Дидактическая игра "Вершки и корешки" в старшей группе

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, старшая группа, дидактическая игра


Цели:

  • закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки;
  • упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые действия: Поиск пары; составление целого растения.

Дидактический материал: Разрезные картинки (овощи: морковь, репа, редиска, свекла, лук — и отдельно ботва к ним), картинки овощей, огорода.

Ход занятия

1. Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь" (Вершки и корешки)

Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:

- Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки.

Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки.

Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:

- Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь.

На другой год говорит мужик медведю:

- Давай, Миша, опять вместе сеять.

- Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша.

- Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет по-твоему.

И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.

Вопросы:

  1. Как называется сказка?
  2. Что такое вершки? (съедобные плоды)
  3. Что такое корешки? (съедобные корни)

2. Путешествие в огород

У разных овощей бывают съедобными разные части: у репы, моркови — корешки, которые растут в земле, а у капусты и огурцов, наоборот, вершки (растущие над землей листья или плоды).

Показать детям эти части у растений на демонстрационном рисунке «Овощи». Напомнить детям, что глупый медведь в сказке «Мужик и медведь» каждый раз выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки — горькие листья, а у пшеницы — жесткие, невкусные корешки.

А что бы они сами выбрали у репы: вершки или корешки? А у капусты, моркови, картошки, помидоров, редиски? Предложите детям отгадать, у какого овоща съедобны и вершки и корешки и прочитайте загадку:

Сидит дед,
В сто шуб одет.
Кто его раздевает -
Тот слезы проливает.
(лук)

3. Физкультминутка

Я буду называть овощ, а вы должны показать, что в нем съедобно: вершки(стоят) или корешки (сидят).

  • помидор
  • свекла
  • картофель
  • перец
  • кабачок
  • укроп
  • репа
  • морковь
  • лук
  • капуста
  • редиска
  • чеснок
  • баклажан

4. «Корешок, корешок, где твой вершок?»

На доске картинки овощей с ботвой. Рассмотреть картинки, обратить внимание на ботву. Раздать детям картинки, отдельно с корешками и отдельно с ботвой.  Дети делятся на две команды (ботва и корешки). Дети показывают овощи по одному и говорят: «Корешок, корешок, где твой вершок?» У кого есть такой вершок, должен ответить: «Вершок репки у меня» или «Вершок морковки у меня». Если ребенок называет неправильно, воспитатель, показывая репку с ботвой, говорит: «Вершок, вершок, я не твой корешок».

  • картофель
  • лук
  • морковь
  • петрушка
  • редис
  • редька
  • репка
  • свекла
  • хрен
  • чеснок

5. Сбор урожая

Раздать детям картинки с овощами. Предложить разложить их в корзину или мешок. В корзину - овощи со съедобными вершками, в мешок - со съедобными корешками.

6. Итог занятия. Возвращение с огорода