Направленность: художественная.
Уровень: ознакомительный.
Возраст обучающихся: 4-7 лет.
Срок реализации: 8 месяцев (32 часа)
1. Пояснительная записка
Настоящее творчество – это тот процесс, в котором автор – не только рождает идею, но и сам её реализует. Это возможно только в том случае, если он уже точно знает как именно воплотить свои фантазии в реальность, какими средствами воспользоваться, какие возможности предпочесть и какими критериями руководствоваться. Все это реально, если он прошел определённую подготовку, которая непременно должна иметь комплексный характер: быть и образовательной, и развивающей, и воспитательной одновременно.
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция.
Соленое тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей. Процесс овладения определенными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
Лепка является одним из самых осязаемых видов художественного творчества, в котором из пластичных материалов создаются объемные ( иногда рельефные) образы и целые композиции. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна любому человеку.
При этом актуальность и новизна представленной программы заключается в том, что занятия дают уникальную возможность моделировать мир и свое представление о нѐм в пространственно-пластичных образах. У каждого ребенка появляется возможность создать свой удивительный мир.
Цель программы – развитие творческих и коммуникативных способностей детей посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
Данная программа дополняет ООП НО.
Задачи программы.
1. Задачи обучения:
- в игровой форме познакомить детей с пластическими свойствами теста, фактурой, повышать способность детей воспринимать форму, фактуру, цвета, пропорции;
- использовать тестопластику для знакомства детей с алфавитом русского языка, в том числе через психологическое явление – ассоциацию.
2. Задачи развития:
- развивать мелкую моторику рук, координацию движений рук;
- развивать устную речь;
- развивать представление и воображение;
- формировать целостное представление о мире.
3. Задачи воспитания:
- воспитывать художественно-эстетический вкус;
- воспитывать ценностное отношение к труду;
- воспитывать умение общаться со сверстниками, в коллективе.
Возраст обучающихся: Данная программа рассчитана на детей 3-7 лет.
Срок реализации программы: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу (время занятий включает 25 минут учебного времени и 5-минутный перерыв); 32 часа за учебный год.
Формы организации образовательной деятельности и аттестации
В процессе реализации программы используются следующие формы организации деятельности:
- беседа;
- индивидуальная работа;
- практическая работа в условиях группы.
Планируемые результаты освоения программы
Целевые ориентиры определяются независимо от форм реализации Программы, а также от ее характера, особенностей развития детей и Организации, реализующей Программу.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
По завершению программы ребенок:
- овладевает творческими способностями;
- знаком с историей возникновения тестопластики, ее возможностями;
- знаком с технологией изготовления различных изделий из соленого теста;
- владеет различными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из соленого теста;
- имеет представление о композиции, основах цветоведения;
- у ребенка развита координация движения рук, мелкая моторика;
- умеет лепить всей кистью и пальцами, делать мелкие детали пальчиком и прищипыванием;
- использует в работе различные способы лепки: пластический, конструктивный, комбинированный; а также различные приемы лепки: скатывание, раскатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание;
- хорошо владеет устной речью;
- эмоционально отзывается на красоту окружающего мира;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- обладает развитым воображением;
- умеет оборудовать рабочее место;
- знает правила высушивания, раскрашивания, хранения изделий из теста;
- проявляет ответственность за начатое дело;
- умеет отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
- умеет скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
- умеет раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
- пользуется инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
- соблюдает технику безопасности;
- оценивает свою работу и работы своих товарищей;
- работает в коллективе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Дети смогут:
- осуществлять пошаговый контроль под руководством учителя и самостоятельно;
- принимать участие в групповой работе.
Познавательные:
Дети смогут:
- изготавливать изделия из теста разной формы, для разных целей;
- самостоятельно изготавливать разнообразные изделия, используя полученные на занятиях знания и умения.
Коммуникативные:
Дети смогут:
- принимать участие в работе парами и группами, строить монологические высказывания;
- учиться учитывать позицию партнера в общении;
- проявить свою позицию в спорных вопросах;
- использовать правила вежливости в различных ситуациях;
- учиться задавать вопросы.
Личностные результаты:
У детей будут формироваться:
- ориентация на самоанализ и самоконтроль результата своей деятельности;
- этические чувства, позитивное отношение к своей и чужой работе;
2. Содержание программы
2.1. Содержание учебного-тематического плана
Тема 1 | Вводное занятие, Буква А, арбуз (1 ч.) |
Тема 2 |
Буква Б, бегемот (1 ч.) |
Тема 3 |
Буква В, виноград (1 ч.) |
Тема 4 |
Буква Г, горох (1 ч.) |
Тема 5 |
Буква Д, дерево (1 ч.) |
Тема 6 |
Буквы Е, Ё, ель, ёж (1 ч.) |
Тема 7 |
Буква Ж, жёлудь (1 ч.) |
Тема 8 |
Буква З, замо́к (1 ч.) |
Тема 9 |
Буквы И, Й, игрушка, йогурт (1 ч.) |
Тема 10 |
Буква К, конфета (1 ч.) |
Тема 11 |
Буква Л, лук (1 ч.) |
Тема 12 |
«Новогодняя ель» (1 ч.) |
Тема 13 |
Буква М, мухомор (1 ч.) |
Тема 14 |
Буква Н, ножницы (1 ч.) |
Тема 15 |
Буква О, облако (1 ч.) |
Тема 16 |
Буква П, пирог, пончик(1 ч.) |
Тема 17 |
Буква Р, рыбка(1 ч.) |
Тема 18 |
Буква С, снегирь(3 ч.) |
Тема 19 |
Буква Т, тыква (2 ч.) |
Тема 20 |
«Подарок маме», (1 ч) |
Тема 21 |
Буква У, улитка (1 ч.) |
Тема 22 |
Буква Ф, филин (1 ч.) |
Тема 23 |
Буква Х, хлеб (1 ч.) |
Тема 24 |
Буква Ц, цыплёнок (1 ч.) |
Тема 25 |
Буква Ч, чашка (1 ч.) |
Тема 26 |
Буква Ш, Щ, шапка, щука (1 ч.) |
Тема 27 |
Буква Ъ, Ь, (1 ч.) |
Тема 28 |
«Праздничный салют», (1 ч.) |
Тема 29 |
Буква Ы, (1 ч.) |
Тема 30 |
Буква Э, эхо (1 ч.) |
Тема 31 |
Буква Ю, юла (1 ч.) |
Тема 32 |
Буква Я, яблоко (1 ч.) |