Цель исследования Lesson Study: используя лидерские качества гиперактивных учеников создать условия для взаимообучения одноклассников. Мой второй урок из серии уроков второго цикла Lesson Study в восьмом классе.
Исследование своего урока — это более широкий подход. В школе была организована группа учителей, каждый учитель определяет свою тему, некоторую проблему, связанную с преподаванием, которую важно решить на уроке. В 8 классе 24 ученика, учитывая возрастные особенности детей, возникает трудности контролировать всех учеников. Также в классе есть одаренные, гиперактивные, подвижные ученики. Поэтому я решила связать свою тему исследования в рамках Lesson Study с лидерскими качествами ученика.
Я выбрала урок в классе, где будет проходить занятие, выбирала трех типичных учеников из разных групп (гиперактивный, средней активности, пассивный). Два учителя наблюдали за теми самыми учениками, фиксируют их реакции, успехи.
Предмет Дизайн построен по Дизайн циклу: Исследование, Развитие идеи, Создание решения и Оценивание. По дизайн сценарию учащимся необходимо проанализировать казахстанский рынок пищевых продуктов, сравнить и улучшить упаковки с некрасивым внешним дизайном. Во время изучения юнита «Rebranding» учащимся согласно учебного плана необходимо изучить понятие “бренд”, “лого”, как создавать упаковку, различать растровую и векторную графику, потому что это являются подготовительным этапом в их суммативной работе. Важным понятием является - развертка, чтобы создать из плоской фигуры трехмерный объект. Не менее важным является - сочетание цвета, подбор цвета при помощи цветового круга Итена по схемам: Комплементарная; Классическая, Аналоговая и Контрастная триада; Квадрат и Тетрада. Потому цвет будущей упаковки имеет важную роль для правильного восприятии продукта [1].
Я учитывала цитату Ллойд Александр «Настоящие знания мы получаем, когда ищем ответ на вопрос, а не когда узнаем сам ответ» [2]. Поэтому по новой теме «Онлайн ресурсы для подбора цветов и генерации цветовых схем» по критерию А - Исследование, навыки критического мышления, через стратегию «мозговой штурм» с целью актуализаций предварительных знаний по предмету искусство и физика о теории цвета и интеграцией с предметом дизайн. Я предусмотрела развитие коммуникации через взаимообучение, активизацию гиперактивных учеников. Было запланировано развитие навыка поиска информации, потому что самостоятельное изучение и использование онлайн ресурсов поможет быстро выполнить практическое задание, разовьет навыки дистанционного обучения. На этапе рефлексии учащиеся будут сами оценивать результат практической работы, понимая критерий оценивания и освоение нового материала.
Цель урока «учащиеся используя онлайн ресурсы создадут цветовые схемы», классический урок: мозговой штурм, новая тема, 2 практического задания разного уровня, рефлексия. Для изучения новой темы определили онлайн ресурсы, такие как: ColorCalculator [3], AdobeColor [4], Цветовой круг [5].
Учитывая, что в классе 24 ученика в возрасте 13-14 лет, необходимо было создать среду для полной занятости при выполнении практического задания на уроке. Насколько показывала практика, в этом возрасте учащиеся достаточно активные, подвижные, часто задают вопросы, любознательные. Поэтому решили уделить особое внимание - на развитие навыка коммуникации через взаимодействие, где должны будут использоваться лидерские качества гиперактивных учеников для взаимообучения одноклассников.
Анализ преподавания урока показал, что цель урока была достигнута. По результатам самооценивания, которое было проведено с помощью онлайн ресурса Google Form, было получено 24 ответа со следующим результатом: 87,5% учеников поняли задание, 12,5% ученикам потребовалась помощь одноклассников.
По результатам сданной суммативной работы ученики показали следующие результаты. Максимальный балл - 7/8, средний балл - 5/8, минимальный балл – 4/8. Учащиеся смогли показать умения размышлять, добывать знания, находить связь с другими предметными группами, использовать онлайн ресурсы.
Мне удалось хорошо организовать два практическое задание. На уроке были задействованы гиперактивные ученики, в рамках моего Lesson Study.
На уроке присутствовало два учителя: А. и Д.
В процессе предоставления обратной связи Учитель Д. отметила, что “урок был четкий, структурированный, ученикам были даны четкие инструкции выполнения заданий, цель урока была озвучена. Учитель применял такие стратегии как скаффолдинг, задавал проблемно-ориентированные вопросы. На уроке преобладала индивидуальная форма работы, что было связано со спецификой предмета”.
Учитель А. предоставил следующую обратную связь: “Мне понравился голос и дикция учителя. Дети чувствовали себя свободно и передвигались по классу, помогая одноклассникам. Все ученики были задействованы. Однако ученица Т. не была полностью включена в деятельность урока, следует обратить на неё внимание и использовать различные педагогические методы и персонализированное обучение для вовлечения ее в процесс обучения”. Действительно, эту ученицу я наблюдаю в рамках своего проекта Lesson Study и провожу исследование. В работу включены куратор и учителя параллели.
В целом, из опыта проведения планирования, преподавания и оценивания урока, и анализируя практику преподавания моих коллег по Lesson Study, я приняла решение продолжить свою практику, наблюдать за гиперактивными учениками для дальнейшего исследования, эффективного обучения их сейчас и в будущем.
Литература
1. Глава 6. Двенадцатичастный цветовой круг. Основы цвета. Взято с http://colory.ru/colorbasics/
2. 50 цитат про обучение. По материалам Learnstreaming. Взято с https://newtonew.com/school/50-citat-pro-obuchenie
3. ColorCalculator. sessionscollegeforprofessionaldesign. Взято с https://www.sessions.edu/color-calculator/
4. AdobeColor, Применить правило гармонии цветов. Взято с https://color.adobe.com/ru/create
5. Цветовой круг. Взято с https://colorscheme.ru/
6. Конвертер Цветов. Взято с https://colorscheme.ru/color-converter.html
7. CorelDRAW. Взято с https://www.coreldraw.com/ru/product/coreldraw/?hp=hero-pc