В настоящее время многие авторы (Алексеев А.Г, Давыдов В.В., Елизарова Н.В, Ладенко И.С., Маркова А.К., Цукерман Г.А.и др.) занимаются проблемами рефлексии.
В активной жизненной позиции человека большое значение имеет личностное профессиональное саморазвитие и самореализация. В реализации этого важным становится формирование и развитие рефлексивной позиции человека. Это позволяет сформировать личность, глубоко и серьезно разбирающегося в новых тенденциях развития современного производства. Сформировать личность, имеющую свои собственные суждения и точку зрения на изменения, происходящие в обществе.
В настоящее время в условиях конкуренции, в быстро изменяющемся мире важно уметь быстро учиться и переучиваться.
Важно:
- понимать смысл предстоящей работы;
- уметь самостоятельно ставить цели и задачи;
- продумывать способы их осуществления;
- интеллектуально, творчески саморазвиваться и др.
Для осуществления этого необходимо хорошо развитые рефлексивные умения.
Все, что познает и делает родитель, он должен знать для чего это надо, и как это приложить в практической деятельности.
В психологии понятие рефлексии получило множество трактовок.
Выделим:
1) рефлексия – как размышление о своем психическом состоянии, как склонность анализировать свои переживания; позволяет осознать свою индивидуальность.
2) рефлексия — как исследование познавательного акта; мышление человека, направленное на осмысление собственных предпосылок, предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и метода.
Цели рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности — ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, полученные результаты и тому подобное.
Рефлексия помогает сформулировать результаты, скорректировать цели, дальнейшей работы, свой образовательный путь. Рефлексия позволяет ставить себе вопросы и отвечать на них: что я делаю? как я делаю? почему я делаю? С помощью рефлексии родитель приобретает способность обосновывать собственное поведение, осознавать свои потребности, чувства, мысли, понимать себя и видеть себя глазами других.
Признаками развитой рефлексии выступают: осознавание особенностей своей личности, независимость от прошлого, ориентация в настоящем и будущем, способность самостоятельно изменить неблагоприятный ход событий, выйти из затруднительной ситуации, активно вмешаться в то, что происходит. Родители, владеющие рефлексией, многократно проигрывают в уме собственную тактику поведения и поведения партнера по деятельности, легко изменяют свой образ действий в случае необходимости
Если перед родителем возникает потребность осознать смысл действий, то осуществляется так называемый «рефлексивный выход»? Это выход за пределы деятельности с целью выстраивания ее смыслов. Причиной «рефлексивного выхода» является факт неудавшейся деятельности родителя: либо он получает не тот продукт, который хотел; либо не может найти нужный материал; либо вообще не может осуществить необходимые действия.
В каждом из этих случаев родитель ставит перед собой (и перед другими) вопрос: почему у него не получилось желаемое и что нужно сделать, чтобы все-таки получилось то, что он хочет?
Для ответа на этот вопрос родитель должен выйти из своей прежней позиции деятеля и перейти в новую позицию, внешнюю по отношению к прежней. И, затем, прорефлексировать будущую, деятельность.
Понятие рефлексии шире простого осознания. Как бы ни определялась рефлексия, она предполагает некоторое обдумывание осознанного личного опыта (опыта мышления, поведения в мире и т. п.).
Рефлексивные умения родителям необходимы:
1) для решения задач, так как неотрефлексированная практика бесполезна, ведет к застою.
2) Рефлексия помогает родителю решать вопросы управленческого взаимодействия: адекватного внимания и целенаправленного регулирования мыслей, чувств и поступков детей.
Основной признак возникновения сложной ситуации между родителем и детьми — противоречия. Противоречия возникают в связи с целью, которую ставит родитель, и целью, которую преследуют дети. Вот почему так важно, чтобы родители владели техникой рефлексии. Рефлексивное умение позволит снизить число ошибок, в оценке поведения детей.
3) Рефлексия родителя для осознания, критического анализа и конструктивного совершенствования.
4) Рефлексия для самоанализа Я-концепции, проникать в свой собственный внутренний мир;
5) Рефлексия родителя для потребности в самообразовании, самореализации, самосовершенствовании (каких знаний мне не хватает). Проводить анализ только что выполненных работ с детьми. Что получилось, а что-нет. И что нужно сделать, чтобы в следующий раз был успех.
Рефлексивные умения позволяют родителю совместить высокие истины, нравственные ценности в своем мироощущении и мировоззрении. Рефлексивные умения, не могут компенсировать какие-либо иные знания, умения и навыки.
Модель процесса формирования
рефлексивных умений родителей.
Процесс формирования рефлексивных умений
родителей
Цель: психолого-педагогическая подготовка родителей к воспитанию своего ребенка | |||||
Задачи: 1) диагностика рефлексивных умений родителей; 2) стимулирование и формирование рефлексивных умений у родителей в процессе проведения занятий с ребенком. |
Принципы: 1) личностно ориентированный характер образовательных программ; 2) активность и самостоятельность обучающихся как основных субъектов образования; 3) проблемность и диалогичность содержания и характера взаимодействия; 4) осознанность обучающимися содержания, способов деятельности и собственных изменений. |
||||
Основные направления работы |
|||||
ознакомление с теорией и методикой рефлексивной деятельности | обучение технологиям рефлексивных умений и их применения во взаимоотношениях с ребенком | актуализация рефлексивных умений в процессе подготовки родителей к воспитанию своего ребенка | |||
Организационные формы: лекции; семинарские и практические занятия; психологические и педагогические практикумы, тренинги и др. |
Методы обучения: объяснительные-иллюстративные; репродуктивные; проблемное изложение; поисковая активность; игровые; и т.д. |
Методы контроля: диагностика рефлексивных умений родителей; самоконтроль и взаимоконтроль; и т.д. |
Средства обучения: организация предметной среды (игровой, дидактический материал и др.); методическое обеспечение: программа занятий с детьми и родителями, методические указания; аудио и видеотека |
||
Результат: родитель, владеющий рефлексивными умениями | |||||
Примечание: каждый родитель осознает значение рефлексивных умений и имеет устойчивые знания о рефлексии, владеет рефлексивными умениями. |
Алгоритм рефлексивных действий может быть таким:
1. Записать ситуацию, затем в форме прямой речи ответить на вопрос: «Что я мог(ла) бы сказать ребенку в этой связи?». Формулировка дает возможность анализировать собственные высказывания и поведение.
2. 3атем: соотнести каждое записанное предложение с одним из шести видов взаимодействия («репрессивные меры», «игнорирование ситуации», «ролевое взаимодействие», «выяснение мотивов», «стимул изменить собственное поведение»).
Тогда появится возможность увидеть соотношение общения – продуктивного или непродуктивного.
Напомним, что к непродуктивным относят репрессивные меры, так называемое «игнорирование ситуации» и «ролевое взаимодействие» (Не решает задач).
3. Выбрать продуктивный (подходящий) способ для решения ситуации и подобрать необходимые слова. Продуктивные способы взаимодействия создают между субъектами отношения долгосрочные, положительные, способствующие их личностному росту.
Что относят к продуктивным способам? Речь идет о «рефлексии», «выяснении мотивов», «стимуле изменить поведение». Так, под ситуацией «выяснение мотивов» следует понимать направленность на другого человека, эмпатическое взаимодействие с ним, прояснение его потребностей, чувств. Разумеется, при этом потребуется сделать над собой усилие.
Для нормального воспитания ребенка, с ним должны устанавливаться диалогические отношения. С каждым ребенком диалог развивается по своему пути, на котором возникают неожиданные и непредсказуемые повороты.
На первом этапе работы родитель стремился к установлению диалогического контакта с ребенком. С этой целью он внимательно следит за начавшимся диалогом: внимательно выслушивает ребенка, вслушивается в его речь. Темы общения, беседы определяются в диалоге самим ребенком (он пытается проговорить, волнующие его проблемы). У тревожных детей это проблемы взаимодействия в саду с ребятами, страхи, агрессивные фантазии, психотравмирующие отношения в семье. Дети рассказывают о том, что их беспокоит, о своем состоянии.
Рефлексивные действия родителей при решении проблемной ситуации
Мама накрывает на стол для обеда. Сережа (2,8 года), заглянув в тарелки, ложится на пол, прикрыв голову руками, и кричит: «Я это есть не буду!».
Как можно отрефлексировать данную ситуацию?
Решение: Если мама делает вид, что ничего не происходит, то ее действия диагностируются как «игнорирование ситуации».
Если констатирует: «Будешь так плохо вести себя, не пойдешь гулять» – уже как «репрессивные меры».
А вот обращение: «Ты же умный мальчик, встань, пожалуйста, перестань плакать и съешь совсем немного» – это уже «ролевое взаимодействие».
К «выяснению мотивов» отнесем такую фразу: «Тебе не нравится эта каша, ты боишься, что я заставлю тебя, ее есть?».
Причинами такого поведения могут быть:
- предкризисный период (будет делать то, что он сам хочет);
- не хочет есть именно эту еду;
- еще не голоден (нарушен режим питания, рано предлагается еда);
- возможность плохого самочувствия;
- проявление регресса поведения, как возврат к более ранним формам поведения.
Что предпринять маме?
- Не поддаваться эмоциям, вести себя спокойно.
- Переключить внимание ребенка с еды на предмет (другая тарелка, ложка и др.).
- Предложить готовить еду вместе с ребенком, сделать ее привлекательной.
- Посуда, из которой ест ребенок, должна нравиться ребенку.
- Ребенок должен понять, что вы не боитесь его такого поведения и не будете выполнять его крикливых требований.
Список использованной литературы
- Алексеев А.Г., Ладенко И.С. Направления Изучения рефлексии // Проблемы рефлексии: Современные комплексные комплексные исследования. Новосибирск, 1987.
- Волков Б.С., Волкова Н.В. Развитие у дошкольников способностей к рефлексии. Учебно-методическое пособие. Москва: Центр педагогического образования, 2015. 144 с.
- Демина Л.Д., Ральникова И.А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности. Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета, 2000. 123 с.
- Левитес Д. Хорошо ли мы работаем, когда думаем. Что работаем хорошо? // Первое сентября. 2001. №3.
- Локк Дж. Опыт о человеческом разуме: Избр. филос. произведения. М.: 1960.
- Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
- Мириманова М.С. Рефлексия как системный механизм развития Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Народное образование, 2001. 99–116.
- Рефлексивные техники эмоционального состояния детей / авт.-сост Л.В. Свешникова. 2-е изд. Волгоград: Учитель, 2012.
- Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2001. 976 с. – (Библиотека практической психологии).