Содержание
Введение
Цель и задачи воспитания и социализации
Предполагаемые результаты реализации программы
Содержание программы
Основные направления ценностные основы воспитания и социализации учащихся
Задачи воспитания социализации учащихся по каждому направлению
Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся
План реализации программы
Формы проведения мероприятий
Методические рекомендации
Мероприятия по реализации программы второго года воспитания
Повышение педагогической культуры родителей
Литература
Пояснительная записка
Введение
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания и социализации учащихся «Ступени совершенства» являются Федеральный Закон «Об образовании», федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, Программа воспитания и социализации учащихся начальных классов МБОУ СОШ №1.
Пространство воспитания интегрировано в урочную, внеурочную, внешкольную, семейную деятельность обучающегося и его родителей.
Главная задача учебно-воспитательного процесса – создать условия для обеспечения духовно-нравственного развития обучающихся на основе их приобщения к национальным российским ценностям, ценностям семьи, своей этнической, конфессиональной, социальной группы, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них идентичности гражданина России и направлять образовательный процесс на воспитание ребенка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию России, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.
Цель и задачи воспитания и социализации младших школьников формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций.
В Концепции такой идеал обоснован, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Программа воспитательной работы «Ступени совершенства», поможет учителю организовать работу в своём классе в течение четырёх лет. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, придя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становится познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания – год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Цель и задачи программы воспитания и социализации
Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления его развитием с учётом возрастных изменений.
Задачи программы воспитания:
1. Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели: любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.
2. Развивать физические, умственные, творческие способности человека.
3. Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.
4. Научить ориентироваться в обществе, сформировать культуру общения.
5. Воспитать потребность в созидательной деятельности, эстетическом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
Предполагаемые результаты реализации программы
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, а нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с учеником должны реализовываться следующие правила:
• умение выслушивать его до конца;
• не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
• открытость и доступность учащихся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,
доверии, справедливости и требовательности.
Содержание программы
1 класс «Познай себя» – на первом этапе, где дошкольник – уже школьник, где ведущая деятельность – учёба, в которой происходит узнавание себя, даётся оценка собственным взглядам на окружающих.
2 класс «Научись дружить» – на втором этапе – главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Коллективная жизнь» – на третьем этапе – умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «В единстве – сила» – на завершающем этапе – от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Основные направления и
ценностные основы
воспитания и социализации учащихся
Организация воспитания и социализации учащихся осуществляется по следующим направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
2. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье.
Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших;.
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; бережливость.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Задачи воспитания и социализации
учащихся
по каждому направлению.
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, населенного пункта, в котором находится образовательное учреждение;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи;
- любовь к школе, своему селу, городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе;
- отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
2. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
- различение хороших и плохих поступков;
- знание правил поведения в школе, семье, общественных местах;
- почтительное отношение к родителям;
- уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- бережное, гуманное отношение ко всему живому;
- знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным;.
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учебе.
- уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
- элементарные представления об основных профессиях;
- ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
- первоначальные навыки коллективной работы;
- умение соблюдать порядок на рабочем месте;
- бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
- отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
- интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
- первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека;.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
- бережное отношение к растениям и животным;
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- умение видеть красоту природы, труда и творчества;
- интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам;
- интерес к занятиям художественным творчеством;
- стремление к опрятному внешнему виду;
- отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Планируемые результаты
воспитания
и социализации учащихся
Данная воспитательная программа нацелена на достижение следующих воспитательных результатов по каждому из направлений воспитания:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
2. Воспитание нравственных чувств, достойного отношения к семье:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
3. Воспитание трудолюбия, творческой активности, сознательного отношения к учёбе:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- трудолюбие;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности.
4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
План реализации программы. (Приложение)
Формы проведения мероприятий:
- классный час;
- интерактивные игры;
- психологические игры;
- викторины;
- праздники;
- конкурсы рисунков, поделок, стихов, сочинений;
- фотовыставки;
- экскурсии;
- спортивные праздники;
- конкурсы для всей семьи;
- КВН;
- театрализованное представление;
- исследовательская деятельность;
- диагностические исследования.
Формами и методами контроля успешности проведенных мероприятий являются анкетирование, тестирование, открытые мероприятия.
Методические рекомендации
На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальным беседам, посещению на дому. Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание сознательной дисциплины», семейный праздник « Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…».
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
Мероприятия по реализации программы второго года воспитания
Направление. «Ученик-патриот и гражданин»
Цель: формирование у детей соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
- обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития;
- формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом;
- формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Формы работы с классным коллективом:
- Тематические классные часы;
- Встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка;
- Конкурсы, викторины по правовой тематике;
- Праздники, читательские конференции по праву.
Сроки | Названия | Задачи мероприятия | Форма | Ответственный |
Сентябрь | Экскурсия по родному посёлку | Воспитание любви к родному краю, посёлку | Экскурсия | |
Октябрь | Моя улица. Экскурсия | Воспитание любви к родному краю, посёлку | Экскурсия | |
Ноябрь | Экскурсия в школьный музей | Развивать интерес к истории родного края | Экскурсия | |
Февраль | Защитники Родины | Формировать чувство патриотизма, любви к Родине | Смотр строя и песни | |
Май | Подвигу народа жить в веках | Расширять исторические знания детей, воспитывать чувство патриотизма, уважение к Прошлому своего народа, любовь к Отечеству | Классный час. Конкурс стихов на военную тематику |
Направление «Ученик и его интеллектуальные возможности»
Цель: оказание помощи учащимся в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
- определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития;
- создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии;
- формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность;
- сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Формы работы с классным коллективом:
- Внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- Интеллектуальные игры внутри класса;
- Интеллектуальные бои;
- Спецкурсы для интеллектуального развития.
Строки | Название | Задачи мероприятия | Форма проведения |
Сентябрь | В мире загадок | Развивать мышления, сообразительность, речь | Классный час |
Октябрь | В мире пословиц | Привитие интереса к энциклопедическим знаниям, желание больше знать | Игра-соревнование между командами |
Ноябрь | Конкурс «Эму эрудит» | Участие в эрудит-марафоне учащихся | Конкурс |
Декабрь | Новогодние загадки | Развитие мышления | Конкурс-игра |
Февраль | Путешествие по сказкам | Развитие кругозора | Викторина |
Март | Отгадываем ребусы | Выявить лучшего математика класса | Конкурс-игра |
Апрель | КВН | Проверить общее интеллектуальное развитие учащихся | Игра между командами |
Направление «Ученик и его нравственность»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
- формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности педагога в направлении «Я и нравственность»:
- развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
- знакомство учащихся с нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества;
- формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Нравственность»:
- Тематические классные часы по нравственной тематике;
- Дискуссии по нравственной тематике;
- Шефская работа учащихся в детских домах, больницах;
- Изучение нравственного наследия мира;
- Читательские конференции;
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
- Праздники, сюрпризы, конкурсы;
- Экскурсии, поездки, походы по боевым местам;
- Изучение нравственного наследия своей страны;
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Сроки | Названия | Задачи, мероприятия | Форма проведения |
Сентябрь | Экскурсия по родному посёлку | Раскрыть смысл понятия «патриотизм» | Классный час |
Октябрь | Акция добрых дел | Создание атмосферы эмоциональной отзывчивости | Акция |
Ноябрь | Мой сосед по парте. Час откровенного разговора. | Воспитание дружеского отношения к товарищам | Беседа |
Декабрь | Помоги птицам. Экологическая акция | Воспитывать чувство сострадания, любви к животным | Акция, изготовление кормушек |
Январь | «Ваши права и обязанности, дети» | Ознакомить учащихся с основными правами и обязанностями школьника, способствовать формированию правовой культуры учащихся | Утренник |
Февраль | Фотографии из семейного альбома | Воспитание чувства любви и уважения к семье | Классный час |
Март | Акция «Подари улыбку». Весенняя неделя добра. | Создание атмосферы добра, отзывчивости | |
Май | Подвигу народа жить в веках | Расширять исторические знания детей, воспитывать чувства патриотизма, уважение к прошлому своего народа | Утренник |
Направление «Ученик и его здоровье»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащихся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи:
- формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
- знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Формы работы с классным коллективом:
- Спортивные конкурсы, соревнования внутри класса;
- Встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями;
- Спортивных соревнований, спортсменами, семейными династиями;
- Походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- Спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике;
- Конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- Беседы и дискуссии на различные темы;
- Тематические консультации для родителей;
- Обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных;
- Видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Сроки | Название | Форма проведения |
Сентябрь | Весёлые физминутки | Игра |
Октябрь | Осенняя прогулка | Прогулка |
Ноябрь | Витаминная тарелка на каждый день | Конкурс рисунков |
Декабрь | Эстафета с Дедом Морозом | Спортивное мероприятие |
Январь | Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим | Беседа |
Февраль | Лыжная прогулка в лес на лыжах | Прогулка |
Март | Поездка в бассейн | |
Апрель | Моё настроение. Передай улыбку по кругу | Игра |
Май |
Народные игры |
Подвижные игры на спортивной площадке |
Направление «Общение и досуг ученика»
Цель: создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, развитие интереса к внеклассной деятельности.
Задачи:
- создание условий для равного проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности;
- использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям;
- развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи;
- использование досуговой деятельности как средство развития эстетических умений учащихся и становление этических понятий.
Формы работы педагога с классным коллективом:
- Празднование памятных дат в жизни детей;
- Празднование памятных дат календаря;
- Посещение театров, музеев, выставок,
- Театрализованные представления;
- Фестивали, презентации;
- Литературные балы, конкурсы талантов;
- Дискотеки, танцевальные вечера.
Сроки | Названия | Задачи мероприятия | Форма |
Сентябрь | Праздник «Здравствуй, второй класс» | Развивать положительные эмоции, создание атмосферы праздника | Праздник |
Октябрь | Поздравляем осенних именинников | Создание традиций класса. Поздравить именинников | Праздник |
Ноябрь | Поездка в театр г. Кемерово | ||
Декабрь | Новогодняя сказка | Поздравить с наступающим Новым годом, подвести итоги уходящего года | Праздник |
Январь | Конкурс «Стань звездой» | Подготовиться к интеллектуальным играм | Творческая мастерская |
Февраль | КВН для мальчиков «Защитники Отечества» | Формировать чувство патриотизма, любви к Родине, воспитывать у мальчиков стремление стать сильными, отважными, ловкими | Конкурс КВН |
Март | Пасха – главный христианский праздник | Привить чувства уважения к русским праздникам, старинным обычаям | Беседа |
Апрель | Школа вежливых наук | Познакомить детей с хорошими манерами и правилами поведения, воспитывать уважение к окружающим людям, развивать у детей чувства такта | Классный час |
Май | Праздник «2 класс, мы прощаемся с тобой» |
Направление «Семья»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
- организация и совместное проведение досуга детей родителей;
- организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед;
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей;
- обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка;
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями и детьми;
- Сотрудничество с общественными и правовыми организациями в целях сохранения психического и физического здоровья и благополучия ребенка.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Семья»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности педагога в направлении «Семья»:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (день Знаний, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
- Читательские конференции по проблемам семьи.
Повышение педагогической культуры родителей
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни учащегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
В быстро меняющемся мире родители, чтобы не разрушить семейные связи, должны развиваться так же динамично, как и их дети.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Система работы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Сроки и формы проведения мероприятий в рамках повышения педагогической культуры родителей согласованы с планами воспитательной работы школы.
В системе повышения педагогической культуры родителей используются следующие формы работы: родительское собрание, родительская конференция, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
Месяц | Родительские собрания | Индивидуальные консультации | Совместные дела с классом |
Сентябрь | Праздник «Здравствуй, 2 класс!» | ||
Октябрь | Встреча родителей и учащихся, имеющих затруднения в учебе с учителем | ||
Ноябрь | Общешкольное родительское собрание | Поездка в театр | |
Декабрь | Встреча родителей и учащихся, имеющих затруднения в учебе с учителем | Подготовка подарков к Новому году, украшение классной комнаты | |
Январь | Индивидуальные консультации по предметам | ||
Февраль | Родительское собрание «Как помочь ребёнку быть внимательным» | Эмоциональные проблемы учащихся (консультации для родителей) | |
Март | Индивидуальные консультации по предметам | Праздник мам | |
Апрель | Общешкольное родительское собрание | ||
Май | Праздник «Второй класс, мы прощаемся с тобой» | Совместный праздник |
Литература
1. Командные игры – испытания. сборник игр. – М.: Пед.общество «Россия», 2003.
2. Загадки русского народа: Сборник загадок, вопросов, притч и задач. – М.:ТЕРРА, 1996.
3. Боровик К.А. Популярная энциклопедия вещей. Исторический магазин. – М.: Дрофа-Плюс, 2004.
4. Бушуева Л. Книга добрых поздравлений. – М.: РИПОЛ классик, 2005.
5. Ганжина И.М. Словарь современных русских фамилий. – М.: Астрель:ACT, 2001.
6. Гиннес. Мировые рекорды 2007 / Пер. с англ. Н. Григорьевой, М. Фадеевой. – М: Астрель:ACT, 2006.
7. Григорьева С.А., Григорьев Н.В., Крейдлин Г.Е. Словарь языка русских жестов. – М.: Вена, 2001.
8. Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. – М.:БАО-ПРЕСС, 2005.
9. Игрушки из бумаги. – СПб: Кристалл, 1997.
10. Ильин А.Л. Большая энциклопедия выживания. – М.: Эксмо, 2005.
11. А.Л.Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает. Книга вторая. Откуда приходят вещи. – М.: Детская литература, 1956.
12. Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. – М.: Слово, 1994.
13. Сибиряков Л.И.Опасные приключения Ванечки и Манечки. – М.: Мир безопасности, 1998.
14. Энциклопедия для детей. Личная безопасность / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2001.
15. Акимушкин И. Кто без крыльев летает. – М., 1992.
16. Брюсов В.Я. Стихотворения. – М., 1984.
17. День работой весел (пословицы и поговорки о труде). – М., 1986.
18. Дорошин М. Что за чудные машины. – Волгоград, 1972.
19. Есенин С. Собрание сочинений в двух томах. – М., 1991.
20. Извекова Н.А., Сурьянинова Н.С. Мир вокруг. – М., 1978.
21. Кольцов А.В. Песня пахаря. – М., 1982.
22. Крутогоров Ю. Ваше имя? Робот. – М., 1979.
23. Майков А.Н. Стихотворения. – М., 1982.
24. Моя Родина (стихи, рассказы). – М., 1975.
25. Назарова Л.К. Спутник Букваря. – М., 1975.
26. Соболев А.И. Народные пословицы и поговорки. –M., 1977.
27. Огарев Н.П. Страна моя родимая. – М., 1982.
28. Остров сказок (сказки народов СССР). – Волгоград, 1977.
29. Остров сказок (сказки народов мира). – Волгоград, 1978.
30. Сборник литературно-художественных и публицистических произведений «Парус». / Сост. В. Никитина. – М., 1983.
31. Сборник литературно-художественных и публицистических произведений «Парус». / Сост. Л.А. Белая. – М., 1985.
32. Сметанников В. Отгадай. – Волгоград, 1976.
33. Томилин А. Есть ли вода в Море Дождей. – М., 1984.
34. Тютчев Ф., Фет А. Весенняя гроза. – М., 1977.
35. Яковлева И. Палеонтология в картинках. – М., 1977.
36. Яковлева И. Путь к динозавру. – М., 1991.