Программное содержание.
- Продолжать знакомить детей с жизнью ежа, узнавать его на картинке, называть характерные признаки.
- Продолжать учить детей высказывать свои впечатления по поводу содержания картины, составлять (с помощью воспитателя) небольшой рассказ.
- Продолжать учить детей задавать вопросы, отвечать на вопросы полным предложением.
- Активизировать словарь детей (ежиха, ежата, длинный, короткий)
- Продолжить развивать моторику рук.
- Продолжить воспитывать интерес к диким животным.
Наглядный материал. Картина “Ежи на поляне”, картинки с изображением лакомств для ежа, шаблоны ежа на бумаге, цветные карандаши, доска.
Предварительная работа. Беседа о жизни диких животных, чтение коротких рассказов, сказок, рассматривание картинок и иллюстраций, разучивание игр.
Ход занятия
Дети встают на ковре, здороваются с гостями и садятся полукругом на стульчики.
Воспитатель загадывает загадку:
“Лежала между елками
Подушечка с иголками
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала”.
– О ком эта загадка? (О еже.)
– Где живет еж? (В лесу под елкой.)
– Это дикое или домашнее животное? (Дикое.)
– Посмотрите на картинки. Чем отличается еж от других животных? (Он колючий.)
“Что ж ты еж такой колючий?
– Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи”.
– Ребята, скажите, а зачем ежу иголки.
– От каких врагов защищают ежа иголки?
(Иголки им нужны, чтобы, защитится от врагов. Если у них не будет иголок, их съедят волки и лисы.)
Пальчиковая игра
Хитрый ёжик, хитрый ёжик
На клубочек он похож,
На спине иголки (вращают кулачки)
Очень, очень колки (выбрасывают пальцы)
Хоть и ростом ёжик мал,
Нам колючки показал.
А колючки тоже
На ежа похожи (руки вытянуты, работают пальцами)
На ежа мы поглядим,
Молока ему дадим, (тарелочки ладошки)
Но не тронем колки
На спине иголки (грозят пальчиком).
Воспитатель - При встрече с опасным зверьком ежик сворачивается клубком. Он становится круглым, как мяч, – ни головы, ни ножек не видно. Зверь покрутит, повертит ежа; исколет и поранит себе лапы и уходит.
– Попробуем и мы, как еж, свернуться клубком.
– Получается? (Нет, ноги мешают – очень длинные.)
– Какие же лапки у ежа? (Коротенькие, их легко спрятать под брюхо.)
Рассматривание картины “Ежи”
– Посмотрите на картину. Кто изображен на картине? (На картине изображена ежиха с ежатами.)
- Как их можно назвать? (Их можно назвать ежиная семья)
– Куда пришли ежи? (Ежи пришли на лесную полянку.)
– Какая мама? (Мама ежиха большая.)
– Какие детеныши? (Ежата маленькие.)
– Чем покрыта спинка ежа? (Спинка ежа покрыта иголками.)
– Зачем пришли ежи на лесную полянку? (Они пришли поохотиться.)
– Если ежиха учит своих ежат охотиться, то, как про неё можно сказать? Какая она? (Ежиха умная, заботливая, внимательная).
– Чем питаются ежи? (Ежи питаются мышами, улитками, червями, ягодами, грибами и т.д.)
- А вот посмотрите, ежата никак не могут поделить червячка. Как можно сказать о таких ежатах? Какие они? (Ежата голодные, жадные, прожорливые).
- А что делает вот этот ёжик? (Ёжик свернулся в клубок).
- Как вы думаете, почему и зачем он это сделал? (Ёжик испугался жука, спрятался от него).
- Как ещё можно сказать? Какой ёжик? (Ёжик трусливый, боязливый, пугливый, слабый).
Составление рассказа по картине
– А теперь давайте вместе составим рассказ по картине. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.
– На лесную полянку вышли … (ежи).
– Это мама … (ежиха), она … (большая).
– А это … (ежата), они … (маленькие).
– На спине у ежей … (колючки – иголки).
– Ежи пришли на полянку … (поохотиться).
– Они нашли … (улитку и жука).
Пальчиковая игра
Ежик маленький замерз (сложить пальчики в кулачок)
И в клубок свернулся
Солнце ежика согрело (выпрямить пальцы)
Ежик развернулся!
Продуктивная деятельность
– Давайте подойдем к столам и посмотрим на этих ежат. Чего у них не хватает? (У них нет колючек.)
– Давайте поможем ежатам сделать колючки на спину, чтобы они смогли защититься от лисы и волка. (Дети дорисовывают иголки ежу карандашами.)
Дидактическое упражнение “Закончи предложение”
– Заяц пушистый, а еж … (колючий).
– Еж спит днем, а охотится … (ночью).
– Медведь большой, а еж … (маленький).
– Белка живет в дупле, а еж … (в норе).
– У лисы лисята, а у ежихи … (ежата).
Итог занятия
Ребята, о каком животном мы сегодня с вами говорили? (о еже)
А ёж это дикое или домашнее животное? (дикое)
А почему? (потому что ёж живет в лесу)
Воспитатель благодарит детей за то, что они хорошо работали на занятии