Рефлексивные действия родителей в воспитании ребенка раннего возраста при решении проблемных ситуаций

Разделы: Работа с родителями

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: противоречия, «игнорирование ситуации», «ролевое взаимодействие», рефлексивный выход


В настоящее время многие авторы (Алексеев А.Г, Давыдов В.В., Елизарова Н.В, Ладенко И.С., Маркова А.К., Цукерман Г.А.и др.) занимаются проблемами рефлексии.

В активной жизненной позиции человека большое значение имеет личностное профессиональное саморазвитие и самореализация. В реализации этого важным становится формирование и развитие рефлексивной позиции человека. Это позволяет сформировать личность, глубоко и серьезно разбирающегося в новых тенденциях развития современного производства. Сформировать личность, имеющую свои собственные суждения и точку зрения на изменения, происходящие в обществе.

В настоящее время в условиях конкуренции, в быстро изменяющемся мире важно уметь быстро учиться и переучиваться.

Важно:

- понимать смысл предстоящей работы;

- уметь самостоятельно ставить цели и задачи;

- продумывать способы их осуществления;

- интеллектуально, творчески саморазвиваться и др.

Для осуществления этого необходимо хорошо развитые рефлексивные умения.

Все, что познает и делает родитель, он должен знать для чего это надо, и как это приложить в практической деятельности.

В психологии понятие рефлексии получило множество трактовок.

Выделим:

1) рефлексия – как размышление о своем психическом состоянии, как склонность анализировать свои переживания; позволяет осознать свою индивидуальность.

2) рефлексия — как исследование познавательного акта; мышление человека, направленное на осмысление собственных предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и метода.

Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности — ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и тому подобное.

Рефлексия помогает сформулировать результаты, скорректировать цели, дальнейшей работы, свой образовательный путь. Рефлексия позволяет ставить себе вопросы и отвечать на них: что я делаю? как я делаю? почему я делаю? С помощью рефлексии родитель приобретает способность обосновывать собственное поведение, осознавать свои потребности, чувства, мысли, понимать себя и видеть себя глазами других.

Признаками развитой рефлексии выступают: осознавание особенностей своей личности, независимость от прошлого, ориентация в настоящем и будущем, способность самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмешаться в то, что происходит. Родители, владеющие рефлексией, многократно проигрывают в уме собственную тактику поведения и поведения партнера по деятельности, легко изменяют свой образ действий в случае необходимости

Если перед родителем возникает потребность осознать смысл действий, то осуществляется так называемый «рефлексивный выход»? Это выход за пределы деятельности с целью выстраивания ее смыслов. Причиной «рефлексивного выхода» является факт неудавшейся деятельности родителя: либо он получает не тот продукт, который хотел; либо не может найти нужный материал; либо вообще не может осуществить необходимые действия.

В каждом из этих случаев родитель ставит перед собой (и перед другими) вопрос: почему у него не получилось желаемое и что нужно сделать, чтобы все-таки получилось то, что он хочет?

Для ответа на этот вопрос родитель должен выйти из своей прежней позиции деятеля и перейти в новую позицию, внешнюю по отношению к прежней. И, затем, прорефлексировать будущую, деятельность.

Понятие рефлексии шире простого осознания. Как бы ни определялась рефлексия, она предполагает некоторое обдумывание осознанного личного опыта (опыта мышления, поведения в мире и т. п.).

Рефлексивные умения родителям необходимы:

1) для решения задач, так как неотрефлексированная практика бесполезна, ведет к застою.

2) Рефлексия помогает родителю решать вопросы управленческого взаимодействия: адекватного внимания и целенаправленного регулирования мыслей, чувств и поступков детей.

Основной признак возникновения сложной ситуации между родителем и детьми — противоречия. Противоречия возникают в связи с целью, которую ставит родитель, и целью, которую преследуют дети. Вот почему так важно, чтобы родители владели техникой рефлексии. Рефлексивное умение позволит снизить число ошибок, в оценке поведения детей.

3) Рефлексия родителя для осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования.

4) Рефлексия для самоанализа Я-концепции, проникать в свой собственный внутренний мир;

5) Рефлексия родителя для потребности в самообразовании, самореализации, самосовершенствовании (каких знаний мне не хватает). Проводить анализ только что выполненных работ с детьми. Что получилось, а что-нет. И что нужно сделать, чтобы в следующий раз был успех.

Рефлексивные умения позволяют родителю совместить высокие истины, нравственные ценности в своем мироощущении и мировоззрении. Рефлексивные умения, не могут компенсировать какие-либо иные знания, умения и навыки.

Модель процесса формирования рефлексивных умений родителей.
Процесс формирования рефлексивных умений родителей

Цель: психолого-педагогическая подготовка родителей к воспитанию своего ребенка
Задачи:

1) диагностика рефлексивных умений родителей;

2) стимулирование и формирование рефлексивных умений у родителей в процессе проведения занятий с ребенком.

Принципы:

1) личностно ориентированный характер образовательных программ;

2) активность и самостоятельность обучающихся как основных субъектов образования;

3) проблемность и диалогичность содержания и характера взаимодействия;

4) осознанность обучающимися содержания, способов деятельности и собственных изменений.

Основные направления работы

ознакомление с теорией и методикой рефлексивной деятельности обучение технологиям рефлексивных умений и их применения во взаимоотношениях с ребенком актуализация рефлексивных умений в процессе подготовки родителей к воспитанию своего ребенка
 
Организационные формы:

лекции; семинарские и практические занятия; психологические и педагогические практикумы, тренинги и др.

Методы обучения:

объяснительные-иллюстративные; репродуктивные; проблемное изложение; поисковая активность; игровые; и т.д.

Методы контроля:

диагностика рефлексивных умений родителей; самоконтроль и взаимоконтроль; и т.д.

Средства обучения:

организация предметной среды (игровой, дидактический материал и др.);

методическое обеспечение: программа занятий с детьми и родителями, методические указания;

аудио и видеотека

Результат: родитель, владеющий рефлексивными умениями
Примечание: каждый родитель осознает значение рефлексивных умений и имеет устойчивые знания о рефлексии, владеет рефлексивными умениями.

Алгоритм рефлексивных действий может быть таким:

1. Записать ситуацию, затем в форме прямой речи ответить на вопрос: «Что я мог(ла) бы сказать ребенку в этой связи?». Формулировка дает возможность анализировать собственные высказывания и поведение.

2. 3атем: соотнести каждое записанное предложение с одним из шести видов взаимодействия («репрессивные меры», «игнорирование ситуации», «ролевое взаимодействие», «выяснение мотивов», «стимул изменить собственное поведение»).

Тогда появится возможность увидеть соотношение общения – продуктивного или непродуктивного.

Напомним, что к непродуктивным относят репрессивные меры, так называемое «игнорирование ситуации» и «ролевое взаимодействие» (Не решает задач).

3. Выбрать продуктивный (подходящий) способ для решения ситуации и подобрать необходимые слова. Продуктивные способы взаимодействия создают между субъектами отношения долгосрочные, положительные, способствующие их личностному росту.

Что относят к продуктивным способам? Речь идет о «рефлексии», «выяснении мотивов», «стимуле изменить поведение». Так, под ситуацией «выяснение мотивов» следует понимать направленность на другого человека, эмпатическое взаимодействие с ним, прояснение его потребностей, чувств. Разумеется, при этом потребуется сделать над собой усилие.

Для нормального воспитания ребенка, с ним должны устанавливаться диалогические отношения. С каждым ребенком диалог развивается по своему пути, на котором возникают неожиданные и непредсказуемые повороты.

На первом этапе работы родитель стремился к установлению диалогического контакта с ребенком. С этой целью он внимательно следит за начавшимся диалогом: внимательно выслушивает ребенка, вслушивается в его речь. Темы общения, беседы определяются в диалоге самим ребенком (он пытается проговорить, волнующие его проблемы). У тревожных детей это проблемы взаимодействия в саду с ребятами, страхи, агрессивные фантазии, психотравмирующие отношения в семье. Дети рассказывают о том, что их беспокоит, о своем состоянии.

Рефлексивные действия родителей при решении проблемной ситуации

Мама накрывает на стол для обеда. Сережа (2,8 года), заглянув в тарелки, ложится на пол, прикрыв голову руками, и кричит: «Я это есть не буду!».

Как можно отрефлексировать данную ситуацию?

Решение: Если мама делает вид, что ничего не происходит, то ее действия диагностируются как «игнорирование ситуации».

Если констатирует: «Будешь так плохо вести себя, не пойдешь гулять» – уже как «репрессивные меры».

А вот обращение: «Ты же умный мальчик, встань, пожалуйста, перестань плакать и съешь совсем немного» – это уже «ролевое взаимодействие».

К «выяснению мотивов» отнесем такую фразу: «Тебе не нравится эта каша, ты боишься, что я заставлю тебя, ее есть?».

Причинами такого поведения могут быть:

- предкризисный период (будет делать то, что он сам хочет);

- не хочет есть именно эту еду;

- еще не голоден (нарушен режим питания, рано предлагается еда);

- возможность плохого самочувствия;

- проявление регресса поведения, как возврат к более ранним формам поведения.

Что предпринять маме?

  1. Не поддаваться эмоциям, вести себя спокойно.
  2. Переключить внимание ребенка с еды на предмет (другая тарелка, ложка и др.).
  3. Предложить готовить еду вместе с ребенком, сделать ее привлекательной.
  4. Посуда, из которой ест ребенок, должна нравиться ребенку.
  5. Ребенок должен понять, что вы не боитесь его такого поведения и не будете выполнять его крикливых требований.

Список использованной литературы

  1. Алексеев А.Г., Ладенко И.С. Направления Изучения рефлексии // Проблемы рефлексии: Современные комплексные комплексные исследования. Новосибирск, 1987.
  2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Развитие у дошкольников способностей к рефлексии. Учебно-методическое пособие. Москва: Центр педагогического образования, 2015. 144 с.
  3. Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2000. 123 с.
  4. Левитес Д. Хорошо ли мы работаем, когда думаем. Что работаем хорошо? // Первое сентября. 2001. №3.
  5. Локк Дж. Опыт о человеческом разуме: Избр. филос. произведения. М.: 1960.
  6. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  7. Мириманова М.С. Рефлексия как системный механизм развития Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Народное образование, 2001. 99–116.
  8. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей / авт.-сост Л.В. Свешникова. 2-е изд. Волгоград: Учитель, 2012.
  9. Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2001. 976 с. – (Библиотека практической психологии).