Урок по теме "Координатная плоскость"

Разделы: Математика

Классы: 5, 6

Ключевые слова: координатная плоскость, плоскость, ордината


Цель урока: ввести понятие прямоугольная система координат, координаты точки на плоскости.

Задачи урока:

  • Образовательные: сформировать умение строить координатную плоскость, сформировать умение отмечать на координатной плоскости точку по заданным ее координатам и читать координаты отмеченной точки.
  • Развивающие: развивать умение слушать, анализировать, сравнивать, способствовать развитию грамотной математической речи, памяти, мышления, развивать познавательную активность.
  • Воспитательные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, воспитывать самостоятельность, прививать интерес к математике, воспитывать настойчивость в достижении цели, воспитывать в учащихся навыки самоорганизации, самооценки, самопроверки и взаимопроверки.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь определять координаты точки, знать что такое система координат, как называются координатные прямые, образующие эту систему, уметь находить абсциссу и ординату точки на координатной плоскости и с их помощью строить точку.

Метапредметные:

  • регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, уметь оценивать правильность выполнения действий, учитывать правило в планировании и контроле способа решения, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
  • коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, сформировать у детей дружественного отношения друг к другу, уметь слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы и приемы: наглядные (презентация), словесные (беседа, диалог, объяснение), практические (упражнения), применение дидактических средств, проблемный вопрос.

Понятия, формируемые на уроке: координатная плоскость, ось X, ось Y, абсцисса, ордината, точка, координата.

Оборудование урока для учителя: наглядный материал для актуализации знаний; задания для самостоятельной работы, презентация, мел.

Оборудование урока для учащихся: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, линейка.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Организационный момент (1 мин.)

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам.

Регулятивные УУД: организация своей учебной деятельности

Личностные УУД: мотивация учения.

«Добрый день! Рада вас видеть, садитесь!»

Обучающиеся приветствуют учителя.

2. Актуализация знаний (3 мин.)

Познавательные УУД: уметь ориентироваться в уже известном и неизвестном (отличать новое знание от уже известного с помощью учителя).

Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.

«Ребята, давайте вспомним уже знакомый нам материал:

  1. Что изображено на слайде?
  2. Какая точка является началом координат и какую она имеет координату?
  3. Скажите, какие точки располагаются слева от начала координат, а какие справа?
  4. Назовите, пожалуйста, координаты точек отмеченных на данной координатной прямой.

Хорошо, молодцы!»

Обучающиеся работают с учителем, отвечают на вопросы.

3. Мотивационный этап (4 мин.)

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.

«Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Можете ли вы назвать координаты точек R, F и P? Получилось ли у нас определить координаты?

В этом мы сегодня на уроке должны разобраться.

Ребята, любите ли вы ходить в кино?

Представим, что мы с вами в кинотеатре. Как вы находите свое место в кинотеатре по билету?

Чтобы найти свое место в зале, сначала мы ищем свой ряд, затем своё место? Значит, нам требуется два числа для нахождения своего места? Попробуем определить координаты выделенных мест в кино.»

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.

4. Постановка учебной задачи (2 мин.)

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование.

«Итак, для того, что бы найти какой либо объект нам нужно знать его месторасположение, то есть координаты. Умеем ли мы с вами определять координаты точек на плоскости? Значит, сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое координатная плоскость и будем учиться определять координаты точки на плоскости. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока «Координатная плоскость».»

Обучающиеся выполняют построения. Задают вопросы.

5. Открытие нового знания (7 мин.)

Коммуникативные УУД: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге.

Познавательные УУД: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные УУД: Уметь высказывать своё предположение, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия.

«Обратите внимание на слайд, на нем представлена координатная плоскость. Она состоит из 1)оси ОХ – ось абсцисс, 2)оси ОУ – ось ординат, 3) начала координат, а так же оси расположены перпендикулярно друг к другу.

Давайте посмотрим:

  • Какие числа находятся правее нуля? (Положительные)
  • Какие числа находятся левее нуля? (Отрицательные)
  • Какие числа находятся выше нуля? (Положительные)
  • Какие числа находятся ниже нуля? (Отрицательные)

Положение точки на плоскости определяется парой чисел, которую называют координатами точки. Координатная плоскость делится на 4 части, которые называются координатные четверти.

 

6. Первичное закрепление (19 мин.)

Познавательные УУД: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Регулятивные УУД: уметь адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действия

Личностные УУД: Способность к само- и взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

«Теперь предлагаю вам решить несколько заданий на закрепление и поработать в группах.

Задание №1. Назовите координаты точек, например точка A имеет координаты (6;4).

Задание №2. Назовете координаты вершин прямоугольника и координаты точек пересечения сторон прямоугольника с осью ОХ.

Теперь вы поработаете в парах, я раздаю вам бланки заданий (прил. 1).

После того как обучающиеся справятся учитель спрашивает какие результаты получили обучающиеся. Что осталось не понятным.

Проверим, какие же ответы у вас получились.»

Учащиеся активно работают с доской, далее в парах. Задают вопросы.

7. Рефлексия (4 мин.)

Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: умение оценивать собственную деятельность на уроке.

Познавательные УУД: проводят рефлексию способов действий.

«Ребята, вам нужно заполнить бланки, в которых требуется продолжить 4 предложения (прил. 2)»

Обучающиеся заполняют бланки рефлексии.

8. Домашнее задание (1 мин.)

«Спасибо за урок! До встречи!»

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник.

Приложение.