Методическая разработка занятия внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"

Разделы: Экономика, Дополнительное образование

Класс: 6

Ключевые слова: финансовая грамотность, расходы, доходы


Класс: 6.

Цели темы:

  • закрепить понятия «доходы», «расходы»; сформировать практические навыки распределения семейного бюджета;
  • развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление;
  • воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать мнение товарищей и работать в команде.

Тип занятия: командная ролевая игра.

Оборудование: карточки, презентация.

Планируемый результат:

Личностные:

  • осознание себя как члена семьи и общества: понимание экономических проблем семьи и их обсуждении;
  • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, планирование собственного бюджета;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

Метапредметные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • понимание цели своих действий;
  • оценка правильности выполнения действий;
  • самооценка и взаимооценка;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях;
  • участие в принятии решений о семейном бюджете;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

Предметные:

  • понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи;
  • формирование социальной ответственности: оценка возможностей и потребностей в материальных благах.

Ход урока

Действия преподавателя Действия обучающихся Примечание
I. Организационный (2 мин.)

«Вай Фай» (СИГНАЛ ТИШИНЫ).

Здравствуйте ребята!

Давайте поприветствуем друг друга. Повернитесь к своему соседу по плечу, улыбнитесь друг другу и скажите «Я рад сегодня тебя видеть». Повернитесь к соседу по лицу и скажите «Я рад сегодня работать с тобой».

Наша задача сегодня, быть активными, находчивыми и внимательными!

Принятие установок учителя.

 

 
II. Актуализация опорных знаний (5 мин.)

– Мы продолжаем с вами учиться составлять семейный бюджет.

– Кто запомнил, из каких частей состоит семейный бюджет?

– Вспомним, откуда поступают в семью деньги.

«Раунд Тейбл» (По очереди выполняют письменную работу по кругу на одном листе бумаги)

У вас на столах лежит лист, разделенный на доходы и расходы. Возьмите лист и по очереди, начиная с первого номера, впишите источники доходов. Повторять одно наименование нельзя! На выполнение задания я вам даю 1 минуту.

Давайте проверим, что у вас вышло. Начинают первые номера.

Посмотрите, что вышло у меня (Слайд)

С доходами мы определились. Но кроме доходов существуют и расходы. Возьмите лист и во вторую колонку аналогично по очереди впишите расходы.

Давайте проверим, что у вас вышло. Начинают вторые номера.

А какие виды бюджета вы знаете? (дефицитный, профицитный, сбалансированный).(Слайд)

Отвечают на вопрос с места

Выполнение задания в командах, направленное совместное обсуждение понятий по теме и выбор правильного решения

Отвечают на вопрос с места

У вас на столах лежит лист, разделенный на доходы и расходы. На листе по очереди вписывают примеры источников доходов и расходов. Проговаривают примеры, что позволяет формировать умение слушать собеседника.

Учатся делать выводы по выполненной совместной работе, анализируя записи

III. Командообразование (сплочение группы) (5 мин.)

А теперь давайте представим, что каждая группа – это семья. Сейчас я предлагаю третьим номерам выйти для получения конверта с заданием. На конвертах написана фамилия вашей семьи.

«Тимбилдинг» «Мы любим..» (Сплочение группы)

Как я уже сказала вы семья, и чтобы нам немного узнать о вас, я предлагаю выполнить небольшое задание.

Затем команде нужно представить свою семью, единственное условие название должно отображать все, что нарисовано в треугольнике. Дается время, для того чтобы придумать название команды. Также всем командам необходима «девиз»-«кричалка» («Тим Чир» (кричалка).

Каждой команде необходимо придумать свой «Тим Чир», который расскажет о том, что все любят делать.

Выполняют задание «Мы любим..». Дети записывают свои увлечения, отмечая общие для всех членов команды и записывают увлечения, которые индивидуальные для некоторых. Каждая команда придумывает свой «Тим Чир» и вместе представляют свою команду

Дети рассаживаются по «семьям»

Выходят в центр командой

IV. Практическое применение знаний (15-20 мин.)

Ну а теперь, откройте свои конверты. В ваших конвертах карточка семьи, в которой прописаны: состав семьи, ваши особые условия, на которые необходимо обратить внимание. Карточка доходов, карточка расходов. Ваша задача, строго следую инструкции, составить статью расходов и подсчитать сумму денег, которая уходит из семейного бюджета на расходы. Заполнить итоговый бланк и представить свой отчет.

На выполнение задания я даю 10 минут. Время пошло.

Теперь давайте посмотрим, как вы распредели, доходы и расходы. Задача других семей, внимательно слушать и определить какой вид бюджета оказался у выступающей семьи.

Я даю 10 секунд каждой группе для определения вида бюджета. Номера 4 скажите свой ответ.

Работа в командах

Представляют свой бюджет на месяц

 

 
V. Рефлексия содержания учебного материала (3 мин.)

Ребята, чему мы сегодня с вами научились?

Удачно ли каждая семья распределила семейный бюджет?

Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Где можно сэкономить?

Спасибо всем!

Отвечают на вопросы