Предметы: информационные технологии, математика.
Класс: 5.
Тип учебного занятия (с указанием формы): урок изучения и закрепления первичных знаний и способов действий.
Главная дидактическая цель: Сформировать представление о правильных многоугольниках и способах их построения в среде «Scratch 2», способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: Понимать, что такое «правильный многоугольник», уметь находить сумму углов и вычислять внешний угол правильного многоугольника; строить правильные многоугольники в среде программирования «Scratch 2».
Метапредметные:
- Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, высказывать свое предположение;
- Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
- Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, уметь использовать знако-символические средства, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Личностные Продолжает формироваться:
- ответственное отношение к учению;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности;
- мотив и интерес к учебной деятельности.
Технологии обучения или элементы технологий: интегрированный урок с элементами технологии проблемного изложения и деятельностного метода обучения.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.
Средства обучения, дидактическое обеспечение урока: Справочные материалы, для каждого ученика раздаточный материал по теме урока, компьютеры, интерактивная доска, презентация.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Мотивация к учебной деятельности
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: организация своей учебной деятельности Личностные УУД: умение выделять нравственный аспект поведения |
|
/слайд 1/ Здравствуйте! Садитесь! Сегодня у нас не обычное занятие – компьютерный практикум по математике и его проведем мы вместе с учителем математики. Проверим готовность – нам понадобятся: линейка, транспортир и письменные принадлежности и инструкционные карты занятия. Итак, начинаем…
Чтобы узнать о теме нашего урока я предлагаю Вам разгадать ребус /слайд 2/ |
Осмысленно включаются в работу, учащиеся выдвигают гипотезы. |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.
Познавательные УУД: структурирование собственных знаний. Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД: оценивание усвоенного материала. |
|
Организует учащихся на работу по актуализации знаний; создает эмоциональный настрой урока /слайд 3/ Вопросы: – Какие многоугольники вы знаете? /слайд 4/ – Как вы думаете, кто (или что) кроме человека сможет построить многоугольник? – В каком случае исполнитель сможет построить многоугольник? /слайд 5/ – Команды какой среды вы видите на слайде? – Как вы думаете, есть ли у исполнителя команда «Нарисуй многоугольник»? – Какие команды необходимо задать исполнителю, чтобы он нарисовал многоугольник? – Чтобы выстроить алгоритм для исполнителя, нам необходимы знания из математики. |
Учащиеся отвечают на вопросы, аргументирую свой выбор. Робот, исполнитель Если ему человек написал для него команды (программу) Scratch 2 Нет, такой команды у него нет в СКИ |
III. Построение проекта выхода из затруднения. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, использовать знако-символические средства. Личностные УУД: мотивация учения самоопределение. Регулятивные УУД: умение проговаривать последовательность действий, высказывать свое предположение, формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно. Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. |
|
Предлагает измерить стороны и углы многоугольников (раздаточный материал «Многоугольники»), сделать выводы, дать общее название таким многоугольникам. Возьмите приложение 1, линейку: – Измерьте стороны многоугольников. Запишите результаты на чертежах. Возьмите транспортиры: – Измерьте внутренние углы, запишите результаты на чертежах. – Что общего вы заметили у каждого многоугольника? – Как бы вы назвали такие многоугольники? – Попробуйте сформулировать тему урока. /слайд 6/ Организует учащихся на работу по самостоятельной формулировке темы урока, целей. Обеспечивает формирование учебной мотивации для изучения нового материала. Рассказывает о правильных многоугольниках в жизни /слайд 7-14/ – перелистывать |
Измеряют стороны и углы многоугольников (приложение 1); анализируя выполненную работу, высказывают предположение о названии таких многоугольников; формулируют тему и цели. Слушают учителя. |
IV. Реализация построенного проекта.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, спользовать знако-символические средства, структурирование знаний. Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уроке. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. |
|
Организует работу по нахождение внешнего угла каждого многоугольника, их суммы, выведение формулы для нахождения внешнего угла правильного n-угольника Продолжим работать с Приложением 1 – Измерьте внешние углы многоугольников. Запишите результаты на чертежах. Найдите их сумму. – Проверим: /слайд 15-17/ – Давайте вместе выведем формулу для нахождения внешнего угла правильного n-угольника /слайд 18/ Мы с Вами хорошо поработали – немного отдохнем. Физкультминутка /слайд 19-21/ Организует работу по написанию системы команд для построения правильного n-угольника в среде программирования «Scratch 2» Продолжим работу…
Запустим скрипт
Изменим алгоритм так, чтобы исполнитель рисовал пятиугольник, шестиугольник… Молодцы! |
Вычисляют внешние углы каждого многоугольника (приложение1), их суммы; выводят формулу для нахождения внешнего угла правильного n-угольника. Проводят физкультминутку Разрабатывают возможные направления решения задачи, отбирают известные факты, позволяющие решить задачу. Обсуждают полученные направления решения задачи, формулируют систему команд для построения правильного n-угольника в среде программирования «Scratch 2», записывают результаты работы (раздаточный материал «Правильные многоугольники в среде Scratch 2»). (Приложение 2) Добавить команду (жди) |
V. Первичное закрепление
Познавательные УУД: использовать знако-символические средства, структурирование знаний. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уроке. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме. Личностные УУД: формирование готовности к самообразованию. |
|
Организует работу по первичной отработке написания команд для построения правильного n-угольника в среде программирования «Scratch 2» (раздаточный материал «Правильные многоугольники в среде Scratch 2») – Переходим к выполнению задания 2 (самостоятельно) |
Выполняют задания на компьютере с инструкционной карты. |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Личностные УУД: формирование позитивной самооценки. Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Регулятивные УУД: оценивание собственной деятельности на уроке. |
|
Организует первичную проверку понимания (раздаточный материал «Правильные многоугольники в среде Scratch 2»). Ответьте на вопрос: – На что похож правильный 120-угольник? 180-угольник? 360-угольник? – Какой вывод мы сможем сделать, выполнив задание 2? Во что превращается многоугольник при увеличении количества углов? Запишем вывод: Чем больше количество углов, тем больше вероятность вырождения многоугольника в окружность /Рефлексия/ Задает домашнее задание:
|
Работают самостоятельно, используя приобретённые знания. Отвечают на вопросы. Получают домашнее задание. |