Цели:
- закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки;
- упражнять в составлении целого растения из его частей.
Игровые действия: Поиск пары; составление целого растения.
Дидактический материал: Разрезные картинки (овощи: морковь, репа, редиска, свекла, лук — и отдельно ботва к ним), картинки овощей, огорода.
Ход занятия
1. Пересказ русской народной сказки "Мужик и медведь" (Вершки и корешки)
Подружился как-то мужик с медведем. Вот и вздумали они вместе репу сеять. Посеяли и начали уговариваться, кому что брать. Мужик и говорит:
- Я возьму себе корешки, а тебе Мишка достанутся вершки.
Выросла у них хорошая репа. Собрали они урожай. Мужик взял себе корешки, а Мише отдал вершки.
Видит медведь, что прогадал. Одни листья получил и говорит мужику:
- Ты, брат, меня надул. Ну, смотри, когда будем в другой раз сеять, ты уж меня так не проведешь.
На другой год говорит мужик медведю:
- Давай, Миша, опять вместе сеять.
- Давай, только теперь ты себе бери вершки, а мне отдавай корешки – уговаривается Миша.
- Ладно! – говорит мужик. – Пусть будет по-твоему.
И посеяли пшеницу. Добрая пшеница уродилась. Мужик взял себе вершки, а Мише отдал корешки. Намолотил мужик пшеницы, намолол муки, напек пирогов, а медведь опять ни с чем. Сидит над ворохом сухих стеблей. Вот с тех пор перестали медведь с мужиком дружбу водить.
Вопросы:
- Как называется сказка?
- Что такое вершки? (съедобные плоды)
- Что такое корешки? (съедобные корни)
2. Путешествие в огород
У разных овощей бывают съедобными разные части: у репы, моркови — корешки, которые растут в земле, а у капусты и огурцов, наоборот, вершки (растущие над землей листья или плоды).
Показать детям эти части у растений на демонстрационном рисунке «Овощи». Напомнить детям, что глупый медведь в сказке «Мужик и медведь» каждый раз выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки — горькие листья, а у пшеницы — жесткие, невкусные корешки.
А что бы они сами выбрали у репы: вершки или корешки? А у капусты, моркови, картошки, помидоров, редиски? Предложите детям отгадать, у какого овоща съедобны и вершки и корешки и прочитайте загадку:
Сидит дед,
В сто шуб одет.
Кто его раздевает -
Тот слезы проливает.
(лук)
3. Физкультминутка
Я буду называть овощ, а вы должны показать, что в нем съедобно: вершки(стоят) или корешки (сидят).
- помидор
- свекла
- картофель
- перец
- кабачок
- укроп
- репа
- морковь
- лук
- капуста
- редиска
- чеснок
- баклажан
4. «Корешок, корешок, где твой вершок?»
На доске картинки овощей с ботвой. Рассмотреть картинки, обратить внимание на ботву. Раздать детям картинки, отдельно с корешками и отдельно с ботвой. Дети делятся на две команды (ботва и корешки). Дети показывают овощи по одному и говорят: «Корешок, корешок, где твой вершок?» У кого есть такой вершок, должен ответить: «Вершок репки у меня» или «Вершок морковки у меня». Если ребенок называет неправильно, воспитатель, показывая репку с ботвой, говорит: «Вершок, вершок, я не твой корешок».
- картофель
- лук
- морковь
- петрушка
- редис
- редька
- репка
- свекла
- хрен
- чеснок
5. Сбор урожая
Раздать детям картинки с овощами. Предложить разложить их в корзину или мешок. В корзину - овощи со съедобными вершками, в мешок - со съедобными корешками.