Ход мероприятия
Звучат торжественные фанфары (дети, читающие стихотворения, выстраиваются).
Ученик 1:
Мы сегодня очень рады
Всех приветствовать гостей.
Всех знакомых, незнакомых,
И серьёзных, и весёлых.
Первый класс, первый класс
Пригласил на праздник вас.
Ученик 2:
Знают взрослые и дети
И шахтер и водолаз,
Что трудней всего на свете
Самый первый школьный класс.
Ученик 3:
Первый класс – это первый задорный звонок.
Первый класс – это первый серьёзный урок.
Первый класс – это первая в жизни оценка,
Это шумная, радостная переменка.
Ученик 4:
Знает каждая девчонка и каждый мальчишка:
Первый класс – это первая школьная книжка.
Учились по этой книге всегда,
А книга эта – Азбука.
Ученик 5:
Она научила буквам нас,
И письму, и чтению,
Дружбе крепкой и труду,
А еще терпению.
Ученик 6:
Нас сегодня не узнать:
Стали бойко мы читать,
Очень грамотными стали,
Поумнели, возмужали
И теперь без передышки
Мы прочтем любые книжки.
Исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик».
Мы были малышами,
Теперь читаем сами,
Мы все читаем сами
И знаем алфавит.
Припев:
Представьте себе,
Представьте себе,
И знаем алфавит.
Примеры мы решаем,
Из букв слова слагаем,
И всем мы предлагаем
С азбукой дружить.
Припев:
Представьте себе,
Представьте себе,
С азбукой дружить.
Все садятся на свои места.
– Дорогие ребята, мы получили письмо от коллектива авторов, которые создали для нас Азбуку.
Дорогие ребята! Поздравляем вас с окончанием первого учебного курса – Азбуки. Если бы наша Азбука умела говорить, она обратилась бы к вам с такими словами:
Я – Азбука. Учу читать.
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо
И сможешь ты тогда
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.
Учитель:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называются все – алфавит!
Встали буквы в четкий строй,
Строй, как строй, да не простой,
Он зовется – азбукой!
Азбука, стройся!
Выходят дети с буквами под песню «33 родных сестрицы..»
Презентация «Забавная азбука»
А: Аист в алом сапоге
На одной стоит ноге.
Б: По дороге шёл баран,
Бил копытом в барабан.
В: Волк купил велосипед
И поехал на обед.
Г: На гитаре гусь играл,
Громко-громко гоготал.
Д: Дятел на дубу сидит,
Дед на дудочке дудит.
Е, Ё: У кого торчат иголки?
У ерша, ежа и ёлки.
Ж: Жаба в гости ждёт жука,
Он летит издалека.
З: Зайка с розовым зонтом
Притаился под кустом.
И: Нашёл индюк иголку
И положил на полку.
Й: Йог индийский в позу сел
И клубничный йогурт съел.
К: У открытого окошка
На подушке дремлет кошка.
Л: Рядом с лилией лягушка
Подставляет солнцу брюшко.
М: За морошкой и малиной
Мышка шла с большой корзиной.
Н: Носорог нашёл носок
И надел его на рог.
О: В океане осьминог
Отдохнуть на дно прилёг.
П: Пышет паром паровоз,
Он игрушки нам привёз.
Р: Рыба раку говорит:
– В небе радуга горит.
С: Слон гуляет по арене
Как большой артист на сцене.
Т: Трактор едет, тарахтит,
Он торопится, пыхтит.
У: Однажды мышка с уточкой
Пришли на речку удочкой.
Ф: Филин рядышком с совой
Гордо крутит головой.
Х: Пили чай хомяк с хорьком
С пирогом и сахарком.
Ц: Восседает царь на троне
В позолоченной короне.
Ч: Чайник в чашки чай налил
И за стол всех пригласил.
Ш: Шмель присел на шоколадку:
– Ах, как вкусно, ах, как сладко!
Щ: Наварила щука щей,
На обед зовёт лещей.
Ъ, Ь: Твёрдый знак и мягкий знак,
Нам без них нельзя никак!
Ы: Буква ы живёт в улыбке,
В мыле, в сыре, даже в рыбке.
Э: Экскаватор землю роет,
Дом высотный рядом строят.
Ю: Юля в юбку нарядилась,
Как юла она крутилась.
Я: Яхта по морю плывёт
Яхта ягоды везёт.
Учитель: Ребята, я очень рада, что вы все подружились с Азбукой, и она научила вас читать.
– Ребята, давайте споем задорные частушки о своих успехах для наших гостей.
Дети поют частушки.
-
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про своих успехи. -
Елочки-сосёночки
Колкие, зеленые,
Все ребята-первоклашки
В Азбуку влюбленные! -
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит! -
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки. -
Буквы гласные мы любим
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем! -
Ах, ты бабушка, моя,
Снова не согласна!
Ты запомни навсегда,
Есть лишь десять гласных. -
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом “проглочу”! -
С Азбукой кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут –
Уважаю с детства труд! -
Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в Азбуке
Кончились странички. -
Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Учитель: Дорогие гости! Мы можем показать, чему научились за это время. Ребята, давайте расскажем, на какие три группы делятся буквы русского алфавита.
1-й ученик: Первая группа – это буквы, обозначающие гласные звуки.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
2-й ученик: Вторая группа – это буквы, обозначающие согласные звуки.
А согласные... согласны шелестеть,
Шептать, свистеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
3-й ученик:
С-с-с... – змеиный слышен свист,
Ш-ш-ш... – шуршит опавший лист,
Ж-ж-ж... – шмели в саду жужжат,
Р-р-р... – моторы тарахтят.
4-й ученик: К третьей группе относятся буквы, которые не обозначают звука, они указывают на мягкость и твёрдость согласных.
5-й ученик:
Твёрдый знак с богатырём,
Одолел крутой подъём.
Мягкий знак – попробуй, тронь,
Он горяч, как конь-огонь.
Учитель: Молодцы! Сейчас мы поиграем. Я буду называть разные слова. Если слово начинается с гласного звука, то вы поднимаете руки вверх, если услышите согласный – присядете. Готовы?
Утюг, апельсин, лошадь, игра, доска, стол, окно, карандаш, игла, яма (слово-ловушка), книга, школа, ослик, жук, эхо. Молодцы!
– Ребята, но знать звуки и буквы это ещё не всё. Нужно уметь их правильно читать. Научите этому наших гостей?
1-й ученик:
Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
МА и ША (запомни: МАША!)
К нам явились на урок.
2-й ученик:
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, читай: СОВА.
3-й ученик:
«Мила мыла руки мылом,
Мама кашу варит нам».
Чтоб скорей и легче было,
Все читайте по слогам!
4-й ученик:
Соединили мы два слова –
Предложение готово:
«Дождь идет. Гремит гроза.
Улетела стрекоза».
5-й ученик:
Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать!
– Вот сейчас и докажем это на деле. У нас две команды: «Знайки» и «Умейки» из данных букв нужно сложить слово – первоклашка так, чтобы другие смогли его прочитать.
– Сколько букв в этом слове? Звуков?
– Сколько слогов в этом слове?
– Дайте характеристику первому звуку в этом слове? Третьему?
– Составьте из букв этого слова другие слова…
Конкурс для наших гостей. Попробуйте угадать героя сказки.
-
Берегись, болезнь любая:
Грипп, ангина и бронхит.
Всех на о вас вызывает
Славный доктор……… -
Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. -
На сметане мешён,
На окошке стужён,
Круглый бок, румяный бок
Покатился…… -
Носик круглый пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек – копытца.
Трое их – и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? -
Человек немолодой
Вот с такущей бородой.
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину,
И вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас
Кто же это? ……. -
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос?
Азбука: Молодцы! А теперь выходите буквы: А, Я, О, В, С, Н, К.
Попробуйте встать в таком порядке, чтобы образовалось слово. (Овсянка)
Сценка “Овсянка”
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
– Как я люблю овсянку!
– И я люблю!
– Она жёлтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это– вкусная?
– Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!
– Да ты про что говоришь?
– Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
– И я про овсянку!
– Ты про какую овсянку?
– Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела?
– Какая каша? Не каша, а птица!
– Птица овсянка, что ли? Не слыхал про такую.
– Идем ко мне – мою овсянку слушать!
– Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
Учитель: Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими многозначными словами мы встречались на страницах Азбуки? (Коса, ручка, ножка, замок)
Стихи:
-
Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут. -
Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора! -
Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.
Учитель:
Это не простая книга. Называется она «Литературное чтение». По ней мы продолжим работу после «Азбуки». И вам пришло письмо от «Литературного чтения»
(Слайд «Литературное чтение»)
Вам мое почтение!
Я – Литературное чтение.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы.
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.
Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Да, учебник непростой.
Там много интересного,
Пока вам неизвестного.
Учитель: Чтение тоже приготовило для вас несколько заданий. Злой волшебник Звукомор заколдовал стихи. Расколдуйте их.
-
Уронили зайку (мишку) на пол,
Оторвали зайке (мишке) лапу… -
Идёт медведь (бычок) качается…
-
Наша Лена (Таня) громко плачет:
Уронила в печку (речку) мячик.
Тише, Леночка (Танечка), не плачь… -
Зайку бросила лентяйка (хозяйка)…
Учитель: Сейчас я прошу вас сказать, как называется сказка. (слайды)
Молодцы! Вижу, что со сказками вы тоже знакомы.
Учитель.
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения.
Вам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
В том, что Азбуку прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки,
Вы прочтёте любые книжки!
(Детям вручаются удостоверения.)
– Дорогие ребята! Ваши родители тоже приготовили для вас подарок книгу для внеклассного чтения (вручение книг).
Учитель: Ребята! Наш праздник завершается. В добрый путь по дороге знаний! И помните, чтобы хорошо учиться, нужно приложить не только много старания, усердия, сил, но и ещё стремление и желание побольше узнать. Об этом споем песню «Учиться надо весело».