Урок математики. Умножение на двухзначное число.

Разделы: Математика, Начальная школа, Инклюзивное образование, Мастер-класс

Класс: 3

Ключевые слова: математика, умножение


Тип урока: освоение нового знания

Цель: знакомство с алгоритмом письменного умножения на двухзначное число.

Задачи урока:

  1. Освоить алгоритм умножения многозначного числа на двузначное, используя запись в столбик.
  2. Повысить навыки решения текстовых задач.
  3. Совершенствовать навыки устных и письменных вычислений.

Ожидаемые результаты: дети познакомятся с приемом умножения многозначного числа на двузначное число с помощью записи в столбик.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, групповая, в парах.

Оборудование: алгоритм письменного умножения на двузначное число, учебник математики Л.Г. Петерсон 3 класс 3 часть, компьютер, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности.

Ребята, доброе утро! Очень рада вас сегодня видеть! Умные глазки посмотрели на меня. Прочитайте пожалуйста все вместе это стихотворение.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Прибавляю, отнимаю,
Умножаю и делю.
Математику я знаю
И поэтому люблю!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Устный счет.

Логика нужна нам в жизни?
Ну, давай, дерзай не кисни.

  • Сколько ушей у 4 малышей? (8)
  • Сколько брюшек у 8 хрюшек? (8)
  • Сколько хвостов у 3 слонов? (3)
  • Сколько пальчиков у 6 мальчиков? (120)
  • У Сени 7 пар носков. Сколько носков на правую ногу? (7)
  • У мамы семь сыновей. У каждого сына есть родная сестра. Сколько детей у мамы? (8)
  • В 11 часов малыш проснулся. Когда он лег спать, если проспал 2 часа? (9)
  • Через запятую в своих рабочих тетрадях записывайте только ответы.
  • 736 увеличить на 30. (766)
  • 314 уменьшить на одну сотню. (214)
  • 32 увеличить в 3 раза. (96)
  • Какое число меньше 946 на 100. (846)
  • Чему равна сумма 430 и 26. (456)
  • Из 530 вычесть 5 единиц. (525)
  • 965 увеличить в 10 раз. (9 650)
  • 50 000 увеличить на 1 405. (51 405)
  • Какое число больше 1000 на 175. (1 175)

А теперь обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа и оцените. Верните тетради на место. Поднимите руки те, у кого нет ни одной ошибки. Две ошибки. Три ошибки. Больше четырёх ошибок. Молодцы!

Повторение видов умножения.

  • 5 * 6 =
  • 7 * 34 =
  • 7 * 145 =
  • 17 * 9 =
  • 2467 * 4 =
  • 15 * 44 =

На экране вы видите числовые выражения.

Какое задание можно выполнить с этими выражениями? (разделить на группы)

По каким признакам можно произвести деление на группы? (по первому множителю, по виду умножения)

Все ли выражения вы можете решить самостоятельно? (нет)

Попробуйте вычислить самостоятельно выражение 15 * 44 применив уже имеющиеся знания.

Что заметили? (дети в затруднении)

Почему вы не можете решить этот пример? (мы умножали только на однозначное число, а здесь двузначные числа)

Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. (умножение на двузначное число)

III. Открытие нового знания.

А кто-нибудь смог найти ответ этого примера 15 * 44? Объясните, как вы рассуждали, какое свойство умножения использовали? (распределительное свойство умножения, 15 * 44 = 44 * (10 + 5) = 44 * 10 + 44 * 5 = 440 + 220 = 660)

А теперь давайте решим этот пример с помощью записи в столбик. Чтобы умножить любое число на двузначное, нужно умножить это число сначала на единицы, а потом на десятки и полученные произведения сложить.

На помощь к вам пришел ваш любимый герой дядя Фёдор, посмотрите, как рассуждал он решая пример. (№4 с. 26)

Правильно ли дядя Фёдор решил и прокомментировал решение? (да)

Ещё раз проговорим алгоритм умножения на двузначное число и записи примеров в столбик. Правило на с. 25 (Чтобы умножить любое число на двузначное, нужно умножить это число сначала на единицы, а потом на десятки и полученные произведения сложить В записи суммы число десятков сдвигают на 1 разряд влево)

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо. (дети машут руками на себя)
Закачалось деревцо. (дети делают наклоны)
Ветер, тише, тише, тише … (дети приседают)
Деревцо все выше, выше!.. (дети встают на носочки, тянутся вверх)

IV. Первичное закрепление.

Выполнение у доски с комментированием вслух №3.

Самостоятельное выполнение в тетрадях №5 (а), с взаимопроверкой по эталону.

У кого возникли трудности?

С чем они связаны?

У кого все получилось?

Выполнение у доски с комментированием вслух №6 и №7.

V. Самостоятельная работа.

Реши и запиши примеры в столбик:

  • 912 * 56
  • 7800 * 39
  • 40500 * 6700
  • 548 * 74
  • 3900 * 49
  • 70200 * 9700

Эталон решения учитель выводит на доску, учащиеся проверят друг друга и оценивают.

VI. Рефлексия учебной деятельности.

Какую цель мы перед собою ставили? Достигли вы её?

Как умножаем на двузначные числа? Повторите алгоритм умножения на двузначные числа.

Для чего надо знать умножение?

Все знания, полученные на нашем уроке, вам будут полезны в дальнейшем. Спасибо за урок!