Конспект урока по теме "Пирамида" программа "Перспектива"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: пирамида, основание, грани, вершины


УМК: «Перспектива».

Авторы учебника:  Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука.

Класс: 2.

Тип урока: ОНЗ.

Цель: познакомить с новой геометрической фигурой – пирамидой, её элементами, видами.

Задачи:

  • выделить существенные признаки пирамиды, ее элементы («основание», «боковые грани», «вершины», «ребра») и некоторые свойства, учить распознавать виды пирамид по их основанию;
  • сконструировать пирамиду и находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды;
  • составлять и выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • овладевать элементарными навыками самооценки и самоконтроля результатов своей учебной деятельности;
  • осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от учителя и одноклассников, понимать учебную информацию, представленную в различных формах;
  • развивать интерес к освоению новых знаний и способов действий, положительное отношение к предмету математики, интерес к исследовательским заданиям на уроке.

Оборудование:  учебник «Математика. 2 класс» Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука, 1 ч.; пособие для учащихся «Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс» Г. В. Дорофеев, Т. Н. Миракова, Т. Б. Бука,  1 ч.;  презентация;  модели объёмных и  плоских фигур; рабочий лист.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь садитесь тихонько. Ещё раз посмотрите друг на друга и скажите, что бы вы пожелали друг другу на уроке.

– И сегодняшний наш урок я хотела бы начать вот с таких слов: Слайд 2

Математика пришла, занимай свои места.
Найди для головы полезное занятье!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно голову ломать!

– Всё верно! Мы начинаем наше занятие.

2. Актуализация знаний.

Внимание на экран. Слайд 3

(На экране изображения геометрических фигур)

– На какие две группы можно разделить геометрические фигуры?(плоские и объёмные)

Какую объемную фигуру мы изучали? (Куб)

– Что вы знаете о кубе? (Куб – это объемная геометрическая фигура, имеет 8 вершин, 6 граней, 12 ребер, все рѐбра куба равны между собой, грани являются квадратами).

Сегодня мы будем говорить об объемной фигуре. Какой вы узнаете выполнив первое задание на рабочем листе.(Решают примеры и получается слово-пирамида)

– Тема нашего урока «Пирамида»

– Знакомо ли вам это слово, что вы знаете? (Детская игрушка, пирамиды в Египте.)

3. Постановка целей и задач.

– Что бы вы хотели узнать о пирамиде? (Какие бывают, где встречаются и т.д.)

С какой цели начнём?

Цели:

  • узнаю, что такое пирамида, ее элементы;
  • узнаю виды пирамид;
  • научусь находить предметы окружающего мира, имеющие форму пирамиды.

– Что нам поможет достичь поставленных целей? (Учебник, рабочая тетрадь, знания.)

4. Реализация построенного проекта.

– Если бы я вам дала задание построить пирамиду, вы бы справились?

– Нет.

– Почему?

Возьмите развёртку под №1 и сложите её по линиям сгиба, получить модель фигуры.)

У вас получилась фигура – пирамида.

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Как называется эта фигура? (Пирамида.)

– Из каких фигур она состоит? (Из треугольников.)

– Чем  они являются у пирамиды? (Гранями.)

Предположим ,что ещё есть у пирамиды? (вершины, ребра)

Сверим наши предположения с информацией в учебнике на стр. 80 в жёлтой рамке. (У пирамиды различают боковые грани и основание. Боковые грани – треугольники, сходящиеся в одной вершине, а основание – многоугольник.)

– Все как мы предположили? (Нет,У пирамиды есть основание)

– Какой фигурой является основание пирамиды? (Треугольник.)

– А почему в учебнике написано, чтооснование– многоугольником? (Ответы детей.)

– Треугольник является многоугольником. Какие многоугольники вы знаете? (Треугольник, четырёхугольник и т. д.)

Предположите как может называться данная пирамида? (треугольная)

6. Работа на листе.

Слайд 4

Возьмите рабочий лист и подпишите элементы пирамиды, которые мы только что изучили. Работа на листе.

Продолжаем исследование в парах

Ваша задача сосчитать количество ребер, граней и вершин данной пирамиды и занести их в таблицу.

Основание треугольник
Граней 3
Рёбер 6
Вершин 4

7. Самостоятельная работа с продолжением работы в группах. Анализ данной пирамиды.

Возьмем развёртку №2 и сложим её по линиям сгиба

– Какие фигуры получились. (Пирамиды.) Докажите

– Чем они похожи? (Боковые грани – треугольники, есть основание, вершины, рёбра.)

– Чем отличаются? (Разные основания.)

– Какие фигуры находятся в основании пирамиды? (четырёхугольник и т.д.)

Ваша задача в группах сосчитать количество ребер, граней и вершин данной пирамиды и занести их в таблицу.

Ребята обсуждают в группах, затем заносим в общую таблицу

  Треугольная пирамида Четырёхугольная пирамида Пятиугольная пирамида Шестиугольная пирамида
Основание треугольник      
Граней 3 4 5 6
Вершин 4 5 6 7
Ребер 6 8 10 12

Почему граней 3 грани? (потому что в основании треугольник)

Почему граней 4?

Значит как будет называться пирамида,в основании которой треугольник? (треугольная)

8. Включение в систему знаний повторения.

– Мы познакомились с новой геометрической фигурой – пирамидой. Узнали её виды. Попробуем сконструировать пирамиду из зубочисток и пластилина.  Работаем в парах. Почему? (Можно помочь друг другу.)

Определим, кто какую пирамиду будет делать. Каждый ряд выбирает фигуру основания.

– Давайте договоримся, как вы будете выполнять задание.

– С чего лучше начать работу?

– Из   зубочисток делаем рёбра, из шариков пластилина – вершины. Собираем основание, далее соединяем рёбра в вершине. Слайд 5

– Поставьте пирамиду перед собой на парте. Дайте ей характеристику.

– Оцените свою работу.

9. Самоконтроль полученных знаний.

Задание 1

– Какие элементы есть у пирамиды? Выбери верные ответы.

  • основание
  • вершина
  • грани
  • сторона

Задание 2

В каком утверждении допущена ошибка.

  • Основанием пирамиды является многоугольник.
  • У четырёхугольной пирамиды пять вершин.
  • У пирамиды два основания.
  • Боковые грани пирамиды – это треугольники, сходящиеся в одной вершине.

– Оцените свою работу.

10. Хотите узнать, где в жизни встречаются пирамиды?

Показ слайдов 6–9

11. Рефлексия учебной деятельности.

Оцените свою работу на уроке с помощью цветов светофора. На рабочих листах нарисована пирамида: раскрасьте её в зелёный цвет, если вам  на уроке всё было понятно, все задания выполнили правильно или допустили 1 ошибку; в жёлтый цвет, если что-то осталось непонятным, были допущены 2 ошибки; в красный цвет, если эта тема осталась для вас непонятной, были допущены 3 или более ошибок.

– Назовите тему нашего урока.

– Зачем нужно знать признаки и свойства пирамиды.

– В старших классах вы будете изучать геометрию, можно применять в жизни – строить модели, чтобы быть умнее, развивать изображение, эрудицию …

– Какие цели мы ставили перед собой? Достигнуты цели?

12. Домашнее задание.

В рабочей тетради стр. 70-71, задание № 1;

Повторение. Рабочая тетрадь стр. 70-71, 2 задания по выбору (примеры и задача).

По желанию. Найти, сфотографировать, принести, зарисовать, описать предметы дома или на улице, имеющие форму пирамиды. Определить вид этой пирамиды.