Нет случайно родившихся детей. Ни один Путник Вечности случайно не рождается. Каждый ребенок есть явление в земной жизни. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру.
Ш.А.Амонашвили
Семья – первый и главный социальный институт в жизни каждого человека. Семья, в которой рождается ребенок с нарушениями развития, характеризуется специфическим спектром эмоционального состояния.
Главная цель в работе воспитателя с семьей – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации СЕМЬИ, мобилизовать ЕЕ возможности.
Что же значит работа с родителями? Это сотрудничество, включение, участие, воспитание, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Воспитатель выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Именно от работы воспитателя зависит, насколько родители понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определил четыре направления работы с родителями:
познавательное/ призванное повышать психолого-педагогическую культуру родителей, способствовать изменению взглядов на воспитание ребенка в семье, развивать рефлексию;
В данные формы входят: практикум, лекция, «круглый стол», педагогический совет, педагогическая лаборатория, родительская конференция, родительское собрание, вечера вопросов и ответов, родительский тренинг, семейная гостиная, родительский клуб, дни добрых дел, дни открытых дверей, эпизодические посещения, исследовательско- проектные, ролевые, деловые игры и др.
Досуговое /призванное устанавливать теплые неформальные отношения между родителями и педагогами и более доверительные отношения родителей с детьми; это направление включает: совместные походы и экскурсии, выставки детско-родительских работ, праздники, утренники, мероприятия (концерты и соревнования) и т.д./
Наглядно-информационное /заключающееся в организации родительского всеобуча; данное направление определяет: сайт ООО в Интернете, выставки детских работ, фотовыставки, записи видеофрагментов организации различных видов детской деятельности, фотографии, информационные проспекты, тематические выставки, издание информационных листков, создание буклетов, информационных стендов и уголков для родителей, использование СМИ.
Информационно-аналитическое /определяемое сбором, обработкой и использованием данных о семье каждого воспитанника; к данным формам относят: анкетирование, интервью, тестирование, опрос, беседы и т.д.
Одной из первых задач в работе воспитателя является изучение семей и особенностей семейного воспитания каждого ребенка: жилищные условия семьи; возраст, образование, национальность родителей; состав семьи и структура родственных связей; полные, многодетные семьи; В последующем знание о семье воспитанника поможет в общении с родителями, в оказании психолого-педагогической помощи, соответствующей реальным потребностям семьи, наладить непосредственный контакт.
В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребёнка и т.д.
Воспитатель должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Поэтому коллектив воспитателей, постоянно ищет новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству.
Основные принципы организации работы воспитателя с родителями:
Доброжелательный стиль общения. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
Индивидуальный подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей.
Сотрудничество, а не наставничество. Современные родители в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности педагога разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Динамичность. Необходимо быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы.
Основные формы работы которые мы используем:
- Телефон доверия «Всегда на связи», родители имеют возможность в любое время позвонить воспитателю и получить нужную информацию.
- Видеотека. Записывая на видео открытые занятия, общешкольные мероприятия, соревнования, у родителей появляется возможность просмотреть интересующий фрагмент этих мероприятий, увидеть своего ребенка.
- Совместные проекты. Это направление в работе с родителями самое привлекательное, востребованное, и самое трудное в организации, так как позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях. Способствуют обеспечению современному интегрированному подходу в воспитании и обучении детей.
Второй год воспитанники нашего центра (при активной поддержке родителей) совместно с обучающимися ГБОУ города Москвы «Школа № 1238 принимают участие в инклюзивном Московском фестивале «1+1»: равные условия – равные возможности, определяющим фактором которого является вовлечение обучающихся, в том числе обучающихся с разными образовательными потребностями, их родителей и педагогов, в активный познавательный и творческий процесс, способствующий развитию навыков конструктивного взаимодействия, установлению творческих контактов, укреплению дружеских связей.
- Досуг. Подарить семье радость общения, полноту жизни – одна из важных задач, которая стоит не только перед нами, но и перед всем обществом. Досуговая деятельность уникальное средство социализации семьи. В досуговой деятельности формируется отношение к самому себе, к социуму. Досуг для семьи всегда является способом самореализации и самореабилитации, любой успех ребенка активизирует положительные эмоции, которые, образно говоря, кругами расходятся на другие сферы жизнедеятельности.
Традиционным стало участие родителей в проведении «Театральной недели», посещении открытых занятий, участие в школьных, городских и окружных выставках детского творчества, общешкольных мероприятий и фестивалей детского творчества.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка.
На методическом объединении по теме «Эффективные способы и приемы в работе с родителями», основной задачей которого являлось поиск оптимальных форм и приемов в работе с родителями, обсудили основные формы работы с родителями:
Рассмотрели правила проведения беседы, эта форма работы наиболее часто используется в нашей работе. От того, как протекают первые встречи воспитателя с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество.
Проводили упражнение - тренинг
«Какие фразы целесообразнее использовать для начала беседы с родителями»
- Извините, если я помешала…
- Я бы хотела…
- Вам будет интересно узнать…
- Мне представляется интересным то, что…
- Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…
- Вы, наверное, об этом уже слышали…
- Какие «неудачные» фразы, не следует употреблять.
- Давайте с вами быстро обсудим…
- Хотя вам это и не известно…
- А у меня на этот счёт другое мнение…
- Конечно, вам уже известно…
- Я пришла к такому выводу, что…
Рассмотрели правила построения эффективного общения, приемы установления хорошего контакта с собеседником, приёмы, разрушающие общение.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. Это правило является фундаментом успешного присоединения к собеседнику, которое гласит, что для быстрого и эффективного вхождения в контакт вам необходимо знать и выполнять три основных действия. «Три плюса» — улыбка, имя и комплимент.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего центра дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями. В ежегодном анкетировании родителей, мы получаем много добрых слов и благодарностей от родителей, встречаются замечания и пожелания в наш адрес, над которыми мы работаем и стараемся исправить, в декабре 2019 года, наши коллеги приняли участие в работе V съезда Московской Городской ассоциации родителей, были награждены грамотами «За безупречный труд, высокий профессионализм, доброту и уважительное отношение к детям и родителям».
Всей своей работой воспитатели доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.