Открытый урок по ОМ по теме "Знакомство с Ломоносовым"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: Ломоносов


Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;

Задачи урока:

  • учебная – формировать у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
  • развивающая – развивать кругозор, умение делать выводы, коммуникативные способности;
  • воспитательная – воспитывать в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.

УУД: 

  • познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию;
  • коммуникативные: участвовать в общей беседе;
  • регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
  • личностные: развивать самостоятельность, умение работать в группе.

Ход урока

1. Организационный момент

– Дорогие ребята! У вас хорошее настроение? Тогда давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Ну, а мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по «Реке времени». Пусть этот урок позволит нам открыть много нового и интересного.

2. Повторение изученного ранее материала

– А чтобы узнавать новое, нужно не забывать старое, т.е. хорошо знать всё, что было в истории нашей Родины.

1) На доске карточки с именами исторических деятелей, ваша задача вспомнить как называли в народе этих людей, то есть какое было у них прозвище?

  • Вещий Олег
  • Ярослав Мудрый
  • Дмитрий Донской
  • Иван Калита
  • Александр Невский
  • Владимир Красное Солнышко
  • Иван Грозный
  • Петр Великий

– Прошли столетия, а эти имена помнит история? Почему? Мы с вами пришли к выводу, что в благодарность за достижения, сделанные для государства, люди в далекие времена награждали своих государей громкими именами.

– Каждый из этих людей внес свой вклад в развитие Российского государства.

– Ребята, вспомните, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке. (Пётр Великий)

Предлагаю провести игру на повторение предыдущей темы «Найди пару».

  • Работать над заданием вы будете командой, поэтому давайте повторим правила работы в группе…
  • Работайте в группе активно, дружно, тихо, спокойно, вдумчиво.

2) Игра «Найди пару» – обучающимся раздаются карточки с двумя столбиками слов; они должны соединить линиями слова первого и второго столбика.

Город на Неве Александро-Невская лавра
Главная улица Санкт-Петербурга «Ведомости»
Построена в честь Александра Невского Петропавловская крепость
Первая русская газета Санкт-Петербург
Самое высокое здание в России в XVII веке Кунсткамера
С нее началось строительство Петербурга ботик
Первый музей Невский проспект
Россия стала империей Петропавловский собор
Дедушка русского флота 1721 год
  • Город на Неве – Санкт-Петербург.
  • Главная улица Санкт-Петербурга – Невский проспект.
  • Построена в честь Александра Невского – Александро-Невская лавра.
  • Первая русская газета – «Ведомости».
  • Самое высокое здание в России в XVII веке – Петропавловский собор.
  • С нее началось строительство Петербурга – Петропавловская крепость.
  • Первый музей – Кунсткамера.
  • Дедушка русского флота – ботик.
  • Россия стала империей – 1721 год.

– Оцените работу своей группы.

Почему Петра Первого прозвали Великим?

3. Введение в тему урока

1) Рассказ учителя

Петр Первый дал сильный толчок развитию русского народа. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Великое дело Петра – развитие российской науки – продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, выполнив следующее задание внимание на доску.

4. Подготовка к усвоению нового материала

Назовите это слово. По какому принципу оно зашифровано?

ЛМНСВ

(Портрет М. В. Ломоносова) Кто же это такой?

– Друзья, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Михаил Васильевич Ломоносов)

– Верно ребята. Сегодня на уроке вам предстоит узнать о человеке, который внес огромный вклад в развитие российской науки. Это МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ.

Какова цель нашего урока с помощью ключевых слов-глаголов: познакомиться, узнать, изучить, определить, перечислить ( выставить на доску). Познакомиться с биографией Михаила Васильевича Ломоносова. Узнать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. Определить его роль в истории России. Перечислить сделанные открытия в различных науках)

Физкультминутка

Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.

5. Первичное усвоение новых знаний

Что вы знаете о Ломоносове?

Что интересно будет узнать вам о нём?

Посмотрите на лесенку. На какую ступеньку вы бы поместили свои знания о Ломоносове?

Давайте прочитаем параграфа учебника на странице 101-103, для того, чтобы узнать о Ломоносове побольше информации и подняться на ступеньку выше.

Хочется добавить к тому, что вы прочитали, что

Ломоносов сделал открытия в различных науках. 

  1. Открытия в области литературы, поэзии:
    а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;
    б) выпустил “Риторику”;
    в) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.

  2. Открытия в области физики:
    а) открыл закон сохранения материи;
    б) сконструировал термометр;
    в)изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений

  3. Открытия в области химии:
    а) открыл первую в России химическую лабораторию;
    б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
    в) разработал принципы новой науки “Физической химии”.

  4. Открытия в области астрономии:
    а) открыл атмосферу на Венере;
    б) построил телескоп.

  5. Открытия в области географии:
    а) составил “Полярную карту”;
    б) разработал приборы для морского кораблевождения;
    в) доказал возможность Северного морского пути в Индию.

  6. Открытия в области геологии:
    а) теория о возникновении металлов и минералов;
    б) “ О причине землетрясений”.

  7. Открытия в области истории:
    а) закончен 1-ый том Российской истории.
    б) составил “Краткий летописец с родословием”.

  8. Ломоносов – просветитель:
    а) написал статью о должности журналистов;
    б) составил проект учреждения Московского университета;
    в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет.

  9. Ломоносов – художник:
    а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;
    б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”;
    в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.

6. Первичная проверка понимания

Викторина

  1. В каком году и где родился М.В.Ломоносов? В 1711 году неподалеку от города Холмогоры.
  2. Кем был отец Ломоносова? Рыбаком.
  3. Как прозвали односельчане судно Ломоносова? Чайка.
  4. Какие вопросы интересовали любознательного 10-летнего Ломоносова? Отчего стрелка всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается это чудесное северное сияние?
  5. Во сколько Михаил начал постигать грамоту? в 11-12 лет.
  6. Назовите первые учебные книги Ломоносова. Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого.
  7. Какое решение принял Ломоносов, мечтая о науках? Он решил отправиться в Москву.
  8. Когда и каким образом он покинул дом и добрался в Москву? В конце 1730 года он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву.
  9. Сколько лет ему тогда было? 19 лет.
  10. Куда ему удалось поступить в Москве? В Славяно-греко-латинскую академию.
  11. Какой язык был международным языком науки в то время? латинский.
  12. Какие трудности возникли у Ломоносова в начале учебы? Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег.
  13. Куда был направлен Ломоносов за хорошую учебу? В Петербург, потом в Германию.
  14. Где начал работать Ломоносов по возращении на Родину? В Петербургской академии наук.
  15. В каких областях раскрылся талант Ломоносова? Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.
  16. Назовите его открытие. Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов.
  17. Что организовал Ломоносов? Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла.
  18. Что сделал великий ученый для развития образования России? По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.
  19. Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? Золотая медаль М.В. Ломоносова

7. Первичное закрепление

Работа в паре. Восстановить деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове.

  1. Возвращение в Россию.
  2. Учеба за границей.
  3. Детские и юношеские годы.
  4. Учеба в Славяно-греко-латинской академии.
  5. Работа в Петербургской академии наук.
  6. Учеба в Петербургской академии.

Один обучающийся зачитывает правильные пункты плана.

  1. Детские и юношеские годы.
  2. Учеба в Славяно-греко-латинской академии.
  3. Учеба в Петербургской академии.
  4. Учёба за границей.
  5. Возвращение в Россию.
  6. Работа в Петербургской академии наук.

Самопроверка. Оценивают свои работы.

8. Итог урока

Подводя итог нашей работе, каждой группе необходимо составить синквейн о Ломоносове.

Слова для справок: знаменитый, учился, Ломоносов, великий, открывал, работал, делал открытия в разных областях науки, ученый.

1 существительное Ломоносов
2 прилагательных Великий Знаменитый
3 глагола Учился Работал Открывал
Фраза Делал открытия в разных областях науки
Вывод Учёный

9. Рефлексия

– Ломоносов был разносторонним человеком и сделал открытия в разных областях науки, стал великим учёным. А в каком направлении пошли бы вы?

– Представим себе сюжет из сказки, когда вы стоите перед большим камнем и на нём написаны пути-дорожки в разных направлениях: спорт, программирование, здравоохранение, образование, искусство, строительство, торговля, транспорт, обслуживание, другое. Какую дорожку выбрали бы вы?

10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обязательно: c. 101-104 – читать, отвечать на вопросы.

Придумайте домашнее задание по теме урока. Выбрать то задание, которое вас больше заинтересовало.

По желанию:

  • приготовить сообщение о открытиях М.В. Ломоносова;
  • составить кроссворд о М.В. Ломоносове;
  • приготовить вопросы по теме.

11. Оценивание

– Спасибо за сотрудничество! Вы хорошо потрудились. И всегда помните, чтобы быть настоящим патриотом своей страны, надо каждому хорошо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.