УМК: «Перспектива».
Авторы учебника: Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука.
Класс: 2.
Тип урока: ОНЗ.
Цель: познакомить с новой геометрической фигурой – пирамидой, её элементами, видами.
Задачи:
- выделить существенные признаки пирамиды, ее элементы («основание», «боковые грани», «вершины», «ребра») и некоторые свойства, учить распознавать виды пирамид по их основанию;
- сконструировать пирамиду и находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды;
- составлять и выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- овладевать элементарными навыками самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя и одноклассников, понимать учебную информацию, представленную в различных формах;
- развивать интерес к освоению новых знаний и способов действий, положительное отношение к предмету математики, интерес к исследовательским заданиям на уроке.
Оборудование: учебник «Математика. 2 класс» Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука, 1 ч.; пособие для учащихся «Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс» Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука, 1 ч.; презентация; модели объёмных и плоских фигур; рабочий лист.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь садитесь тихонько. Ещё раз посмотрите друг на друга и скажите, что бы вы пожелали друг другу на уроке.
– И сегодняшний наш урок я хотела бы начать вот с таких слов: Слайд 2
Математика пришла, занимай свои места.
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!
– Всё верно! Мы начинаем наше занятие.
2. Актуализация знаний.
Внимание на экран. Слайд 3
(На экране изображения геометрических фигур)
– На какие две группы можно разделить геометрические фигуры?(плоские и объёмные)
Какую объемную фигуру мы изучали? (Куб)
– Что вы знаете о кубе? (Куб – это объемная геометрическая фигура, имеет 8 вершин, 6 граней, 12 ребер, все рѐбра куба равны между собой, грани являются квадратами).
Сегодня мы будем говорить об объемной фигуре. Какой вы узнаете выполнив первое задание на рабочем листе.(Решают примеры и получается слово-пирамида)
– Тема нашего урока «Пирамида»
– Знакомо ли вам это слово, что вы знаете? (Детская игрушка, пирамиды в Египте.)
3. Постановка целей и задач.
– Что бы вы хотели узнать о пирамиде? (Какие бывают, где встречаются и т.д.)
С какой цели начнём?
Цели:
- узнаю, что такое пирамида, ее элементы;
- узнаю виды пирамид;
- научусь находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды.
– Что нам поможет достичь поставленных целей? (Учебник, рабочая тетрадь, знания.)
4. Реализация построенного проекта.
– Если бы я вам дала задание построить пирамиду, вы бы справились?
– Нет.
– Почему?
Возьмите развёртку под №1 и сложите её по линиям сгиба, получить модель фигуры.)
У вас получилась фигура – пирамида.
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
– Как называется эта фигура? (Пирамида.)
– Из каких фигур она состоит? (Из треугольников.)
– Чем они являются у пирамиды? (Гранями.)
– Предположим ,что ещё есть у пирамиды? (вершины, ребра)
Сверим наши предположения с информацией в учебнике на стр. 80 в жёлтой рамке. (У пирамиды различают боковые грани и основание. Боковые грани – треугольники, сходящиеся в одной вершине, а основание – многоугольник.)
– Все как мы предположили? (Нет,У пирамиды есть основание)
– Какой фигурой является основание пирамиды? (Треугольник.)
– А почему в учебнике написано, чтооснование– многоугольником? (Ответы детей.)
– Треугольник является многоугольником. Какие многоугольники вы знаете? (Треугольник, четырёхугольник и т. д.)
Предположите как может называться данная пирамида? (треугольная)
6. Работа на листе.
Слайд 4
Возьмите рабочий лист и подпишите элементы пирамиды, которые мы только что изучили. Работа на листе.
Продолжаем исследование в парах
Ваша задача сосчитать количество ребер, граней и вершин данной пирамиды и занести их в таблицу.
Основание | треугольник |
Граней | 3 |
Рёбер | 6 |
Вершин | 4 |
7. Самостоятельная работа с продолжением работы в группах. Анализ данной пирамиды.
Возьмем развёртку №2 и сложим её по линиям сгиба
– Какие фигуры получились. (Пирамиды.) Докажите
– Чем они похожи? (Боковые грани – треугольники, есть основание, вершины, рёбра.)
– Чем отличаются? (Разные основания.)
– Какие фигуры находятся в основании пирамиды? (четырёхугольник и т.д.)
Ваша задача в группах сосчитать количество ребер, граней и вершин данной пирамиды и занести их в таблицу.
Ребята обсуждают в группах, затем заносим в общую таблицу
Треугольная пирамида | Четырёхугольная пирамида | Пятиугольная пирамида | Шестиугольная пирамида | |
Основание | треугольник | |||
Граней | 3 | 4 | 5 | 6 |
Вершин | 4 | 5 | 6 | 7 |
Ребер | 6 | 8 | 10 | 12 |
Почему граней 3 грани? (потому что в основании треугольник)
Почему граней 4?
Значит как будет называться пирамида,в основании которой треугольник? (треугольная)
8. Включение в систему знаний повторения.
– Мы познакомились с новой геометрической фигурой – пирамидой. Узнали её виды. Попробуем сконструировать пирамиду из зубочисток и пластилина. Работаем в парах. Почему? (Можно помочь друг другу.)
– Определим, кто какую пирамиду будет делать. Каждый ряд выбирает фигуру основания.
– Давайте договоримся, как вы будете выполнять задание.
– С чего лучше начать работу?
– Из зубочисток делаем рёбра, из шариков пластилина – вершины. Собираем основание, далее соединяем рёбра в вершине. Слайд 5
– Поставьте пирамиду перед собой на парте. Дайте ей характеристику.
– Оцените свою работу.
9. Самоконтроль полученных знаний.
Задание 1
– Какие элементы есть у пирамиды? Выбери верные ответы.
- основание
- вершина
- грани
- сторона
Задание 2
В каком утверждении допущена ошибка.
- Основанием пирамиды является многоугольник.
- У четырёхугольной пирамиды пять вершин.
- У пирамиды два основания.
- Боковые грани пирамиды – это треугольники, сходящиеся в одной вершине.
– Оцените свою работу.
10. Хотите узнать, где в жизни встречаются пирамиды?
Показ слайдов 6–9
11. Рефлексия учебной деятельности.
– Оцените свою работу на уроке с помощью цветов светофора. На рабочих листах нарисована пирамида: раскрасьте её в зелёный цвет, если вам на уроке всё было понятно, все задания выполнили правильно или допустили 1 ошибку; в жёлтый цвет, если что-то осталось непонятным, были допущены 2 ошибки; в красный цвет, если эта тема осталась для вас непонятной, были допущены 3 или более ошибок.
– Назовите тему нашего урока.
– Зачем нужно знать признаки и свойства пирамиды.
– В старших классах вы будете изучать геометрию, можно применять в жизни – строить модели, чтобы быть умнее, развивать изображение, эрудицию …
– Какие цели мы ставили перед собой? Достигнуты цели?
12. Домашнее задание.
В рабочей тетради стр. 70-71, задание № 1;
Повторение. Рабочая тетрадь стр. 70-71, 2 задания по выбору (примеры и задача).
По желанию. Найти, сфотографировать, принести, зарисовать, описать предметы дома или на улице, имеющие форму пирамиды. Определить вид этой пирамиды.