Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
Задачи урока:
- учебная – формировать у детей представления о жизни и деятельности М.В. Ломоносова;
- развивающая – развивать кругозор, умение делать выводы, коммуникативные способности;
- воспитательная – воспитывать в детях чувства гордости, восхищения, уважения к своей Родине.
УУД:
- познавательные: осознавать познавательную задачу; читать, извлекая нужную информацию;
- коммуникативные: участвовать в общей беседе;
- регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;
- личностные: развивать самостоятельность, умение работать в группе.
Ход урока
1. Организационный момент
– Дорогие ребята! У вас хорошее настроение? Тогда давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям. Надеюсь, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Ну, а мы с вами вновь отправляемся в историческое путешествие по «Реке времени». Пусть этот урок позволит нам открыть много нового и интересного.
2. Повторение изученного ранее материала
– А чтобы узнавать новое, нужно не забывать старое, т.е. хорошо знать всё, что было в истории нашей Родины.
1) На доске карточки с именами исторических деятелей, ваша задача вспомнить как называли в народе этих людей, то есть какое было у них прозвище?
- Вещий Олег
- Ярослав Мудрый
- Дмитрий Донской
- Иван Калита
- Александр Невский
- Владимир Красное Солнышко
- Иван Грозный
- Петр Великий
– Прошли столетия, а эти имена помнит история? Почему? Мы с вами пришли к выводу, что в благодарность за достижения, сделанные для государства, люди в далекие времена награждали своих государей громкими именами.
– Каждый из этих людей внес свой вклад в развитие Российского государства.
– Ребята, вспомните, с какой исторической личностью мы познакомились на прошлом уроке. (Пётр Великий)
Предлагаю провести игру на повторение предыдущей темы «Найди пару».
- Работать над заданием вы будете командой, поэтому давайте повторим правила работы в группе…
- Работайте в группе активно, дружно, тихо, спокойно, вдумчиво.
2) Игра «Найди пару» – обучающимся раздаются карточки с двумя столбиками слов; они должны соединить линиями слова первого и второго столбика.
Город на Неве | Александро-Невская лавра |
Главная улица Санкт-Петербурга | «Ведомости» |
Построена в честь Александра Невского | Петропавловская крепость |
Первая русская газета | Санкт-Петербург |
Самое высокое здание в России в XVII веке | Кунсткамера |
С нее началось строительство Петербурга | ботик |
Первый музей | Невский проспект |
Россия стала империей | Петропавловский собор |
Дедушка русского флота | 1721 год |
- Город на Неве – Санкт-Петербург.
- Главная улица Санкт-Петербурга – Невский проспект.
- Построена в честь Александра Невского – Александро-Невская лавра.
- Первая русская газета – «Ведомости».
- Самое высокое здание в России в XVII веке – Петропавловский собор.
- С нее началось строительство Петербурга – Петропавловская крепость.
- Первый музей – Кунсткамера.
- Дедушка русского флота – ботик.
- Россия стала империей – 1721 год.
– Оцените работу своей группы.
Почему Петра Первого прозвали Великим?
3. Введение в тему урока
1) Рассказ учителя
Петр Первый дал сильный толчок развитию русского народа. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Великое дело Петра – развитие российской науки – продолжил первый российский ученый. Его имя вы узнаете, выполнив следующее задание внимание на доску.
4. Подготовка к усвоению нового материала
Назовите это слово. По какому принципу оно зашифровано?
ЛМНСВ
(Портрет М. В. Ломоносова) Кто же это такой?
– Друзья, как вы думаете, какова тема нашего урока? (Михаил Васильевич Ломоносов)
– Верно ребята. Сегодня на уроке вам предстоит узнать о человеке, который внес огромный вклад в развитие российской науки. Это МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ.
Какова цель нашего урока с помощью ключевых слов-глаголов: познакомиться, узнать, изучить, определить, перечислить ( выставить на доску). Познакомиться с биографией Михаила Васильевича Ломоносова. Узнать о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. Определить его роль в истории России. Перечислить сделанные открытия в различных науках)
Физкультминутка
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за парту тихо сесть.
5. Первичное усвоение новых знаний
Что вы знаете о Ломоносове?
Что интересно будет узнать вам о нём?
Посмотрите на лесенку. На какую ступеньку вы бы поместили свои знания о Ломоносове?
Давайте прочитаем параграфа учебника на странице 101-103, для того, чтобы узнать о Ломоносове побольше информации и подняться на ступеньку выше.
Хочется добавить к тому, что вы прочитали, что
Ломоносов сделал открытия в различных науках.
-
Открытия в области литературы, поэзии:
а) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “Российская грамматика”;
б) выпустил “Риторику”;
в) в1751 году вышел “Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”. -
Открытия в области физики:
а) открыл закон сохранения материи;
б) сконструировал термометр;
в)изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений -
Открытия в области химии:
а) открыл первую в России химическую лабораторию;
б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;
в) разработал принципы новой науки “Физической химии”. -
Открытия в области астрономии:
а) открыл атмосферу на Венере;
б) построил телескоп. -
Открытия в области географии:
а) составил “Полярную карту”;
б) разработал приборы для морского кораблевождения;
в) доказал возможность Северного морского пути в Индию. -
Открытия в области геологии:
а) теория о возникновении металлов и минералов;
б) “ О причине землетрясений”. -
Открытия в области истории:
а) закончен 1-ый том Российской истории.
б) составил “Краткий летописец с родословием”. -
Ломоносов – просветитель:
а) написал статью о должности журналистов;
б) составил проект учреждения Московского университета;
в) получил в заведование академическую гимназию и академический университет. -
Ломоносов – художник:
а) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;
б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ Полтавскую битву”;
в) избран почетным членом Петербургской Академии художеств.
6. Первичная проверка понимания
Викторина
- В каком году и где родился М.В.Ломоносов? В 1711 году неподалеку от города Холмогоры.
- Кем был отец Ломоносова? Рыбаком.
- Как прозвали односельчане судно Ломоносова? Чайка.
- Какие вопросы интересовали любознательного 10-летнего Ломоносова? Отчего стрелка всегда повернута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается это чудесное северное сияние?
- Во сколько Михаил начал постигать грамоту? в 11-12 лет.
- Назовите первые учебные книги Ломоносова. Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого.
- Какое решение принял Ломоносов, мечтая о науках? Он решил отправиться в Москву.
- Когда и каким образом он покинул дом и добрался в Москву? В конце 1730 года он ушел из дома с рыбным обозом своих земляков, направлявшихся в Москву.
- Сколько лет ему тогда было? 19 лет.
- Куда ему удалось поступить в Москве? В Славяно-греко-латинскую академию.
- Какой язык был международным языком науки в то время? латинский.
- Какие трудности возникли у Ломоносова в начале учебы? Над ним смеялись одноклассники, так как он был старше всех. Ему не хватало денег.
- Куда был направлен Ломоносов за хорошую учебу? В Петербург, потом в Германию.
- Где начал работать Ломоносов по возращении на Родину? В Петербургской академии наук.
- В каких областях раскрылся талант Ломоносова? Он прославился как физик, химик, геолог, поэт, художник, астроном, географ, историк.
- Назовите его открытие. Он открыл атмосферу на планете Венера с помощью собственных приборов.
- Что организовал Ломоносов? Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла.
- Что сделал великий ученый для развития образования России? По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который носит имя Ломоносова.
- Какая медаль присуждается в наши дни ученым за выдающиеся работы в области естественных наук? Золотая медаль М.В. Ломоносова
7. Первичное закрепление
Работа в паре. Восстановить деформированный план рассказа о М. В. Ломоносове.
- Возвращение в Россию.
- Учеба за границей.
- Детские и юношеские годы.
- Учеба в Славяно-греко-латинской академии.
- Работа в Петербургской академии наук.
- Учеба в Петербургской академии.
Один обучающийся зачитывает правильные пункты плана.
- Детские и юношеские годы.
- Учеба в Славяно-греко-латинской академии.
- Учеба в Петербургской академии.
- Учёба за границей.
- Возвращение в Россию.
- Работа в Петербургской академии наук.
Самопроверка. Оценивают свои работы.
8. Итог урока
Подводя итог нашей работе, каждой группе необходимо составить синквейн о Ломоносове.
Слова для справок: знаменитый, учился, Ломоносов, великий, открывал, работал, делал открытия в разных областях науки, ученый.
1 существительное | Ломоносов | ||||
2 прилагательных | Великий | Знаменитый | |||
3 глагола | Учился | Работал | Открывал | ||
Фраза | Делал открытия в разных областях науки | ||||
Вывод | Учёный |
9. Рефлексия
– Ломоносов был разносторонним человеком и сделал открытия в разных областях науки, стал великим учёным. А в каком направлении пошли бы вы?
– Представим себе сюжет из сказки, когда вы стоите перед большим камнем и на нём написаны пути-дорожки в разных направлениях: спорт, программирование, здравоохранение, образование, искусство, строительство, торговля, транспорт, обслуживание, другое. Какую дорожку выбрали бы вы?
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Обязательно: c. 101-104 – читать, отвечать на вопросы.
Придумайте домашнее задание по теме урока. Выбрать то задание, которое вас больше заинтересовало.
По желанию:
- приготовить сообщение о открытиях М.В. Ломоносова;
- составить кроссворд о М.В. Ломоносове;
- приготовить вопросы по теме.
11. Оценивание
– Спасибо за сотрудничество! Вы хорошо потрудились. И всегда помните, чтобы быть настоящим патриотом своей страны, надо каждому хорошо знать прошлое, чтобы понимать настоящее и предвидеть будущее.