Естественное состояние ребенка – движение. Он активен, любознателен и постоянно ищет возможность подвигаться. Движение пробуждает и активирует многие умственные способности. «Движение - ключ к учению», - так говорят К.Ханнафорд, Пол Деннисон.
Доктор нейрофизиологии Карла Ханнафорд (США), обращаясь к научным исследованиям, говорит о том, что движение помогает встраивать и закрепляет новый опыт и информацию на нейрофизиологическом уровне. Исследования в области двигательного и интеллектуального развития свидетельствуют о том, что движение является составной частью процесса учения.
Здоровьесберегающие технологии это один из видов современных инновационных технологий, которые направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении и помогают включать движение в обучение.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном учреждении по ФГОС гармонично сочетаются с традиционными формами и методами, которые применяют в своей практике педагоги.
Существуют разнообразные виды таких технологий. Остановимся на некоторых из них, самых распространенных.
1. Физкультминутки
Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки (динамические паузы). Это кратковременные перерывы в непосредственной образовательной деятельности, во время которых дети выполняют несложные упражнения, сопровождая их различными движениями. Физкультминутки проводятся как в дошкольном учреждении, так и дома.
С какой целью используются физкультминутки (динамические паузы) на занятиях:
- смена вида деятельности, для предупреждения утомляемости;
- снятие напряжения;
- активизация мыслительной деятельности, внимания;
- повышение интереса детей к занятию и создание позитивного эмоционального настроения;
- общее оздоровление
- развития координации, межполушарного взаимодействия, моторики.
- развитие чувства ритма и творчества
Привлекательность использования физкультминуток заключается в том, что для их проведения не требуются инвентарь и форма, а в комплексы физкультминуток могут входить и отдельные элементы других технологий (элементы массажа, дыхательная гимнастика и т.д.). Нейрофизиологи и другие специалисты, говорят о том, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет - через 10-12 минут, в 7-8 лет - через 12-15 минут. Поэтому и рекомендуется включать физкультминутки в образовательную деятельность. Длительность физкультминуток (динамических пауз) в среднем 3-5 минут. Подбираются такие упражнения, которые включают работу больших групп мышц для снятия накопившегося статического напряжения и активизирующие дыхание, можно использовать комплексы утренней гимнастики. Можно предложить детям имитировать движения спортсменов, отгадать загадку, а отгадку показать.
Физкультминутку интересно проводить и под музыкальное сопровождение, добавляя ритм, детскую импровизацию, в виде дидактической игры с движениями.
Особенно нравятся детям комплексы упражнений, которые сопровождаются стихотворением. Текст может говорить взрослый, а дети выполняют упражнения или все вместе читают стихотворения, сопровождая его чтение движениями. В таком варианте важно следить за дыханием: выдох выполняется при произнесении слов одной строки, а к началу произнесения следующей строки делался глубокий и спокойный вдох.
Главное, чтобы упражнения были просты и удобны для выполнения, интересны, гармонично сочетаться с программным содержанием занятия.
Предлагаем вам варианты, физкультминуток с использованием стихотворений (авторы текстов Шевченко О.В. и Королева С.Н.)
1. К литературной викторине «Путешествие по сказкам К.И.Чуковского»
Добрый доктор, посмотри! (Делают круги вокруг глаз, рисуют очки)
Мы такие силачи. (Сгибают руки в локте и поднимают вверх)
Никогда мы не болеем, (Поворачиваем голову - влево)
Делаем зарядку, (Наклоны тела вправо- влево)
Витамины кушаем
Папу, маму слушаем, (массаж ушей)
Нас не надо Вам лечить (перекрестный шаг)
Добрый доктор Айболит!
2. К открытому занятию по ресурсосбережению
Вот бежит река большая, (разводят руки в стороны)
Не такая, вот какая (разводят руки шире - уже, делая «волны»)
Поливает все луга,
и у фермера поля (рисуем перед собой двумя руками)
Ручейками побежит,
И росою полежит
Облаками полетает (сгибаем руки в локтях и рисуем лежачую восьмерку)
И земельку поливает,
В котелке похлёбкой станет, (правой рукой водят по левой ладони, по кругу)
В чайнике чаёк заварит
И в печи огонь потушит, (двумя руками массируем челюсть)
Климат в комнате улучшит,
На окне польёт цветы, (вращение шеей, рисуем дугу подбородком на груди)
Без воды ни я, ни ты
Жить не сможем ни минуты
Воду можно есть, и пить (делаем перекрестную ходьбу)
Без воды нельзя прожить
3. К занятию в мини-музее «Русская горница»
Машенька у мамы, (Поглаживание рук от кистей к плечам)
Любит помогать.
Попросила мама, (ритмично кулаки сжимаем, разжимаем перед собой)
Одежду постирать.
Белую сорочку, (Наклон туловища вперёд, с движением рук вдоль
Красный сарафан, туловища от груди до пола)
Синюю рубаху, (руки на поясе, отведение правой руки в сторону)
Коричневый кафтан. (руки на поясе, отведение левой руки в сторону)
Мы одежду постирали, полоскали, (Потряхивание кистей рук)
Выжимали, (Скручивающие движения кистями рук)
И сушили, (Поднимаемся на носки, руки вверх, кисти вниз)
Чтоб опрятными мы были. (выпрямились, следим за осанкой)
2. Гимнастика для глаз
Такие упражнения направленны на профилактику нарушений зрения и необходимы для предупреждения утомления, тренировки мышц глаз, снятия напряжения.
Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме упражнений, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения желательно делать стоя.
Эти упражнения тоже можно сопровождать стихотворением. В гимнастику можно включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.
«Бабочка» (загадка)
Спал цветок
(Закрыть глаза, слегка надавливая на веки, массировать по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Открыть глаза и рисуем лежачую восьмерку глазами)
Больше спать не захотел,
(делают движения глазами вверх-вниз, вправо-влево, по диагонали)
Встрепенулся, потянулся,
(смотрим вдаль, затем на свой кончик носа).
Взвился вверх и полетел.
(зажмурились, открыли глазки - поморгали)
3. Дыхательные упражнения
Включение упражнений на дыхание помогает развить «речевое» дыхание, успокоиться, активизировать кровообращение, насыщая организм кислородом.
Проводить их рекомендуется в хорошо проветренной комнате и желательно до приема пищи. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий), (вдыхаем носом - нюхаем цветок, надуваем шарик, выдыхаем через губы трубочкой, сдуваем пушинку, задуваем свечку).
Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания (ныряем, как водолазы)
Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягалось тело.
«Задуваем свечку»
Нужно носиком вдохнуть, (вдох, надувая живот)
Чтобы свечку нам задуть. (губы «трубочкой», делаем 3 коротких выдоха, сопровождая звуком «уф-уф-уф», втягивая живот).
4. Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика - самая распространенная технология и проводится в форме инсценировки стихотворений с помощью движений пальцев. В ходе ее проведения можно применять массаж, действия с предметами, пальчиковые игры.
Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно, можно проводить и с группой детей, и индивидуально. Желательно каждый комплекс пальчиковой гимнастики заканчивать упражнениями на расслабление.
«Дружные ребята»
Катя, Федя, Маша, Саша, (сгибаем пальцы по очереди к центру ладони, кроме большого)
Любят петь и танцевать. (сжимаем-разжимаем пальцы в кулаки)
А Василий любит кашу, (большим пальцем рисуем круг на ладони в одну сторону)
И в конструкторы играть. (большим пальцем рисуем круг на ладони в другую сторону)
Вера, Даша, любят кукол, (делаем «колечки» от указательного пальца к мизинцу)
А Кирилл мячи гонять. (делаем «колечки» от мизинца к указательному пальцу)
Это всё наш детский садик, (переплетая пальцы, соединяем руки)
Приходи к нам поиграть.
Заканчиваем зарядку, рисуя восьмерку на кисти рук, мягко поглаживая.
Главное условие эффективного проведения всех упражнений – позитивное эмоциональное настроение. С особым интересом придумывают дети движения к предложенным стихотворениям, музыкальному сопровождению, даже пробуют творить - сочинять строки.
В.Т.Кудрявцев выделяет развитие «двигательного воображения» как приоритетный принцип оздоровительной работы с детьми и характеризует его как основу творческой осмысленной моторики. С помощью импровизаций мы развиваем воображение и творческие способности. Например: двигательные загадки («изобрази какое-либо животное, а мы попробуем узнать его»; «Прослушай загадку и покажи отгадку»),
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
Весело он скачет,
А зовется… (Мячик.) (изобрази движением, позой отгадку)
Включение вышеперечисленных технологий в непосредственную образовательную деятельность позволяет учить детей мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, почувствовать радость от выполняемых движений.