Путешествие в Звукогород

Разделы: Русский язык, Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Цель: воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

Задачи:

  • закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков;
  • закреплять умение детей делать звуковой анализ слов.

Предварительная работа: Составление звуковых анализов слов.

Д/и: «Какой звук потерялся», «С какого звука начинается».

Материалы: ноутбук, электронная доска с использованием созданного урока в МЭШ.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, прежде, чем мы начнем наше занятие, я хочу, чтобы вы попытались угадать, что сейчас услышите. Вы должны внимательно послушать и назвать, что вы услышали. (Звук колокольчика, звук ложки по стакану, человек пьет воду, плач ребенка, разговор малыша). Ребята что вы слышали?

Ответы детей.

Воспитатель: А мы с вами общаемся при помощи чего?

Ответ детей: да.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по волшебному городу. Жители этого города прислали нам письмо, вот что они пишут:

«Дорогие ребята! Нам нужна ваша помощь. В нашей стране недавно побывал ластик и нахулиганил. Он стер обозначения с домиков, в которых жили звуки. Помогите, пожалуйста, звукам вернуться в наш город и оживить его»

Воспитатель: Ребята, поможем? Тогда мы отправляемся в путь.

Ветер, ветер, ветерок,
В волшебный город путь далек.
Дуй сильнее ветерок,
Чтоб нашли мы звуки в срок.

Воспитатель шёпотом: Посмотрите на экран. Давайте попробуем собрать пазл и посмотрим, куда же мы попали. Мы оказались с вами в волшебном городе. Как вы думаете, кто в этом городе живет? (ответы детей). Конечно это звуки. Их очень много и они все разные. Поэтому этот город называется «Звукогород». Ребята, вам ничего не кажется странным? Давайте прислушаемся, что вы слышите? (ничего)

И я ничего не слышу.

Воспитатель: Разве возможно, чтоб в городе звуков было так тихо? Тогда давайте поскорее поможем звукам вернуться в свой город, чтобы он ожил. (Обращает внимание детей на экран) Ой, ребята, посмотрите домики. Как вы думаете, в городе звуков могут быть бесцветные домики?

Ответ детей

Воспитатель: это наверно Ластик их испортил и стер все цвета. Как вы думаете, кто в этих домиках живет?

Ответы детей

Воспитатель: звуки не могут попасть в свои дома, потому что у всех домов цвет одинаковый. Нам надо им помочь! Надо каждый звук поселить в свой домик? Как узнать, какой звук, в каком домике должен жить? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, на какие две группы делятся звуки?

Ответы детей: гласные и согласные.

Воспитатель: Каким цветом обозначаются гласные звуки, а каким согласные?

Ответы детей

(предположения детей – одни согласные звуки имеют и твердую и мягкую пару, а другие согласные имеют или только твердую или только мягкую пару.)

Воспитатель: Давайте назовем звуки, которые мы поместили в красный домик? [а, о, у, м, э, н, ы, к, и, в].

Какие это звуки?

Ответ детей: гласные.

Воспитатель: Как же можно отличит гласные звуки от других звуков?

Ответы детей: пропеть

Логопесенка про гласные звуки!

Игра «Хитрый гласный звук»

Воспитатель: Гласные звуки можно петь как песенку, тянуть. Ну что ж проверим, хорошо ли вы запомнили гласные звуки. Слушайте внимательно звуки русского языка, которые я буду произносить, и хлопните в ладоши, когда услышите гласный звук. (Звуки произносятся отчетливо и громко: [а], [о], [с], [у], [т], [к], [и], [ы], [п]).

Воспитатель: скажите, пожалуйста, а какие звуки мы поселили в синий домик?

Ответ детей: согласные.

Воспитатель: согласные звуки тоже можно пропеть? Попробуйте. Получается? Согласные звуки все одинаковые?

Ответ детей: они бывают твердые-мягкие, звонкие-глухие.

Ребята, ответьте, пожалуйста, для чего нам знать цвета звуков?

Ответы детей: чтобы разбирать звуковые схемы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, ластик приготовил нам еще задание. Он считает, что в слове ЖУК 4 звука. Вы согласны с ним? Давайте проверим.

Ответы детей по разбору схемы ЖУК.

Посмотрите, Ластик перепутал все звуковые схемы. Нам надо к каждой картинке найти его звуковую схему и прочитать ее.

Воспитатель: Устали? Давайте немного разомнемся и попоем. (Логопесенки)

Воспитатель: Отправляемся дальше. Ребята, посмотрите, здесь ластик перемешал все звуки. Нам надо правильно составить звуковую схему к словам мишка и мышка.

(после составления задать вопрос) В чем разница?

В первом случае меняется не только буква, но и предшествующий ей согласный звук. В слове мишка он мягкий, а в слове мышка – твердый.

Воспитатель: Ребята, мне кажется, мы исправили все проказы ластика и нам надо возвращаться в детский сад. Посмотрите паровоз. На нем то мы и поедем.

(Голос начальника станции) Внимание! Внимание! Паровоз, отправляющийся в детский сад, не может отправиться в путь, его повредил ластик. Чтобы паровоз начал движение, надо расставить вагончики в соответствии звуковой схемы. Если все вагончики будут расставлены верно, паровоз отправиться в путь!

Воспитатель: Ребята, давайте поможем паровозику, чтобы поскорее вернуться в садик.

После звука паровоза, включить звуки вокзала, шум машин, речь людей.

Воспитатель: Ребята послушайте, что вы слышите?

Ответы детей

Голос начальника станции: Внимание, внимание в наш город снова вернулись звуки, и наш город вновь ожил. Паровоз, следующий в детский сад, может отправляться.

Воспитатель: Наше путешествие на сегодня заканчивается.

  • Вам понравилась играть со звуками?
  • Какие задания вам понравились? (ответы детей)
  • О каких звуках мы сегодня говорили? (звуки речи).
  • На какие группы делятся звуки речи? (на гласные и согласные).

Вы, молодцы, победили вредного ластика и помогли звукам вернуться на свои места. Они приготовили вам подарки.

Воспитатель: На этом наше путешествие на сегодня окончено, но про звуки мы с вами, ребята, помнить будем всегда, потому что они нам еще не раз пригодятся. До новых встреч!