На примере индивидуального занятия по автоматизации звука Л в словах.
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать слуховое восприятие;
- корригировать и развивать общую и мелкую моторику;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости);
- развивать временно-пространственные представления;
Образовательные:
- уточнять и развивать словарь;
- соотнести звук Л с буквой;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к занятиям;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие);
Здоровьесберегающие:
- планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребёнка;
- соблюдать правильную посадку ребёнка;
- способствовать созданию благоприятного психологического климата;
- чередовать статические и динамические задания;
Оборудование: зеркало для артикуляционной гимнастики; предметные картинки со звуком Л в начале слова, в середине, в конце слова; компьютерная программа для развития речи «Учимся говорить правильно»; вертушка для выработки воздушной струи.
Организационный момент
Логопед: Давай вспомним какое сейчас время года? Месяц? День недели? Назови предыдущее время года, следующее. Какой день недели был вчера? Какой будет завтра?
Ребёнок называет сам или с помощью.
Артикуляционная гимнастика
Ребёнок перед зеркалом делает уже известные ему упражнения
- улыбка – трубочка;
- Варенье;
- Парус;
- Качели;
- Маляр;
- Лягушка;
Дыхательное упражнение: ребёнок, вдыхая через нос и выдыхая через рот по высунутому языку, дует на вертушку (вертушку можно заменить кусочком ваты).
Развитие фонематического слуха (компьютерная игра «Учимся говорить правильно»). Ребёнок должен поймать шарик, услышав слово со звуком Л.
Проверка домашнего задания
Задание № 1.
Ребёнок раскладывает картинки со звуком Л, называя их, контролируя произношение, по 4 картинке в каждом ряду.
Логопед: Назови картинки 2-й строки, потом 4-й, 1-й и 3-й.
Ребёнок называет по очереди картинки нужной строки.
Логопед: Теперь картинки 1-го столбика, 3-его, 2-го и 4 –го.
Ребёнок называет картинки нужного столбика, контролируя произношение.
Логопед: Назови, пожалуйста, картинку, которая находится в левом верхнем углу. В правом нижнем, в левом нижнем и в правом верхнем.
Ребёнок называет картинки, если путает, логопед подсказывает.
Логопед: а теперь найди картинку, которая находится во 2ой строке 3ем столбике (просим назвать разные картинки, называя только номер строки и номер столбика).
Ребёнок называет сам или с помощью логопеда.
Какие задачи решались с помощью задания № 1?
- Автоматизация звука Л в словах;
- Развитие пространственных представлений;
Динамическая пауза: ребёнок делает движения под стишок.
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развёл,
Ключик так и не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать
Пальчиковая гимнастика.
Задание № 2.
Логопед выкладывает перед ребёнком следующие картинки: лось, волк, ласточка, белка.
Логопед: назови картинки, правильно произнося звук Л.
Ребёнок называет.
Логопед: кто здесь лишний? Объясни почему?
Ребёнок называет (ласточка), объясняет сам или с помощью наводящих вопросов.
Логопед: Скажи, кто у лося детёныш? А как называется мама лосёнка? Лось оставил следы, это будут чьи следы?
Ребёнок называет сам или с помощью.
Логопед задаёт те же самые вопросы про волка и белку. Назови дом волка (логово), дом белки (дупло). После выполнения задания логопед меняет картинки: стол, вилка, полка, стул.
Логопед: кто здесь лишний? Объясни почему?
Ребёнок называет вилку и обобщает: стол, полка, стул – это мебель.
Какие задачи решались с помощью задания № 2.
- Закрепление произношения звука Л в словах;
- Развитие мышления, логики;
- Развитие словаря;
- Развитие грамматических представлений;
Пальчиковая гимнастика
Задание № 3.
Логопед просит ребёнка разложить ребёнка 4 картинки, называя их. При этом ребёнок должен контролировать произношение звука Л (количество картинок можно увеличить). Затем логопед просит ребёнка закрыть глаза и по памяти назвать картинки. В это время логопед заменяет одну картинку на другую.
Логопед: посмотри внимательно на картинки, чего не стало, а что появилось?
Ребёнок называет картинку, которой не в родительном падеже.
Пример: Не стало ласточки, клубники, стула и т.д., а появился голубь, мел и т.д.
Задание повторяем 2-3 раза.
Какие задачи решались в ходе выполнения задания № 3
- Закрепление произношения звука Л в словах;
- Развитие памяти, внимания;
- Развитие грамматических представлений.