Открытый урок – Конституция РФ

Разделы: История и обществознание, Патриотическое воспитание

Класс: 4

Ключевые слова: «Права ребёнка», День рождения Конституции, «Основной закон»


Цель занятия: сформировать ценностное отношение к России, государственной символике, законам и правам граждан РФ и несовершеннолетних детей.

Основные направления: гражданско-патриотическое воспитание и правовое просвещение.

Задачи:

предметные универсальные учебные действия:

  • познакомить с правами и обязанностями граждан РФ и детей,
  • рассказать об истории символах России (герб, флаг, гимн);

личностные универсальные учебные действия:

  • формировать российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Метапредметные результаты УУД:

познавательные УУД:

  • строить сообщения в устной форме,
  • осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий;

регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу,
  • учитывать установленные учителем правила в планировании способа решения задачи,
  • в сотрудничестве с учителем осуществлять прогнозирование как предвидения будущих событий;

коммуникативные УУД:

  • учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве под руководством учителя,
  • строить понятные для партнёра высказывания,
  • формулировать собственное мнение,
  • использовать речевые средства для монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудивизуальной поддержкой и диалогической формы коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ.

Оформление и оборудование: Конституция РФ, презентация, рисунки учащихся на тему «Мой папа солдат Российской армии!», бумажные конверты, картинки «Права ребёнка».

Технические средства обучения:

1. Классная доска с набором приспособлений для крепления (магниты).

2. Мультимедийный экран.

3. Персональный компьютер.

4. Мультимедийный проектор.

Ожидаемые результаты: Обучающиеся узнают элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга.

Обучающиеся получат опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, социальной и межкультурной коммуникации, начальные представления о правах и обязанностях человека.

Ход занятия

Технология проведения: деятельность учителя и деятельность учеников.

1. Мотивация к учебной деятельности

Слайд 1.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

- Ребята, а у кого сегодня день рождения.

- Дети в недоумении день рождения не у кого нет.

- Давайте развернём подарок, что там? Книга!

(Учитель достаёт книгу Конституция РФ)

- Сегодня День рождения Конституции Российской Федерации!

2. Постановка темы и цели урока

Слайд 2, 3

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Почему12 декабря праздничный день?

Изначально День конституции в России был выходным, однако принятые в 2004 году поправки сделали его обычным рабочим днем.

- 12 декабря 1993 года на референдуме была принята Конституция Российской Федерации, в 2018 году Конституции РФ исполняется 25 лет.

Полный текст Конституции был опубликован в «Российской газете» 25 декабря 1993 года, и с тех пор День Конституции является одним из самых значимых государственных праздников.

3. Изучение нового

Работа над основными понятиями.

Слайд 4

Что такое Конституция?

Это книга

А что в этой книге?

Законы

- Сегодня мы будем говорить о законах.

- Конституция основной закон жизни нашего государства.

Перед вами тоненькая книга

Что напоминает эта книга? (Показ Конституции)

Она рассказывает о прошлых победах.

Она как знамя, ведёт к новым победам.

Поэтому говорят

Книга-знамя – знамя РФ

Книга-закон, почему так говорят? (В ней все законы нашей страны)

Почему книга-жизнь? (Мы живём по этим законам)

Наша Конституция начинается дорогими для всех словами. Прочитайте.

Читают: мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Работа над содержанием прочитанного:

- Почему в конституции есть строки: «чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству…»? (Потому, что без вчерашнего не было бы настоящего)

Послушайте стихотворение «Основной закон».

Основной закон основа
В жизни каждого из нас
Человека трудового
Обижать закон не даст
С детства каждому известно
Люди наши свято чтут
Основание закона
Верность Родине и труд
Земли, реки, лес, дубрава
Всенародное добро
Не дано такого права

Некому губить его.

Работа с Конституцией.

Глава 1.

Основы конституционного строя.

Слайд 5. Москва. Красная площадь

Слайд 6. Президент РФ

Конституция основной закон страны. По этому основному закону страны управляют государством, живут, работают, учатся, отдыхают. Конституция определяет наши права и обязанности. Строки Конституции точны и определены.

- Как называется наше государство?

Найдите и прочитайте.

Статья 1

- Какой город является столицей РФ?

Статья 70

- Кто осуществляет власть в РФ?

Статья 11

Кто президент нашей России?

Отвечают на вопросы учителя.

Статья 1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 70. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

- Президент нашей России В.В. Путин

Слайд 7–9

Символы России – Каждая страна имеет свой герб, флаг, гимн.

Они являются государственными символами.

Каждый гражданин России обязан знать Символы России.

В декабре 2000 г. президент РФ В.В. Путин утвердил Закон о Государственной символике РФ.

Выступают дети, которые готовили задание.

Рассказывают об отличие герба и флага, что означают цвета, и историю возникновения.

Прослушивание аудиозаписи гимна.

Где вы слышали гимн РФ? (1 сентября в школе на торжественной линейке, на олимпиаде когда, награждают наших спортсменов)

При официальном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присутствующие выслушивают его стоя, мужчины – без головных уборов. В случае если исполнение Государственного гимна России сопровождается поднятием Государственного флага России, присутствующие поворачиваются к нему лицом.

А какие вы знаете неофициальные символы России?

Права человека

Учитель обращает внимание детей на конверты, которые лежат на партах. Дети их открывают. В них находятся картинки, обозначающие права человека. Сначала дети угадывают по картинкам, какие права они обозначают, находят статьи в Конституции, затем могут раскрасить рисунки.

Рисунок с новорождённым (Статья 38)

Родился новый человек с первых минут появления на свет его жизнь здоровье и мирный сон охраняет – Конституции (основной закон).

Это новый гражданин пользуется всеми правами гражданина России.

Что вы узнали из этой статьи?

Отвечают на вопросы, находят и читают в конституции.

1. Материнство и детство находится под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитании равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботится о нетрудоспособных родителях.

Рисунок с семьей (Статья 54)

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

Рисунок с врачом (Статья 41)

Какое право даёт нам статья 41.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Рисунок со школьниками (Статья 43)

Каждый год 1 сентября вы с букетом цветов идёте в школу, чтобы пользоваться своими правами на образование.

Находят и читают в конституции.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, общего и среднего образования.

3. Каждый имеет право на конкурсной основе получить бесплатное высшее образование.

Рисунок с подростками (Статья 37)

Труд свободен.

Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду. Выбирать род деятельности и профессию.

- Дети называют профессии.

- Как вы думаете? Какие у граждан есть обязанности на рабочем месте?

- Добросовестно трудиться.

- Соблюдать дисциплину.

- Беречь собственность.

Право на отдых является конституционным правом каждого человека. Закрепляя это право, ст. 37 Конституции РФ предусматривает, что работающим по трудовому договору гарантируются установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск.

- Пользуются ли этим правом вы и ваши родители?

- Чем может заняться человек в свободное время?

- Когда человек состарился, что предусматривается законом?

Пенсия может выплачиваться в случае болезни, потери трудоспособности.

Когда человек состарился, ему выплачивается пенсия.

- Дети рассказывают об отдыхе, проведенном совместно с родителями.

Праздничные дни, каникулы, выходные.

Рисунок «Защитники Отечества» (Статья 59)

Конституция возлагает большие права, но и возлагает большие обязанности.

Почётная обязанность быть защитником Отечества.

- Вы приготовили рисунки на тему: «Мой папа солдат Российской армии».

- Чтение стихотворения «Солдат Российской армии».

- Учащиеся рассказывают, где служили отцы.

Рефлексия

- Кому понравился необычный подарок?

- Кто захочет подарить такой подарок?

- Что вы узнали из этой книги?

Дети поднимают руки и обмениваются впечатлениями

Итог

- Мы познакомились с некоторыми правами и обязанностями граждан и детей. Соблюдать конституцию – обязанность каждого гражданина РФ.

«Основной закон»

Основной закон основа
В жизни каждого из нас
Человека трудового
Обижать закон не даст

С детства каждому известно
Люди наши свято чтут
Основание закона
Верность Родине и труд

Земли, реки, лес, дубрава
Всенародное добро
Не дано такого права
Некому губить его.

«Ода солдату»

Солдату я слагаю оду.
Был ратный путь его тяжел
Он все прошел: огонь и воду,
И трубы медные прошел.

Шагал по вражескому следу
До завершающего дня.
И прочно выковал Победу
Из грома, стали и огня.

И, полная творящей силы,
Вся в блеске солнца, не в дыму,
Стоит Спасенная Россия,
Как вечный памятник ему.

Статья 1

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 70

1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 70

2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

Статья 11

1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.

Преамбула

 Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем Конституцию Российской Федерации.

Статья 17

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому благополучию.

Статья 59

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Семейный кодекс РФ
Статья 54.
Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.