Тип урока: урок общеметодологической направленности (урок-игра).
Цели урока:
деятельностная: учить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы, создать ситуацию для формирования познавательного интереса у школьников, умения работать самостоятельно, в паре, в группе, привлечь обучающихся к исследовательской деятельности. Познакомить учащихся с видами треугольников по углам, «открыть» свойство углов треугольника, способствовать формированию первичных навыков применять теорему при решении простейших задач;
содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения, развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы; развивать навыки исследовательской и творческой деятельности, воспитать коммуникативные и регулятивные качества.
Задачи: изучить историю теоремы, рассмотреть способы доказательства теоремы различными авторами учебников геометрии, научиться применять теорему при решении задач.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: формирование положительной мотивации, развитие коммуникативных умений, демонстрация значимости математических знаний в практической деятельности.
Познавательные УУД: закрепить, углубить, структурировать знания о геометрических фигурах; усиленно фиксировать внимание на существенных признаках геометрических фигур; сопоставлять, сравнивать сходные понятия, действия; выработать у учащихся способы действий в комплексе; анализировать объекты с целью выделения признаков; применять полученные знания при решении задач; анализа истинности утверждений; доказательств, выдвижение гипотез и их обоснование; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результата товарищеской деятельности.
Коммуникативные УУД: воспитывать коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать и слышать, дисциплинированность, самостоятельность мышления; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; контроль, коррекция, оценка действий партнеров.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, приводить примеры; адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, презентация, листы индивидуального оценивания, раздаточный материал: треугольники, ножницы, клей, таблицы (приложение 1)
Описание
Перед изучением теоремы на уроках геометрии была проведена беседа об истории создания теоремы. У ребят возник вопрос: «Почему в древности теорему трудно было понять и усвоить доказательство?». Стали искать ответы в старинных книгах, учебниках прошлых лет, интернете. Так возникла тема для проекта. В результате работы над проектом была проведена деловая игра «Редакция» и распределены следующие обязанности для учащихся:
- назначение ответственного секретаря;
- назначение корреспондентов следующих отделов:
- информационного,
- проблемного,
- отдела писем;
- выбор курьера, который будет доставлять информацию ответственному секретарю.
Учитель играет роль главного редактора.
Также был намечен план работы:
- корреспондентское расследование;
- работа в отделах;
- производственное совещание;
- командировка;
- выпуск газеты.
Для выполнения плана были разработаны уроки с использованием метода проектов, были представлены дни для коллективных и индивидуальных консультаций (по оформлению, правильному поиску нужной информации в интернете; выпуску газет).
План урока
1. Вступление
Главный редактор (учитель).
Добрый день, ребята. Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в деловой игре «Редакция». Мы долго готовились к этому уроку, вы выполняли различные задания, связанные с поиском и сбором различной информации по теме «Сумма углов треугольника». И вот наступило время подвести итоги нашей работы. Каждый из вас сегодня является сотрудником одного из разделов нашей редакции.
Рефлексия на начало урока. Чтобы получить пропуск в нашу редакцию, предлагаю выбрать картинку, соответствующую вашему настроению на начало урока
Девиз нашего урока: «Один ум хорошо, а два ума лучше!».
В начале нашей работы проведем производственную гимнастику «Корреспондентское расследование» (решение задач с взаимопроверкой).
Курьеры собирают листочки с выполненными заданиями.
Главный редактор (учитель).
Работа в редакции требует быстрой реакции на события дня, поэтому постарайтесь быть активнее. Корреспонденция уже ждёт вас. Вы обсуждаете в своём отделе задания и готовитесь к выступлению на производственном совещании. Для этого необходимо оформить ответы на большом листе.
Каждый отдел получает задания и начинает работу.
2. Групповая работа
Задания.
Отдел писем
1. В редакцию пришло письмо от Незнайки. Он утверждает: «Из трех разных углов я сложил треугольник и сделал вывод: чтобы существовал треугольник, необходимо иметь три угла». Прав ли он?
2. Три поросенка решили построить новый и крепкий дом. Чтобы поставить крышу, выбрали различные эскизы: остроугольный треугольник, тупоугольный треугольник и прямоугольный треугольник, утверждая, что сумма углов в каждом из них разная.
Объясните поросятам, как, пользуясь транспортиром, опровергнуть их версии.
3. Помогите Чебурашке выполнить следующее задание: определить, какой угол получится, если его составить из углов треугольника. Используйте все виды треугольников.
Проблемный отдел
1. Зашифруйте с помощью рисунков содержание теоремы о сумме углов треугольника.
2. Экспериментальным путём подтвердить гипотезу о сумме углов любого треугольника. Доказать это предположение. Закрепить установленный факт.
Информационный отдел (оформляют работу из заранее подготовленного материала)
1. Найти доказательство теоремы из учебников геометрии прошлых лет.
2. Геометрия Евклида.
3. Сообщение «Прав ли Лобачевский?».
4. Кривизна трехмерного пространства.
3. Производственное совещание – решение задач на готовых чертежах.
У каждого отдела (группы) свои задачи (приложение 1).
Выступления (краткие ответы) – комментарии начальников отделов.
Главный редактор (учитель) комментирует решения. Ребята, стоит ли так «тщательно» изучать теорему о сумме углов треугольника? Пригодиться ли вам в жизни? Приведите «практические» примеры.
Наша работа близится к завершению. Мы хорошо потрудились и ждём выпуска газет. Зарплату за работу выдадим оценками на следующем уроке. Но прежде, чем вы покинете редакцию, оцените сегодняшнее занятие. Курьеры собирают результаты рефлексии.
Рефлексия на конец урока. Выберете из предложенных рисунков тот, который соответствует вашему настроению на конец урока
Задание на дом (командировка): выпустить газету по данной теме (индивидуально, группая).