Цель урока: ввести понятие прямоугольная система координат, координаты точки на плоскости.
Задачи урока:
- Образовательные: сформировать умение строить координатную плоскость, сформировать умение отмечать на координатной плоскости точку по заданным ее координатам и читать координаты отмеченной точки.
- Развивающие: развивать умение слушать, анализировать, сравнивать, способствовать развитию грамотной математической речи, памяти, мышления, развивать познавательную активность.
- Воспитательные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, воспитывать самостоятельность, прививать интерес к математике, воспитывать настойчивость в достижении цели, воспитывать в учащихся навыки самоорганизации, самооценки, самопроверки и взаимопроверки.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь определять координаты точки, знать что такое система координат, как называются координатные прямые, образующие эту систему, уметь находить абсциссу и ординату точки на координатной плоскости и с их помощью строить точку.
Метапредметные:
- регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, уметь оценивать правильность выполнения действий, учитывать правило в планировании и контроле способа решения, уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, сформировать у детей дружественного отношения друг к другу, уметь слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности.
Тип урока: открытие нового знания.
Методы и приемы: наглядные (презентация), словесные (беседа, диалог, объяснение), практические (упражнения), применение дидактических средств, проблемный вопрос.
Понятия, формируемые на уроке: координатная плоскость, ось X, ось Y, абсцисса, ордината, точка, координата.
Оборудование урока для учителя: наглядный материал для актуализации знаний; задания для самостоятельной работы, презентация, мел.
Оборудование урока для учащихся: учебник, тетрадь, письменные принадлежности, линейка.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент (1 мин.) Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам. Регулятивные УУД: организация своей учебной деятельности Личностные УУД: мотивация учения. |
|
«Добрый день! Рада вас видеть, садитесь!» |
Обучающиеся приветствуют учителя. |
2. Актуализация знаний (3 мин.) Познавательные УУД: уметь ориентироваться в уже известном и неизвестном (отличать новое знание от уже известного с помощью учителя). Коммуникативные УУД: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. |
|
«Ребята, давайте вспомним уже знакомый нам материал:
Хорошо, молодцы!» |
Обучающиеся работают с учителем, отвечают на вопросы. |
3. Мотивационный этап (4 мин.) Регулятивные УУД: целеполагание, планирование. |
|
«Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Можете ли вы назвать координаты точек R, F и P? Получилось ли у нас определить координаты? В этом мы сегодня на уроке должны разобраться. Ребята, любите ли вы ходить в кино? Представим, что мы с вами в кинотеатре. Как вы находите свое место в кинотеатре по билету? Чтобы найти свое место в зале, сначала мы ищем свой ряд, затем своё место? Значит, нам требуется два числа для нахождения своего места? Попробуем определить координаты выделенных мест в кино.» |
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. |
4. Постановка учебной задачи (2 мин.) Регулятивные УУД: целеполагание, планирование. |
|
«Итак, для того, что бы найти какой либо объект нам нужно знать его месторасположение, то есть координаты. Умеем ли мы с вами определять координаты точек на плоскости? Значит, сегодня на уроке мы с вами узнаем, что такое координатная плоскость и будем учиться определять координаты точки на плоскости. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему урока «Координатная плоскость».» |
Обучающиеся выполняют построения. Задают вопросы. |
5. Открытие нового знания (7 мин.) Коммуникативные УУД: использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге. Познавательные УУД: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные УУД: Уметь высказывать своё предположение, адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. |
|
«Обратите внимание на слайд, на нем представлена координатная плоскость. Она состоит из 1)оси ОХ – ось абсцисс, 2)оси ОУ – ось ординат, 3) начала координат, а так же оси расположены перпендикулярно друг к другу. Давайте посмотрим:
Положение точки на плоскости определяется парой чисел, которую называют координатами точки. Координатная плоскость делится на 4 части, которые называются координатные четверти. |
|
6. Первичное закрепление (19 мин.) Познавательные УУД: анализ, логические рассуждения, выбор наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные УУД: уметь адекватно и самостоятельно оценивать правильность выполнения действия Личностные УУД: Способность к само- и взаимооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
|
«Теперь предлагаю вам решить несколько заданий на закрепление и поработать в группах. Задание №1. Назовите координаты точек, например точка A имеет координаты (6;4). Задание №2. Назовете координаты вершин прямоугольника и координаты точек пересечения сторон прямоугольника с осью ОХ. Теперь вы поработаете в парах, я раздаю вам бланки заданий (прил. 1). После того как обучающиеся справятся учитель спрашивает какие результаты получили обучающиеся. Что осталось не понятным. Проверим, какие же ответы у вас получились.» |
Учащиеся активно работают с доской, далее в парах. Задают вопросы. |
7. Рефлексия (4 мин.) Коммуникативные УУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные УУД: умение оценивать собственную деятельность на уроке. Познавательные УУД: проводят рефлексию способов действий. |
|
«Ребята, вам нужно заполнить бланки, в которых требуется продолжить 4 предложения (прил. 2)» |
Обучающиеся заполняют бланки рефлексии. |
8. Домашнее задание (1 мин.) | |
«Спасибо за урок! До встречи!» |
Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник. |