Аннотация: Дети раннего возраста нуждаются в специальной педагогической работе по ознакомлению их с окружающим миром. В процессе этой работы не только расширяется кругозор ребенка, но и мыслительные операции, обогащается пассивный и активный словарь, развивается познавательная активность. Занятие познавательно-речевое по закреплению знаний о домашних животных, их детенышей с детьми от 2 до 3 лет.
Цель: закрепление знания детей о понятии «домашние животные и их детеныши»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить в речи детей существительное с обобщающим значением " домашние животные и их детеныши»;
- развивать инициативную речь, помогать отвечать детям на вопросы: «Кто, что делает? Кто так кричит?»
- продолжать упражнять в правильном воспроизведении звукоподражаний, развивать артикуляционный и голосовой аппарат.
Коррекционно-развивающие:
- развивать и активизировать словарный запас детей по теме «домашние животные и их детеныши» (корова, теленок, кошка, котенок, собака, щенок, лошадь, жеребенок).
- развивать зрительно-пространственную функцию;
- развивать слуховое внимание и восприятие;
- учить в зависимости от ситуации пользоваться речью;
- обучение пониманию предложений;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать любовь к домашним животным и их детенышам, к окружающему миру;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться, интерес к занятию, воспитывать у детей добрые отношения к животным, проявлять желание заботится о них.
Методические приёмы:
- Словесные – беседа, вопросы, объяснение.
- Наглядные – рассматривание картинок, игрушек.
- Практические – действия с дидактическим материалом.
- Игровые – проведение игр «Котик», «Отгадай по звуку», загадки.
Индивидуальная работа: тренировать в правильном и чётком «звукоподражании».
Словарная работа: правильно называть детёнышей животных (телёнок, козлёнок, жеребёнок, котёнок, щенок).
Предварительная работа: беседа, рассматривание картинок с домашними животными, проведение игр.
Оборудование: магнитная доска, стульчики по количеству детей, сюжетные картинки с изображением коровы, лошади, собаки, кошки, овцы, свиньи и их детёнышей, музыкальное сопровождение (звуки домашних животных), игрушки домашних животных демонстрационные.
Ход занятия
Организационный момент
Дефектолог: Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки!
Здравствуйте, ладошки! Хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ!
Здравствуйте, наши гости!
Крепко за руки возьмемся.
И друг другу улыбнёмся.
Сюрпризный момент
Дефектолог: Я принесла с собой волшебный сундучок.
Вот волшебный сундучок
Вам, ребята, он – дружок.
Очень хочется узнать,
Как вы любите играть!
Садитесь на свои места. Никому не тесно?
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
В сундучке спрятались чудесные животные! Но они не выйдут из сундучка, пока мы не отгадаем про них загадки.
Основная часть
1. Загадки
Задача у нас непростая! Давайте отгадаем загадки, и узнаем, про кого же идет речь?
- Мордочка усатая, гладишь – ласкается,
- Дразнишь – кусается, на цепи сидит, дом сторожит. (Это собака). Как она кричит? Гав – Собака лает.
- Шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается. (Это кошка) Как она кричит? Мяу – Кошка мяукает.
- Я копытами стучу, стучу. Я скачу, скачу. Грива вьется на ветру. (Это лошадь) Как она кричит? Иго-го – Лошадь ржет.
- Голодная мычит, сытая жует, всем людям молоко дает. (Это корова). Как она кричит? Му – Корова мычит.
На стол выставляются игрушки – домашние животные. Дефектолог: Как всех этих животных можно назвать, одним словом?
Дети: Это домашние животные.
Дефектолог: Почему они так называются?
Дети: Потому что они живут рядом с человеком, приносят пользу, а человек за ними ухаживает. Они наши верные друзья.
2. «Угадай по голосу»
Дефектолог: Вы хорошо знаете загадки про животных, а теперь попробуем отгадать их по голосу. Дети слышат звукоподражания животных, находят картинку того животного, чей голос услышали.
3. Физкультминутка «Котик»
Котик лапкой умывается (гладят щеки)
Видно в гости собирается.
Вымыл носик (трут ладонью носик)
Вымыл ротик (проводят пальцем по губам)
Вымыл ухо (поглаживает одно ухо, затем другое).
Вытер сухо (потерли ушки)
Котик лапкой умывается (поглаживают грудь)
К детям в гости собирается. (ходьба на месте)
4. «Мамы и их детеныши»
Дефектолог: Ребята, а у наших животных есть детёныши. У большой кошки - маленький котёнок. У большой собаки - маленький щенок. У большой лошади - маленький жеребенок. У большой коровы - маленький телёнок. Дети показывают детенышей животных.
Дефектолог: Ребята, а как будут разговаривать наши животные со своими детёнышами?
– Как будет звать к себе кошка своего котенка?
– Мяу-мяу (громко, тихо).
– А как будет звать к себе лошадь своего жеребенка?
– Иго-го (громко, тихо).
– А как будет звать к себе собака своего щенка?
– Гав-гав (громко, тихо).
– А как будет звать к себе корова своего теленка?
– Му-му (громко, тихо).
Дефектолог: Как и все детки – детёныши тоже маленькие, любят играть, иногда даже не слушаются взрослых. Так получилось и с нашими детёнышами. Убежали они на полянку играть, играли, играли, и совсем забыли, что им пора домой. А их родители уже ищут их, зовут повсюду, надо помочь родителям найти свои детенышей.
Посмотрите, на стол там лежат карточки. Возьмите по одной карточке, найдите детёныша, и отведите скорее к маме, чтобы мама не волновалась (карточки-схемы с изображением домашних животных, отдельные картинки их детёнышей, нужно поставить их на полоску рядом с мамой).
Дефектолог: Просмотрите, ребята, все животные очень рады, что вы помогли им найти своих детенышей.
Итог
Дефектолог: Итак, ребята, о каких животных мы с вами беседовали? Как называются их детёныши? Ребята, вам понравилось занятие? И мне сегодня понравилось с вами заниматься, вы были внимательные, хорошо отвечали на вопросы. Кому понравилось сегодня заниматься – похлопайте в ладоши. Молодцы!
А СЕЙЧАС подойдите ко мне.
Мы похлопаем в ладоши.
Раз! Два! Три!
Мы попрыгаем немножко.
Раз! Два! Три!
Мы тихонько покружились.
И на землю опустились.
Поднялись и потянулись.
И друг другу улыбнулись.
Здесь мы вместе ты и я,
Потому что мы друзья.
Спасибо вам дети за старание
А вам гости «До свидания!»
Литература:
- Борисенко М.Г. – Н.А. Лукина Слышать и слушать, Начинаем говорить//И.: Паритет, 2002.
- Закрепская О.В. Развивайся, малыш!// М.: Гном, 2016.
- Павлова Л.Н. Раннее детство – развитие речи и мышления //М: Мозаика-синтез, 2000.
- Стребелева Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр»//И.: Владос, 2018.
- Шемякина О.В. Преодоление задержки речевого развития у детей 2–3 лет //М.: Гном, 2018.