Музыкальное занятие с использованием элементов системы К.Орфа «Сказка о трех королевствах»

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: система К.Орфа


ЦЕЛЬ. Обобщить знания о жанрах музыки (марш, песня, танец) и показать их взаимосвязь.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

  1. Закрепить умение различать характерные признаки марша, различных танцев.
  2. Учить применять знакомые приёмы и навыки игры на детских музыкальных инструментах, а так же танцевальные движения в коллективных импровизациях.
  3. Развивать тембровый, звуковысотный слух, чувство ритма.
  4. Развивать воображение, способность к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами.
  5. Воспитывать интерес и любовь к классической музыке, формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве.

ОБОРУДОВАНИЕ: Детские музыкальные инструменты (металлофоны, треугольники, маракасы, барабаны, шейкеры, бубенцы, самодельные шумовые инструменты), разноцветные колпачки, шляпки, шарфы, скрипичные ключи

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети под спокойную музыку заходят в зал (трек № 1)

Музыкальный руководитель (поёт): Здравствуйте, ребята!

Дети отвечают напевая: Здравствуйте!

Музыкальный руководитель (далее - Муз. рук.). Сегодня на занятии у нас гости. Давайте с ними поздороваемся.

Музыкальное приветствие "Здравствуй, дружочек"

(приветствие из издания «Ожидание чуда» Л.В.Гераскиной)

Здравствуй, дружочек -
Мой милый друг.
Встанем скорее,
Встанем в круг.
Вот мы играем
И поём -
Радостно, дружно все живём.

(Описание приветствия: дети готовят ладошки и все вместе подпевают слова приветствия. Ведущий двигается в кругу от ребёнка к ребёнку. С тремя детьми ведущий хлопает в ладоши, а с четвёртым здоровается за руку и перетягивает его на своё место. Теперь ведущим становится другой ребёнок).

Слайд 1. Презентация

Муз. рук. Ребята, а вы любите сказки? Я сегодня расскажу вам необычную и очень интересную сказку. В одной стране было три королевства: Королевство Маршей, Королевство Песен и Королевство Танцев. В каждом королевстве правил свой король. В Королевстве Маршей правил Король Барабан. Слайд 2

Он очень любил ритм и с раннего утра и до позднего вечера стучал ритмический рисунок всех известных ему маршей. Все жители этого королевства любили маршировать, а петь и танцевать совсем не хотели. Они надевали красные башмачки, шляпки и целый день маршировали по красным улицам мимо красных домов и дворца Короля Барабана. Король Барабан приглашает сейчас вас, ребята, прогуляться по его королевству. только для этого надо выбрать себе красные атрибуты. Король барабан придумал ритмические загадки. А чтобы их разгадать, давайте вспомним, как барабан разговаривал с нами на прошлом занятии.

(Дети перечисляют движения, которые задает ритм барабана - легкий бег, прыжки, марш, остановка. На смену частей музыки дети соответственно меняют движения)

Двигательный этюд "Ритмические загадки"

(музыкальное приложение, трек № 2)

Муз. рук. В Королевстве Маршей знали все марши, какие только бывают на свете. А какие марши знаете вы? ( Спортивные, военные, марши для игрушек). Слайд 3

А сейчас вы услышите необычный марш. Но для этого нам нужно мысленно отправиться на карнавал. Что такое карнавал? (Ответы детей) Слайд 4

Карнавал – это такой праздник, на котором надо надеть маску, костюм, чтобы тебя не узнали. Вы же любите наряжаться зверюшками, героями сказок, мультфильмов. И это карнавал не людей, а животных: зверей, птиц и рыб. И это карнавал музыкальный, поэтому этого участника мы не увидим, а услышим, потому что о нём расскажет музыка, которую написал французский композитор Камиль Сенс-Санс. Цикл пьес так и называется «Карнавал животных». О ком же сейчас будет рассказывать музыка? Отгадайте загадку.

Устрашающе красив, он свиреп и желтогрив.
Даже хвост совсем не прост – с кисточкою длинный хвост.
Лапы сильны и могучи. Рык несётся выше тучи.
Ведь не зря он – царь зверей в жаркой Африке своей.

Конечно же – это Лев. Он величествен, грозен и прекрасен, и вы это услышите в музыкальной пьесе, которая называется «Королевский марш льва». Её мощным звуком исполняют струнные инструменты. Поступь льва важная, неторопливая, но время от времени в марш вторгаются резкие звуки – это лев грозно рычит.

Слушание пьесы «Королевский марш Льва» Камиля Сен-Санса (видео, трек № 3)

Муз. рук. В Королевстве Танцев правил Король Балерон. Слайд 5

Все жители надевали голубые кофточки и голубые колпачки, выходили на голубую площадь и танцевали каждый день недели разные танцы. Какие танцы вы знаете? (Ответы детей). А эти сказочные человечки танцевали:

В понедельник – вальс.
Во вторник – румбу. Слайд 6
В среду – полонез.
В четверг – мазурку. Слайд 7
В пятницу – польку.
В субботу – танго. Слайд 8
В воскресенье – рок-н-ролл!

Угадайте, какой сегодня день в Королевстве Танцев?

Дети исполняют "Парная полька" музыка в обр. Е.Туманяна

Муз. рук. В третьем Королевстве Песен правила Королева Мелодия. Слайд 9.

Она любила слушать, как все жители её королевства в своих жёлтых колпачках и туфельках пели разные песни: и народные, и авторские.

Какие вы знаете народные песни? ("Ах вы сени", "Во кузнице", "Калинка", "Во поле березка стояла").

А ещё жители этого королевства любили играть в «Угадай мелодию». А вы любите? Сейчас вы мелодию услышите мелодию и обязательно её узнаете.

Звучит вступление к песне «Если добрый ты», дети узнают песенку.
Дети исполняют песню "Если добрый ты», музыка Б.Савельева (трек № 4)
Звучит вступление к песне «Капитаны», дети узнают песню.
Дети исполняют песню "Капитаны", музыка Е.Никитиной

Муз. рук. Но однажды на эту страну налетел ураган. Как это случилось и что произошло потом, мы с вами расскажем с помощью музыкальных инструментов и подручного материала (бумага, полиэтиленовый пакет).

Коллективная музыкальная импровизация.
«Ветер-ветерок-ветрище» (модель Т.Тютюнниковой).
Дети и музыкальный руководитель выбирают себе инструменты и садятся лицом в круг.
Все действия в рассказе сопровождаются звуковыми эффектами.

Муз. рук. Утром проснулся ветерок (металлофон)
и пошевелил травинку (маракас).
Она задела соседние травинки - и вот уже по лесу полетел лёгкий шорох (маракасы и шейкеры).
Ветерок поднялся выше - и вот уже задышали кусты (маракасы, бубенцы и шейкеры).
Ветерку надоело сидеть внизу, и он быстро залетел на самые верхушки деревьев (металлофон), устроив там настоящую бурю (звучат все инструменты вместе).
Неожиданно ветерок устремился вниз и затих (металлофон),
спрятавшись на земле под листиком (бумага, пакет).
Потом ветерок решил забраться наверх постепенно, как по лесенке (металлофон).
Но, добравшись до середины, упал. Все вместе - БУХ!

А когда ураган стих, то все увидели, что колпачки, башмачки, кофточки перемешались, и стало непонятно – кто из какого королевства. Тогда каждого человечка просили спеть, станцевать или промаршировать. Оказалось, что всем нравится и петь, и танцевать, и маршировать под музыку. Решили тогда Король Барабан, Король Балерон и Королева Мелодия править вместе и жить в одной стране, которую назвали «Музыка» Слайд 10

И мы с вами сейчас увидим, как можно и петь, и маршировать.

Звучит песня В.Шаинского «Вместе весело шагать» (трек № 5)
(Дети маршируют и подпевают песню).

Муз. рук. И стой поры все жители страны Музыки каждый день придумывают новые игры. В одну из них мы с вами сейчас и поиграем, и вы увидите, что можно сразу и играть, и двигаться.

Игра "Веселый оркестр" (трек № 6)
(музыка по выбору музыкального руководителя)

Муз. рук. О каких трёх королевствах мы говорили сегодня? (Ответы детей).

Они называются жанрами музыки. Они могут существовать отдельно, но в то же время постоянно встречаются.

Я хочу пожелать вам, чтобы вы всегда были дружны с музыкой, и подарить на память маленькие скрипичные ключи, которые, надеюсь, откроют вам дверь в мир музыки.