Первый класс школы - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них - эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
В Концепции модернизации российского образования сказано, что предшкольное образование призвано решать задачи подготовки к школьному обеспечению и адаптации к школе. В основном предшкольное образование осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Отдельные дошкольные учреждения пытаются опередить события и занимаются с детьми по программе начальной школы.
Однако для полноценного воспитания этого недостаточно. Необходимо заниматься также общей подготовкой ребенка к школе, развивать психические процессы, учебные мотивы, волевые качества. Современная школа требует от детей не столько каких-либо специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, более высокого уровня способности к управлению своим поведением, большей работоспособности.
Содержание общей и специальной готовности детей к школьному обучению
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
Уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» ребенка, определяющую тот результат, которого ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым. Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи. Л.С.Выготский указывал на то, что обучение плодотворно только в том случае, если оно попадает в «зону ближайшего развития» ребенка.
Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы, которая обеспечивает высокий уровень общего, всестороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальных классах школы. В связи с этим понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как «общая, психологическая готовность» и как «специальная готовность» к обучению в школе.
Общая готовность к школе выражается в достижении ребенком к моменту поступления в школу такого уровня умственного, волевого, эстетического и физического развития, который создает необходимую основу для активного вхождения ребенка в новые условия школьного обучения и сознательного усвоения учебного материала. Общая готовность характеризуется определенным уровнем психического развития, которого достигает ребенок к моменту перехода к школьному обучению.
Психологическая готовность к школьному обучению включает в себя мотивационную готовность, которая проявляется в стремлении ребенка к учению, достаточно высокий уровень познавательной деятельности и мыслительных операций, овладение ребенком элементами учебной деятельности, определенный уровень волевого и социального развития.
Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т.е. сама по себе, как часто думают взрослые. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье. Такую готовность мы формируем, создавая условия для развития всех видов детской деятельности (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил дошкольников - мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения.
Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения таких учебных предметов, как математика и русский язык. Ребенок, поступающий в школу, должен быть подготовлен к новому образу жизни, к новой системе взаимоотношений с людьми, к активной умственной деятельности. Поэтому первоочередной заботой родителей и воспитателей должно быть всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий, т.е. обучения.
Физиологическая готовность к школе
Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики по определенным критериям.
Уровень физиологического развития и состояние здоровья ребенка составляют фундамент школьной деятельности. Часто болеющие, физически ослабленные учащиеся даже при наличии высокого уровня развития умственных способностей, как правило, испытывают трудности в обучении.
Многочисленные исследования физиологов говорят о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. К началу школьного обучения (к семи годам) эта перестройка еще не закончена, и в школьные годы продолжается активное физиологическое развитие. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье.
Все дети, поступающие в 1 класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Ребенок считается готовым к школьному обучению, если по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.
Критерии физиологической готовности детей к обучению в школе:
А) уровень физического развития,
Б) уровень биологического развития,
В) состояние здоровья.
При определении физического развития обычно проводят оценку трех основных показателей: длины тела (рост, стоя и сидя), массы тела и окружности грудной клетки. В качестве критериев биологического возраста служат количество прорезавшихся постоянных зубов, достижение определенных пропорций.
В существующей схеме комплексной оценки состояния здоровья все дети разделяются на пять групп:
А) дети без каких-либо функциональных отклонений с хорошим физическим развитием, редко болеющие;
Б) дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, которые находятся на грани здоровья и болезни, еще не перешедшей в хронический процесс;
В) дети, страдающие различными хроническими заболеваниями и имеющие выраженные отклонения здоровья, а также дети с плохим физическим развитием;
Г) дети с хроническими заболеваниями, требующими длительного лечения и диспансеризации и постоянного наблюдения у врача-специалиста; таких детей рекомендуется обучать на дому, в санаториях и учебных заведениях санаторного типа, специализированных школах либо предлагается временная отсрочка поступления в школу;
Д) у детей пятой группы имеются существенные отклонения в состоянии здоровья, исключающие возможность обучения в массовой школе.
Наряду с определением показателей физического развития (роста, веса, окружности грудной клетки) при оценке готовности к школьному обучению учитывается состояние основных физиологических систем организма ребенка. В ходе медицинского обследования измеряют частоту сердечных сокращений, артериальное давление, жизненную емкость легких и мышечную силу рук.
Наибольшую проблему при обучении первоклассников представляет неподготовленность руки к письму. Поэтому при организации занятий по подготовке детей к школе необходимо выявить причину графической неготовности к обучению письму. Основными причинами являются:
- недостаточное развитие мелких мышц пишущей руки и нервной регуляции мелкой моторики (физиологическая неготовность к обучению письму);
- несформированность навыка выполнения графических движений (психологическая неготовность к обучению письму).
Чтобы подготовить ребенка к школе, нужно развивать не только те отделы опорно-двигательной системы, которые обеспечивают графическую деятельность и выполнение письменных упражнений, но и также создать условия для полноценного физического развития ребенка, обеспечить необходимую для этого двигательную активность.
Утомление у учащихся первых классов на уроках вызвано прежде всего статической нагрузкой при длительной вынужденной позе сидя. Для многих первоклассников долгое сидение на уроке самое трудное в начале обучения. Поэтому тренировка и укрепление мышц спины в период подготовки ребенка к школе имеют важное значение. Кроме того, с началом обучения в школе значительно возрастает нагрузка на зрение. Поэтому для профилактики близорукости необходимо соблюдать ряд гигиенических правил.
Интеллектуальная готовность
Долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Еще и теперь некоторые родители думают, что чем больше слов знает ребенок, тем он больше развит. Это не совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоках информации, впитывают, как губка, новые слова и выражения. Словарь их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Тут нет прямой зависимости.
Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы шестилетнему ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки - это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе.
Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, то есть достаточно развитых познавательных процессов. Готов ли он к этому?
В исследованиях обнаружено, например, что к старшему дошкольному возрасту дети, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы.
Оказалось, что дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6-7 лет ребенок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией, потребностью и поведением. Однако достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (Л.С.Выготский).
Шестилетний ребенок может многое. Но не следует и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.
Опираясь на них, ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. При этом дошкольники без особого труда не только понимают схематические изображения, но и успешно пользуются ими образным, опирающимся на реальные действия с предметами и их «заместителями».
Однако, даже приобретая черты обобщенности, его мышление остается.
В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем школьном возрасте деятельности - учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребенка соответствующих умений.
Владение этими умениями обеспечивает ребенку «высокий уровень обучаемости». Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченной им перемены, новизны. Тут педагог может опереться на острую любознательность подрастающего человека, на его неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях.
Однако в каждом классе, наверное, есть и дети интеллектуально пассивные. Это приводит их в итоге к числу отстающих, слабоуспевающих учеников. Причины такого рода пассивности часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или игру.
Такие дети требуют особого внимания к ним: развитие любознательности, кругозора.
Социальная (личностная) готовность детей к обучению в школе
Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» (Л.И.Божович) - положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Многочисленные опросы старших дошкольников и наблюдения за их играми свидетельствуют о большой тяге детей к школе. Что же привлекает детей в школе? Может быть внешняя сторона школьной жизни?
«Мне форму купят красивую», «У меня будет новенький ранец и пенал», «В школе Боря учиться, он мой друг…». Внешние аксессуары школьной жизни, желание сменить обстановку действительно кажутся заманчивыми старшему дошкольнику. Но это не самые главные мотивы.
Школа привлекает детей главным образом своей основной деятельностью - учением. «Хочу учиться, чтобы как папа», «Люблю писать», «Научусь читать», «У меня братик есть маленький, ему тоже буду читать», «В школе буду задачи решать». И это стремление естественно, связано с новыми моментами в развитии старшего дошкольника. Ему уже недостаточно лишь косвенным способом, в игре приобщаться к жизни взрослых. А вот быть школьником - совсем другое. Это уже осознаваемая ступенька вверх, к взрослости. Не проходит мимо внимания шестилетнего ребенка и уважительное отношение взрослых к учебе как к важной, серьезной деятельности.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии необходимого запаса умений и навыков, высокого уровня интеллектуального развития ему трудно будет в школе.
Социальная, или личностная, готовность к обучению в школе представляет собой готовность к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе, обусловленным ситуацией школьного обучения. Для того, чтобы понять механизмы формирования социальной готовности к обучению в школе, необходимо рассмотреть старший дошкольный возраст через призму кризиса семи лет. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. Ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое, более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность.
Ребенок теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Это, прежде всего, проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности, а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности, которое и находит свое выражение в негативной симптоматике кризиса семи лет.
Главное в кризисе развития не его негативный характер, а изменения в детском самосознании - формирование внутренней социальной позиции. Проявление кризиса в 6-7-летнем возрасте говорит о социальной готовности ребенка к обучению в школе.
Говоря о социальной готовности ребенка к школе, следует затронуть вопрос о структуре детской самооценки. В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» - «какой я есть»), но также и представления о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» - «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.
Осознание своего социального «Я» и формирование внутренней позиции является переломным пунктом в психическом развитии дошкольника. В 6-7-летнем возрасте ребенок впервые начинает осознавать расхождение между его объективным общественным положением и его внутренней позицией. Это выражается в стремлении к новому, более взрослому положению в жизни и новой, общественно значимой деятельности, в частности в стремлении к социальной роли школьника и учению в школе. Появление в сознании ребенка стремления быть школьником и учиться в школе является показателем того, что его внутренняя позиция получила новое содержание - стала внутренней позицией школьника. Это означает, что ребенок в своем социальном развитии перешел в новый возрастной период - младший школьный возраст.
Психологическая готовность детей к обучению в школе
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе - это сложное структурно-системное образование, которое охватывает все стороны детской психики. Оно включает: личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки и способности и т.д.
Это не сумма изолированных психических качеств и свойств, а их целостное единство, имеющее определенную структуру. Учебно-важные качества (УВК), входящие в структуру готовности, образуют сложные взаимосвязи и оказывают неодинаковое влияние на успешность школьного обучения.
Можно выделить следующие базовые УВК:
- мотивы учения,
- зрительный анализ (образное мышление),
- уровень обобщений (предпосылки логического мышления),
- способность принимать учебную задачу,
- вводные навыки (некоторые речевые, математические и учебные знания и умения),
- графические навыки,
- произвольная регуляция деятельности (в условиях пошаговой инструкции взрослого),
- обучаемость (восприимчивость к обучающей помощи) [3, с.68].
Все психические качества и свойства, определяющие психологическую готовность к школе, существуют не изолированно, а образуют сложные взаимосвязи. Так, например, УВК «принятие задачи» тесно связано с учебными мотивами и умственным развитием ребенка.
Следует отметить, что основным отличием учебной деятельности от других видов деятельности (игры, рисования, конструирования) является то, что ребенок принимает учебную задачу и его внимание сосредоточено на способах ее решения. Таким образом, основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «Готовность к учебной деятельности (учению)». Это значит, что «быть готовым к школе - это не значит уметь читать, считать, писать. Быть готовым к школе - это значит быть готовым всему этому научиться» (Л.А.Венгер).
Важное место в психологической готовности занимает мотивационная готовность, т.е. наличие у детей желания учиться. В структуре мотивов, определяющих отношение будущих первоклассников к учению, можно выделить шесть групп мотивов:
- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремление к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
- учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;
- оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что я там буду получать только пятерки»);
- позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там все большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);
- внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»);
- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Формирование мотивов учения - одна из важнейших задач при подготовке детей к школе. Оно предполагает:
- формирование у детей правильных представлений о школе и учении,
- формирование положительного эмоционального отношения к школе,
- формирование опыта учебной деятельности.
Для решения этих задач используют различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, беседы по ним, рисование школы, игра в школу.
Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При этом важно показать образ «хорошего» и «плохого» ученика, строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильного поведения.
При организации игры в школу можно использовать различные сюжеты: моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления); игра в школу после экскурсии на урок в 1 класс; введение игрового персонажа, например, Незнайки - ученика, который не хочет учиться, всем мешает, нарушает правила.
Следует отметить, что в формировании у дошкольника мотивов учения решающую роль играет семья: воспитание интереса к новым знаниям, навык поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, умение подчинять свое «хочу» слову «надо», желание трудиться и умение доводить начатое дело до конца, сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватной самооценке - все это является мотивационной основой школьного учения.
Успешность обучения детей в школе во многом определяется сформированностью их познавательных процессов, а также наличием у них определенных элементарных представлений и знаний, так называемых вводных навыков.
Речевые знания и умения:
- знание букв, умение читать,
- звуковой анализ слова,
- построение фразы,
- словарный запас,
- фонематический слух,
- звукопроизношение.
Математические знания и представления:
- счет прямой и обратный,
- состав чисел, решение арифметических задач на сложение и вычитание,
- представление о форме,
- пространственные и временные представления.
Навыки учебной работы:
- посадка за столом,
- способ удерживания пишущего предмета,
- ориентация на листе,
- умение слушать и выполнять инструкцию взрослого знание и выполнение правил поведения.
Таким образом, важнейшим аспектом, определяющим готовность ребенка к школьному обучению, является уровень его умственного развития. В отечественной психологии считается общепринятым, что развитие интеллекта происходит не спонтанно, а в процессе обучения и зависит прежде всего от содержания знаний и способов оперирования ими. Также важную роль играет мотивационная готовность детей, т.е. наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок теряет интерес к дошкольному способу жизни и дошкольным занятиям и видам деятельности и проявляет активную заинтересованность к школьно-учебной действительности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Заключение
Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В реальности это целостное образование, отражающее индивидуальный уровень развития ребенка к началу школьного обучения.
Модель будущего первоклассника включает такие элементы, как физиологическая, социальная и психологическая готовность. Ребенок должен быть хорошо физически развит: параметры его физического развития не имеют отрицательных отклонений от нормы и даже несколько опережают ее.
У ребенка должны сформироваться интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Ребенок хорошо ориентируется в окружающем мире. Он достаточно уверенно выделяет объекты живой и неживой природы, предметного и социального мира. Ему доступно осознание ряда наглядно выраженных связей: временных, пространственных, функциональных, причинно-следственных.
У ребенка должны сложиться предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться со взрослыми и сверстниками, освоил основы культуры поведения. Ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна.
Ребенок способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату. Появились очень ценные для предстоящей учебной деятельности элементы произвольности: волевые проявления, умение сдержаться, проявить терпение, настойчивость; ребенок начинает осознавать свои возможности, достижения, учится оценивать свои и чужие поступки с позиции общих ценностей; он обладает достаточным для начала школьного обучения багажом знаний, умений, навыков, развитыми психическими процессами.
С завершением дошкольного детства заканчивается первый значимый этап личностного развития ребенка. Он активен, любознателен, искренне устремлен к своему ближайшему будущему, готов стать школьником, получить новый социальный статус.
Список литературы
- Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия / Под ред. Л.В.Куликова. - СПб.: Питер, 2000.
- Бугрименко Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психологии развития и коррекция его неблагоприятных вариантов /
- А.Волков, Б.Волкова-Гаспаров. Ребенок идет в школу /
- Кулаковская, В.И. Ребенок и школа / В.И.Кулаковская // Ребенок в детском саду. - 2008. - №5