно взять без спроса всё, что угодно. Человек выходит в реальный мир и совершает аналогичные поступки» Г.Л.Глейзер. Еще Я.А.Коменский утверждал, что следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане. Великий А.С.Пушкин говорил о том, что отсутствие воспитания есть корень всякого зла, а Д.И.Менделеев писал еще резче – «Знание без воспитания – меч в руках сумасшедшего».

Знакомство с православной культурой дает представление о народных верованиях, традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, истории народа. На занятиях учащиеся рассматривают изображения икон и картин с сюжетами из Библии, с православными праздниками, знакомятся с литературными произведениями на религиозные и нравственные темы. Процесс сопереживания имеет огромное значение в развитии чувств ребенка, ведь то, что его волнует, интересует, выражает его сущность, его индивидуальность. Воспитание духовности, нравственного отношения к жизни, развитие художественного вкуса, комплексное приобщение ребенка к миру искусства является важнейшими задачами художественной педагогики.

Главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру. Нравственное здоровье каждого человека, каждой семьи можно прокомментировать посредством народного фольклора. Поэтому на уроках всегда использую поговорки, пословицы и другие жанры устного народного творчества. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности. Наши предки считали, что человеку нужно не просто любить труд, а иметь привычку, потребность трудиться, не проводить время впустую. Свою трудовую школу маленький ребенок начинал рядом с отцом-матерью, бабушкой-дедушкой. Сначала он просто подавал инструменты и наблюдал за работой, потом ему доверяли «закончить» работу, например, отрезать нитку на шитье, до конца забить гвоздь. Подрастая, ребенок тянулся к более сложной работе и так постепенно учился всем ремеслам, которые знали его родители. С раннего возраста каждому ребенку выделяли свои особые грядки, которые он сам поливал, полол, соревнуясь с братьями и сестрами. Осенью сравнивали полученный урожай. Были у детей и «свои» животные-детеныши, за которыми они сами ухаживали. Так постепенно, посильным трудом дети входили в рабочую жизнь семьи. Хотя слова «труд» и «трудно» очень похожи, но труд на благо семьи приносил много радости.

Один из видов посильного детям этого возраста труда – труд учения. Многие учителя помнят, что существовала раньше оценка «за прилежание». Учение требует таких важных качеств, как терпение, послушание учителю в выполнении его требований, настойчивость в преодолении трудностей. Деятельность учения формирует характер ребенка. Многие дети сегодня приходят в школу без необходимого настроя на учение, на ежедневную работу, на уважение к учителю. Ценность учения нужно снова и снова обсуждать и подчеркивать в общении с детьми. Это тем более важно, что стиль учения формируется в школьном возрасте, а учиться современный человек должен быть готов всю жизнь. В последние годы в системе образования прослеживается тенденция возвращения к народной педагогике, что является главным условием национального возрождения и основой познания духовного наследия каждого народа. воспитание традиция народная педагогика. Следовательно, этнопедагогика является ведущей концепцией дальнейшего развития национальной школы, так как воспитание на основе народной педагогики дает возможность привить любовь к ценностям материальной и духовной культуры своего народа. Через народные традиции ребенок может развиться, может проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявляет себя и развивается. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Мы выявили, что ознакомление ребенка в школе с народными традициями помогает ребенку намного лучше развиваться как личность. Тем более воспитательное значение этих социальных явлений вызывают горячее стремление следовать примерам установившихся норм и правил. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.

В.А.Сухомлинский писал: «Я добиваюсь того, чтобы нравственные ценности, созданные и завоёванные человечеством в прошлом, и получившие расцвет в наши дни, стали духовным богатством каждого ребенка…».

Литература

1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей школьного возраста. Как помочь ребенку? М.: Речь, Сфера, 2012. 288 с.

2. Антонова Р.Я. Воспитание детей: идеи и опыт народной педагогики. Якутск: Просвещение, 1995. 218 с.

3. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников. Нач. школа. 2005. №11. С. 68–71.

4. Артюхова И.С. Ценности и воспитание. И.С. Артюхова // Педагогика, 1999.  №4. С. 78–80.

5. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие. / Е.В. Бондаревская. Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986. 361 с.

6. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М.: Педагогика, 1979. 461 с.

7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А.Сухомлинский. М: Просвещение, 1980. 258 с.


a_id: 682189