Цель урока: создание условий для приобретения и расширения знаний учащихся по теме «Решение задач с помощью уравнений».
Задачи урока:
Познавательные
- повторить нахождение неизвестных компонентов уравнения: слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого;
- продолжить работу над совершенствованием умений составлять уравнение по условию задачи;
- проверить усвоение материала.
Развивающие
- развивать умение анализировать условие задачи и по условию составлять уравнение;
- развивать вычислительные навыки учащихся;
- развивать мыслительный процесс, познавательный интерес, математическую речь учащихся;
Воспитательные
- воспитывать внимательность, наблюдательность, положительное отношение к обучению.
Содержание темы: урок по математики разработан для учащихся 5 класса.
Тип урока: урок изучения нового материала и промежуточного контроля усвоения учащимися изученного материала.
Планируемые результаты:
- Личностные УУД: возникновение интереса, мотивации к изучаемому материалу, ориентация на конечный результат.
- Регулятивные УУД: умение формулировать тему и цели урока, составлять план решения уравнения, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников в работе с учебным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
- Познавательные УУД: приобретение новых знаний, умений решать сложные уравнения, составлять по картинкам задачи и уравнения.
- Коммуникативные УУД: умение работать в парах, группах, прислушиваться к чужому мнению, планировать и согласованно выполнять совместную работу, договариваться и приходить к общему решению.
Организационные формы общения: коллективная, индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.
Структура урока:
- Мотивационная беседа;
- Актуализация опорных знаний и проверка
- Формулирование темы и целей урока;
- Усвоение знанийи способов усвоения
- закрепление знаний;
- Проверка усвоения изученного материала
- Подведение итога занятия (рефлексия);
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, компьютерная презентация, путевые листы.
Ход урока
I. Мотивационная беседа
Презентация. Слайд 1.
Здравствуйте, ребята, вы любите фокусы. А ведь их любят не только дети, но и взрослые. Я знаю, что фокусы любил демонстрировать великий русский поэт М.Ю.Лермонтов. Сейчас в роли фокусника буду я.
Загадайте любое натуральное число больше 100. Отнимите 35. Отполученной разности вычтите 65. Ваш ответ.
Может кто то догадался как показывать этот фокус.
Нет. Подумаем вместе. Я вас попросила загадать число. Как его обозначим х. Отнимем 35,65,получим число.
- Какое равенство получили
- Как его легче решить
- Как же угадать
Слайд 2
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Разгадайте анаграмму
Л А С Г Е А М О Е (СЛАГАЕМОЕ)
Р О К Е Н Ь (КОРЕНЬ)
М У Н Е Ь Ш Е А М О Е (УМЕНЬШАЕМОЕ)
Р О К Е З О Т (ОТРЕЗОК)
- Ребята, какое слово лишнее? Почему? (Лишнее слово отрезок).
3. Целеполагание и мотивация
- Ведет опрос получившихся ответов.
- Как вы думаете, а почему именно эти слова я зашифровала?
- А почему слово задача взято именно со словом уравнение?
– Как можно сформулировать тему урока?
- Кто догадался, какая тема урока? (формулируют сами тему урока) Слайд 3
- Тема урока: Решение задач с помощью уравнений. Запишем тему урока.
- А какие цели мы должны перед собой поставить?
- А какие знания нам пригодятся на уроке?
- Для успешной работы на уроке повторим нахождение неизвестного компонента в уравнении.
Графический диктант «Найти ошибки».
Слайд 4
- После выполнения вы проверите ответы по презентации.
Слайд 5. Взаимопроверка.
Оценка деятельности.
Какие еще теоретические вопросы нам пригодятся для реализации данной темы.
Древо теории. Верите ли вы мне
Уравнение - равенство, содержащую переменную, значение которой надо найти. +
Корень уравнения - значение переменной, которую надо найти.
Решить уравнение - значит найти все его корни.
Оценка деятельности.
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения
а). Я задумала число. Если к нему прибавить 295. Из суммы отнять 95. Получим 1000. Какое число я задумал?
- Сколько этапов решения содержит подобная задача?
Расположите по порядку этапы решения задачи с помощью уравнения.
- Вызывает к доске ученика и помогает записать таблицу к задаче.
- Задает вопросы по ходу решения уравнения.
Обратим внимание на4 пункт алгоритма решения задачи с помощью уравнения, часто его пропускают. Правильно ли. Почему это важно.
Фрагмент полтора землекопа
Измените условие чтобы задача не имела решения
Оценка деятельности.
5. Первичное закрепление
- Предлагает закрепить материал, решив задачу и проверив её по эталону.
№397(В)
На полях оценка деятельности
- Зеленый
- Желтый
- Красный
6. Включение в систему знаний и повторений
7. Работа в группах
Предложены 3 уравнения. Составить задачи ддя сборника задач друзьям так, чтобы задача имела решение.
На экране 3 уравнения:
1) (x + 15) – 8 = 17
2) 18 + (45 - y) = 58
3) 55 – (12 + y) = 30
Работа в группах по 4–6 человек.
(один учащийся из группы записывает решение на доске, комментируя его, можно вызвать к доске по одному ученику из каждой группы и сравнить их решения)
- Проверим работу групп
(x - 12) + 24 = 48,
x - 12= 48 – 24,
x - 12 = 24,
x = 24 + 12,
x = 36
(36 - 12) +24 = 48
48 = 48 (в)
Ответ: x =36
(x + 15) – 8 = 17, (10 +15) -8 =17
x + 15 = 17 +8, 17=17 (в)
x + 15 = 25,
x = 25 – 15,
x =10
Ответ: x =10
- Решаем третье уравнение.
18 + (45 - y) = 58, 18 + (45 - 5) =58,
45 –y = 58 – 18, 58=58 (в)
45- y =40,
y = 45 – 40,
y =5
Ответ: y=5
- Ребята, решаем самостоятельно 4 уравнение.
55 – (12 + y) = 30, 55 – (12 +13) =30,
12 + y = 55 – 30, 30=30 (в)
12 + y =25,
y = 25-12,
y =13
Ответ: y=13
- Выставим оценки в путевые листы.
На полях оценка деятельности:
- Зеленый
- Желтый
- Красный.
8. Подведение итогов урока. Информация о домашнем задании
Давайте посмотрим на ваши рабочие листы. Судя по закрашенным кружкам, вы прекрасно справились со всеми заданиями нашего урока. А кому было что-то непонятно есть стимул для самообразования. Прикрепите на теоретическое древо.
- Если вы считаете, что поняли тему урока, то наклейте зеленый листочек на дерево.
- Если вы считаете, что не достаточно усвоили материал, то наклейте желтый листочек.
- Если вы считаете, что не поняли тему урока, то наклейте красный листочек.
Молодцы.
Я хочу пожелать вам, какую бы задачу с неизвестными вам не подкинула жизнь, вы всегда бы смогли найти решение.
Метод незаконченых предложений
Продолжите фразы.
- Теперь я умею…
- Знания, полученные на уроке мне…
- Меня удивило…
- Урок помог задуматься о …
- Самым трудным для меня…
- Работой на уроке я…