План работы по теме самообразования: "Альтернативная коммуникация в работе с детьми с ОВЗ"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: ОВЗ


Цель методической работы: повышение профессионального мастерства посредством ознакомления с технологией альтернативной и дополнительной коммуникации.

Задачи методической работы:

  • Анализ литературы по данной теме. Ознакомление с теоретическими основами разработки проблемы альтернативной коммуникации.
  • Ознакомление с современными педагогическими технологиями, в том числе с технологией альтернативной коммуникации.
  • Сбор информации о состоянии коммуникации ребенка.
  • Ознакомиться с различными вариантами  пособий, проанализировать их методические аспекты и отобрать пособия, подходящие для проведения коррекционно-развивающей работы с детьми  дошкольного возраста.
  • Внедрение отобранных пособий в свою систематическую непосредственно образовательную и коррекционно-развивающую деятельность.

Актуальность темы

Язык и коммуникация являются основой социального взаимодействия. Большинству людей освоение процесса общения даётся без каких-либо трудностей, но существует немалая часть людей, которая не способна использовать речь для полноценного общения. Одни из них совсем не могут говорить, речь других недостаточно развита, чтобы выполнять все коммуникативные функции. В этом случае есть необходимость обратиться к другим, альтернативным способам коммуникации, дополняющим и заменяющим речь, то есть к альтернативной и дополнительной коммуникации – АДК.

Предполагаемый результат:  

- повышение теоретического и практического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя-дефектолога;

- обобщение опыта по  исследуемой теме;

- разработка консультаций, рекомендаций направленных на обогащение знаний педагогов (воспитателей), родителей по вопросам развития речи;

- презентация работы: выступление на заседании ГМО;

- участие в конференции с целью обобщения опыта; 

- размещение в СМИ методических материалов;

- улучшение уровня коммуникативной деятельности  воспитанников;

- разработка  упражнений, заданий, направленных на развитие речи,  на основе дидактического комплекта «Говорящие картинки».

Формы самообразования:

  • Индивидуальная форма – через индивидуальный план.
  • Групповая форма – через сетевое взаимодействие с педагогами, участие в деятельности методического объединения учителей-логопедов и учителей-дефектологов.

Форма отчета по проделанной работе -  план работы по самообразованию, презентация по теме самообразования.

Этапы работы по теме самообразования:

  • 1 этап подготовительный
  • 2 этап основной
  • 3 этап заключительный

Этапы

Содержание работы

Сроки

1 этап

Анализ литературы по теме с целью повышения теоретического уровня, знакомство с интернет-ресурасами

Август - октябрь

Просмотр открытых занятий в сети с применением изучаемой технологии

В течение учебного года

Всероссийская конференция «Образование детей с особыми образовательными потребностями». Педжурнал

Сентябрь

Вебинар «Первичное обследование неговорящего ребенка». Мерсибо.

Октябрь

Проведение мониторинга с целью получения информации о состоянии коммуникации ребенка (по Гайдукевич С.Е.)

Октябрь

2 этап

Предоставить педагогам группы и родителям воспитанников группы информацию по теме самообразования путем разработанных консультаций, рекомендаций

В течение учебного года

Изучение навыков использования пиктограмм на основе динамической таблицы Ананьевой И.Н.

Октябрь

Оформление дидактического комплекта «Говорящие картинки»  для проведения занятий с детьми

Октябрь

Проведение коррекционно-развивающей работы по реализации программы «Посмотрите, я говорю» (по разработанному тематическому планированию)

Октябрь - май

Всероссийский научно-практический вебинар «Организация работы с детьми с РАС в соответствии с примерной АООП дошкольного образования». МГППУ

Декабрь

Вебинар «Технологии дополнительной и альтернативной коммуникации в логопедической практике». Издательство «Учитель»

Январь

Проведение круглого стола по теме самообразования с педагогами группы

Февраль

3 этап

Выступление на педагогическом совете с презентацией из опыта работы на тему «Основные аспекты работы по формированию и развитию лексики у дошкольников с ОВЗ»

Март

«Введение в прикладной анализ поведения: его вклад в практику работы с детьми с ОВЗ. Перспективы для логопедов, дефектологов, коррекционных педагогов, психологов»

Апрель

Курсы повышения квалификации «Технологии дополнительной и альтернативной коммуникации в логопедической практике». Издательство «Учитель»

Апрель-май

Презентация по теме самообразования на ГМО

Май

Публикация в СМИ обобщенного материала по теме самообразования

Май