Интегрированный урок (математика, информационные технологии) "Правильные многоугольники"

Разделы: Математика, Информатика

Класс: 5

Ключевые слова: многоугольники, ИКТ-компетентность, правильные многоугольники


Предметы: информационные технологии, математика.

Класс: 5.

Тип учебного занятия (с указанием формы): урок изучения и закрепления первичных знаний и способов действий.

Главная дидактическая цель: Сформировать представление о правильных многоугольниках и способах их построения в среде «Scratch 2», способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: Понимать, что такое «правильный многоугольник», уметь находить сумму углов и вычислять внешний угол правильного многоугольника; строить правильные многоугольники в среде программирования «Scratch 2».

Метапредметные:

  • Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, высказывать свое предположение;
  • Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
  • Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, добывать новые знания, уметь использовать знако-символические средства, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Личностные Продолжает формироваться:

  • ответственное отношение к учению;
  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности;
  • мотив и интерес к учебной деятельности.

Технологии обучения или элементы технологий: интегрированный урок с элементами технологии проблемного изложения и деятельностного метода обучения.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский.

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока: Справочные материалы, для каждого ученика раздаточный материал по теме урока, компьютеры, интерактивная доска, презентация.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Мотивация к учебной деятельности

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: организация своей учебной деятельности

Личностные УУД: умение выделять нравственный аспект поведения

/слайд 1/

Здравствуйте! Садитесь!

Сегодня у нас не обычное занятие – компьютерный практикум по математике и его проведем мы вместе с учителем математики.

Проверим готовность – нам понадобятся: линейка, транспортир и письменные принадлежности и инструкционные карты занятия.

Итак, начинаем…

Претит ему грабительство,
С собою честен он:
В нём равное количество
Углов, вершин, сторон.

Чтобы узнать о теме нашего урока я предлагаю Вам разгадать ребус /слайд 2/

Осмысленно включаются в работу, учащиеся выдвигают гипотезы.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии; выявление места и причины затруднения.

Познавательные УУД: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные УУД: оценивание усвоенного материала.

Организует учащихся на работу по актуализации знаний; создает эмоциональный настрой урока

/слайд 3/

Вопросы:

– Какие многоугольники вы знаете?

/слайд 4/

– Как вы думаете, кто (или что) кроме человека сможет построить многоугольник?

– В каком случае исполнитель сможет построить многоугольник?

/слайд 5/

– Команды какой среды вы видите на слайде?

– Как вы думаете, есть ли у исполнителя команда «Нарисуй многоугольник»?

– Какие команды необходимо задать исполнителю, чтобы он нарисовал многоугольник?

– Чтобы выстроить алгоритм для исполнителя, нам необходимы знания из математики.

Учащиеся отвечают на вопросы, аргументирую свой выбор.

Робот, исполнитель

Если ему человек написал для него команды (программу)

Scratch 2

Нет, такой команды у него нет в СКИ

III. Построение проекта выхода из затруднения.

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний, использовать знако-символические средства.

Личностные УУД: мотивация учения самоопределение.

Регулятивные УУД: умение проговаривать последовательность действий, высказывать свое предположение, формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно.

Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме.

Предлагает измерить стороны и углы многоугольников (раздаточный материал «Многоугольники»), сделать выводы, дать общее название таким многоугольникам.

Возьмите приложение 1, линейку:

– Измерьте стороны многоугольников. Запишите результаты на чертежах.

Возьмите транспортиры:

– Измерьте внутренние углы, запишите результаты на чертежах.

– Что общего вы заметили у каждого многоугольника?

– Как бы вы назвали такие многоугольники?

– Попробуйте сформулировать тему урока.

/слайд 6/

Организует учащихся на работу по самостоятельной формулировке темы урока, целей. Обеспечивает формирование учебной мотивации для изучения нового материала.

Рассказывает о правильных многоугольниках в жизни /слайд 7-14/ – перелистывать

Измеряют стороны и углы многоугольников (приложение 1); анализируя выполненную работу, высказывают предположение о названии таких многоугольников; формулируют тему и цели.

Слушают учителя.

IV. Реализация построенного проекта.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, спользовать знако-символические средства, структурирование знаний.

Регулятивные УУД: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Личностные УУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Организует работу по нахождение внешнего угла каждого многоугольника, их суммы, выведение формулы для нахождения внешнего угла правильного n-угольника

Продолжим работать с Приложением 1

– Измерьте внешние углы многоугольников. Запишите результаты на чертежах. Найдите их сумму.

– Проверим:

/слайд 15-17/

– Давайте вместе выведем формулу для нахождения

внешнего угла правильного n-угольника

/слайд 18/

Мы с Вами хорошо поработали – немного отдохнем.

Физкультминутка

/слайд 19-21/

Организует работу по написанию системы команд для построения правильного n-угольника в среде программирования «Scratch 2»

Продолжим работу…

  • На этом этапе нам понадобится Приложение 2 (достаньте его из папки)
  • Выполним вместе задание 1 практической работы
  • Составим алгоритм построения многоугольника в среде «Scratch 2»:
  • Перенесем данные, полученные в ходе измерений в 1 столбец; (количество углов и сторон у каждого многоугольника)
  • Используя тренировочный файл и данные 2 столбца таблицы – (основные команды), составим алгоритм:
  • Для запуска алгоритма необходимо первой выполнить команду №4
  • Чтобы исполнитель перемещался используем команду …(№7). Зададим число шагов – 100
  • Чтобы исполнитель оставлял след при перемещении используем команду….(№5)
  • Чтобы исполнитель поворачивался используем команду … №1 Для треугольника угол поворота – 120;
  • Сколько раз нужно выполнить эти команды – 3. Возьмем команду…№2 и обрамим повторяющиеся команды;

Запустим скрипт

  • Чтобы исполнитель поворачивался при рисовании, необходимо добавить команду из группы «Движение»….(стиль вращения)
  • Что можно сделать, чтобы более детально увидеть процесс рисования? (команда жди)
  • Перенесем закодированный цифрами алгоритм в 3 столбец таблицы (часть алгоритма дополним полным описанием команды)

Изменим алгоритм так, чтобы исполнитель рисовал пятиугольник, шестиугольник…

Молодцы!

Вычисляют внешние углы каждого многоугольника (приложение1), их суммы; выводят формулу для нахождения внешнего угла правильного n-угольника.

Проводят физкультминутку

Разрабатывают возможные направления решения задачи, отбирают известные факты, позволяющие решить задачу. Обсуждают полученные направления решения задачи, формулируют систему команд для построения правильного n-угольника в среде программирования «Scratch 2», записывают результаты работы (раздаточный материал «Правильные многоугольники в среде Scratch 2»). (Приложение 2)

Добавить команду (жди)

V. Первичное закрепление

Познавательные УУД: использовать знако-символические средства, структурирование знаний. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уроке.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в письменной форме.

Личностные УУД: формирование готовности к самообразованию.

Организует работу по первичной отработке написания команд для построения правильного n-угольника в среде программирования «Scratch 2» (раздаточный материал «Правильные многоугольники в среде Scratch 2»)

– Переходим к выполнению задания 2 (самостоятельно)

Выполняют задания на компьютере с инструкционной карты.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Личностные УУД: формирование позитивной самооценки.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Регулятивные УУД: оценивание собственной деятельности на уроке.

Организует первичную проверку понимания

(раздаточный материал «Правильные многоугольники в среде Scratch 2»).

Ответьте на вопрос:

– На что похож правильный 120-угольник? 180-угольник? 360-угольник?

– Какой вывод мы сможем сделать, выполнив задание 2? Во что превращается многоугольник при увеличении количества углов?

Запишем вывод: Чем больше количество углов, тем больше вероятность вырождения многоугольника в окружность

/Рефлексия/

Задает домашнее задание:

  1. ПОСТРОИТЬ ПАРКЕТ;
  2. заполнить алгоритмы для пяти– и шестиугольника; составить алгоритмы построения 5- и 6-угольника;

Работают самостоятельно, используя приобретённые знания.

Отвечают на вопросы.

Получают домашнее задание.