1 слайд (картинка)
Цель занятия: рассмотреть внимание как познавательный процесс, осознание роли внимания в жизни человека.
Задачи:
Обучающие:
- формировать представление о внимании как способности человека и о значении внимания в жизни и деятельности;
- познакомить воспитанников с видами и свойствами внимания;
Развивающие:
- развивать произвольное внимание, умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
- формировать умение работать в группах;
- сформировать потребность развития наблюдательности;
Воспитательные:
- развивать нравственные качества личности: познавательный интерес, внимание к людям, доброжелательность, ответственность за выполнение порученной части общего дела;
- воспитание на примере великих людей, показать ценность научного познания мира;
- формировать навыки позитивного общения.
Здоровьесберегающие – тренировка глазных мышц с целью профилактики нарушения зрения при длительной нагрузке, преодоление телесной скованности и напряжения во время занятия.
Планируемые результаты коррекционно-развивающей деятельности:
- Предметные: развитие произвольного внимания.
- Личностные: развитие умения проявлять самостоятельность, испытывать потребность в получении новых знаний, внимательно слушать воспитателя.
- Метапредметные: развитие регулятивного умения (задавание вопросов, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
- Познавательные: следовать образцу, инструкции; овладевать приемами сравнения, сопоставления; включаться в творческую деятельность под руководством воспитателя.
- Регулятивные: определение темы и цели деятельности с помощью воспитателя, принятие цели занятия, нахождение путей ее реализации, оценивание своей деятельности.
- Коммуникативные: формирование навыка позитивно проявлять себя в общении, строить речевые высказывания в устной форме; работа по инструкции в паре.
Оборудование: презентация занятия и видеозаписями («Тест на внимательность», «Веселая зарядка»), задания на карточках, карандаши.
2-й слайд
I. Организационный момент (3 мин)
Добрый вечер, дорогие ребята! У нас сегодня на занятии гости. Давайте повернёмся к ним их поприветствуем. Чтобы узнать тему нашего занятия, вы должны выполнить первое задание (на слайде буквы из которых состоит слово ВНИМАНИЕ в разном порядке соединены с цифрами от 1–8).
Задание: следим только глазами, нужно определить, какие буквы соответствуют числам. Прочитайте слово.
– Где и когда приходилось слышать слово «внимание»? (Сообщение сигнала тревоги, слова благодарности «спасибо за внимание», во время движения на дороге, внимание к окружающим).
3–4-е слайды
- Что такое внимание? – Какие виды и свойства внимания существуют?
Сегодня на занятии мы будем искать ответы на эти вопросы. Тема нашего занятия сегодня «Внимание: зачем оно нужно, как его использовать и тренировать».
5-й слайд (тема занятия)
II. Вводная часть (3 мин)
6-й слайд
– Что позволяет человеку замечать изменения в окружающем мире? (Внимание) Правильно, внимание. Представьте ситуацию: – Ты увлеченно читаешь книгу. Слышишь ли ты в это время тиканье часов? Объясни свой ответ.
– Вдруг зазвенел будильник, и что изменилось в ситуации? (Правильно, когда зазвенел будильник, вы отвлеклись от чтения книги).
III. Основная часть (30 мин)
7-й слайд
«Внимание – это особенность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно отвлекаясь от всего другого». Само по себе внимание увидеть нельзя, заметно только его внешнее проявление.
8-й слайд
Это мимика, поза, жесты. Мимика – это движение губ, глаз, бровей. Поза – положение тела. Жесты – движения рукой.
Виды внимания (2 мин)
9-й слайд
Непроизвольное внимание срабатывается независимо от нашего желания, когда сила посторонних раздражителей, затмевает другие моменты. Например, мы пытаемся уснуть, но вдруг начинаем прислушиваться к скрипам и шорохам в соседней комнате. Непроизвольное внимание направляется на объект без всяких усилий с нашей стороны. Что может привлекать к себе непроизвольное внимание? Таких объектов много. Это громкие, неожиданные звуки (гром, свисток, резкий визг тормозов); яркие световые явления (молния, красочная реклама); резкие вкусы (горечь, кислота, неожиданный вкус); сильные запахи (духов, гари, вкусной еды); все, что интересно и неожиданно для данного человека.
Когда речь идет о непроизвольном внимании можно сказать, что не мы обращаем внимание на объекты, а они сами овладевают нашим вниманием.
1-й слайд
Считается, что существует несколько видов внимания: произвольное, непроизвольное и после произвольное.
Произвольное внимание базируется на силе воли индивидуума, человек сам направляет на объект, который сознательно выбрал. Легко быть внимательным, когда смотришь интересный фильм, но трудно быть внимательным, когда учишь трудный урок. Например, для того чтобы решить математическую задачу, надо самому постоянно удерживать на ней свое внимание. Произвольное внимание помогает заставить себя делать какие-то домашние дела, несмотря на такие помехи, как лень.
После произвольное внимание возникает в результате сосредоточения. Преодолевая трудности во время произвольной концентрации, человек привыкает к ним, и сама деятельность начинает вызывать интерес. Именно в этом состоянии выполняется и решается большинство жизненных задач. Например, книга сначала показалась вам скучной, а затем человек зачитался.
1-й слайд
Человеку, в любом возрасте, сложно сконцентрироваться из-за отвлекающих факторов: посторонний шум, суета вокруг, и даже собственные мысли. Мир не останавливается, для того чтобы мы спокойно решили своих задачи. Все хорошее к чему стремиться человек, проходит через трудности. Их преодоление и повышает цену, полученных умений. Чтобы преодоление не становилось "вечным боем", достаточно придерживаться основных правил:
Первое правило: главное заставить себя начать, а потом станет легче.
Правило второе: регулярность, быстро переходит в хорошую привычку.
Определите себе точное время для занятий и тренировок. Для начала хватит и нескольких минут в день. Но обязательное условие: пропускать нельзя!
Достаточно один раз дать себе слабину, и считайте, что все придется начинать сначала. Без силы воли (произвольное внимание), на первых парах, не обойтись.
Правило третье: творческих подход, к решению проблемы - это всегда успех. Не превращайте свои занятия в рутину. Нет ничего хуже постоянно заставлять себя заниматься скучным делом. Есть много вариантов тренировки внимания. Выбирайте тот, что более всего подходит лично Вам.
12-й слайд Осознание мира
Свойства внимания.
13-й слайд
Чтобы овладеть вниманием, нужно еще знать, как устроено внимание. Рассмотрим некоторые свойства внимания. Люди давно стали задавать себе вопрос: «Сколько объектов может одновременно находиться в зоне внимания?» Ответ на этот вопрос – показатель объема внимания. Объем внимания – это число объектов, которые внимание охватывает одновременно. Многие слышали о феноменальных способностях Юлия Цезаря, который мог, по преданию, делать одновременно семь несвязных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь ответственных дипломатических документов.
Профессии художника, футболиста, разведчика предъявляют высокие требования к объему внимания. Футболист должен в любой момент игры видеть всех игроков на поле. Художник должен замечать множество линий в сочетании света и теней, оттенков цветов, деталей.
14-й слайд (3 мин)
Концентрация – свойство, которое показывает степень сосредоточенности на объекте. Помните персонажа басни Крылова, который в зоологическом музее рассмотрел всех самых мелких букашек, но слона - не заметил.
15-й слайд ЛЮБОПЫТНЫЙ
«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —
«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
Всё видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил.
Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!
Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!» —
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —
«Да разве там он?» — «Там».— «Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил».
Его внимание было нацелено исключительно на мелких насекомых и в этом случае оказалось чрезвычайно полезным. Но большой слон, который самими своими размерами, должен был привлечь внимание этого посетителя, остался вне поля его внимания: слон не был заданным объектом восприятия. Это выражение употребляется в том случае, когда кто – то замечает мелкое, но не замечает самого главного.
И если не решать проблему с концентрацией, то возникают такие серьезные проблемы как: провалы в учебе и на работе, сложности с освоением новых навыков. Хирургу и канатоходцу совершенно необходимы концентрация и устойчивость внимания. В их работе малейшее отвлечение внимания может привести к очень тяжелым последствиям.
16-й слайд (1)
Например, для шофера, летчика нужна высокая распределяемость внимания. Шофер должен уметь одновременно следить за управлением автомобиля, за тем, что происходит на дороге, за маршрутом своего движения, а часто и за разговором со своими пассажирами. Дирижер оркестра в одно и то же время должен уметь услышать, как играет каждый из музыкантов его оркестра, должен держать в голове то музыкальное произведение, которое исполняется, замечать настроение музыкантов.
17-й слайд (1)
Некоторые люди могут легко и просто переходить от одного занятия к другому. У таких людей внимание подвижное, гибкое. Для других переход с одного дела к другому связан с определенным усилием: им нужно некоторое время, чтобы «собраться с мыслями», «войти в работу». Эти люди различаются по такому свойству внимания, как способность к переключению внимания.
А сейчас мы приступим к практическим заданиям. Как спортсмены тренируют свое тело в тренажерном зале, укрепляя мышцы, так и мы сегодня с вами будем тренировать наше внимание. На короткое время (1 сек.) я покажу вам рисунок на слайде, на котором будет несколько чисел, посмотрите внимательно, какие числа написаны, а когда я уберу рисунок, сложите их сумму и запишите. Кто сделает правильно первым это задание и окажется самым внимательным?