Тип урока: изучение нового материала (системно-деятельностный подход)
Цель: формирование представлений об особенностях строения и физиологических функциях отделов головного мозга.
Задачи:
- познакомить учащихся с физиологическими особенностями строения и функций отделов головного мозга;
- развить у обучающихся познавательный интерес через участие в простейших функциональных пробах и самонаблюдениях, умение анализировать и синтезировать имеющиеся знания, делать выводы;
- формировать адекватную уверенность в своих учебных способностях и коммуникативные навыки.
Планируемые результаты:
Предметные:
- знание особенностей строения и функционирования различных отделов мозга;
Метапредметные:
- умение работать с текстом учебника, заполнять схемы, таблицы, работать по логарифму;
Личностные:
- умение работать в группе в соответствии с этическими принципами, активизация интереса к изучению своего тела.
Методы:
- Словесные: рассказ, объяснение, эвристическая беседа.
- Наглядные: Демонстрация изобразительных пособий (таблицы, модель головного мозга), демонстрация своего проекта.
- Практические: наблюдение (самонаблюдение), эксперимент (функциональная проба).
Оборудование и материалы: таблица «Строение головного мозга», схемы, модели головного мозга, учебник 8 класса, 4 разноцветных стикера (для работы в группах), мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент
II. Целеполагание. Мотивирование к учебной деятельности
Добрый день, ребята! Я очень рада видеть Вас счастливыми, красивыми и здоровыми. Ребята, а что Вас всех объединяет? (Ответы учащихся). Человек рождается, растет, учится, взрослеет; смеется и плачет, любит и ненавидит, решает сложные математические задачи, сочиняет музыку, пишет стихи, живет в реальной жизни, не переставая мечтать. И все это настолько естественно, что мы не задумываемся, где начало всех этих процессов. Но наступает нора, когда задаешься вопросом: в чем заключается тайна моего собственного «Я»?
(Энергизатор - бумага)
Вашими мыслями, движениями, чувствами управляет мозг – важнейший орган тела.
Итак, тема сегодняшнего урока «Головной мозг – главный командный пункт организма» (анаграмма)
(просмотр видеофильма)
Индуктор урока: Мозги есть у всех, просто не все разобрались с его инструкциями! Хью Лори (актер, сценарист, режиссер, доктор Хаус)
Вопрос к учащимся: как вы понимаете это высказывание, и о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Сегодня мы попробуем прикоснуться к одной из величайших загадок нашего собственного «Я» - нашему мозгу, его строению и функциям.
III. Открытие нового знания
Интересные факты о головном мозге.
Мозг человека потребляет энергии больше, чем другие отдельно взятые органы нашего тела. На его долю приходиться около 20% кислорода, поступающего в легкие, хотя вес мозга составляет всего 2% от общей массы тела. При недостатке кислорода мы начинаем зевать, так в мозг поступает больше кислорода и поддерживается бодрое состояние человека.
У мужчин мозг больше, чем у женщин. Также ученые обнаружили, что мужской и женский мозг по-разному реагирует на болевые ощущения.
В самом мозге нет болевых рецепторов и он не чувствует боль, но они есть в оболочке мозга, именно поэтому мы чувствуем различные головные боли.
У трехлетнего ребенка нервных клеток в 3 раза больше, чем у взрослого человека. Если не использовать в полной мере потенциал малыша, то с возрастом невостребованные клетки погибают. Поэтому с самого младенчества нужно активно обучать детей.
Мозг человека состоит на 75% из воды. Для нормального рабочего состояния ему просто необходимо достаточное потребление воды организмом.
Нервные клетки головного мозга восстанавливаются. Ранее было принято считать, что нервные клетки не восстанавливаются. Однако это утверждение опровергается современной медициной. Несмотря на отсутствие способности к делению нервные клетки восстанавливаются и развиваются в мозге даже взрослого человека. Кроме того, нейроны могут регенерировать потерянные отростки и связь с прочими клетками.
Без кислорода мозг человека живет не более 6 минут, а затем начинают происходить необратимые процессы гибели нервных клеток.
Головной мозг расположен в полости черепа. Он включает отделы: продолговатый мозг, мозжечок, мост, средний мозг, промежуточный мозг и передний мозг (большие полушария).
Работа в экспертных группах.
Класс делится на 4 группы. Деление на группы происходит по цветовой гамме (4 цвета стикера - 4 команды). Далее идёт работа по группам. Каждая группа получает задание для дальнейшего самостоятельного изучения темы. Распределение обязанностей в группе - староста, художник-оформитель, спикер (докладчик), помощник спикера.
1. Прочитайте статью «Отделы головного мозга», заполните схему.
3. Задание: Изучение отделов мозга, используя текст учебника и дополнительный материал инструктивной карты:
- 1 группа - продолговатый мозг (красный (малиновый) стикер).
- 2 группа - средний мозг (желтый (оранжевый) стикер).
- 3 группа - промежуточный мозг (зеленый стикер).
- 4 группа - мозжечок (синий стикер).
Форма предъявления результата групповой работы (на листе формата АЗ):
- подписать плакат - отдел мозга;
- обозначить на рисунке изучаемый отдел мозга;
- зарисовать и написать основные функции и рефлекторные реакции изучаемого отдела мозга;
- выступить с защитой своего плаката.
3 задание: реализация построенного проекта - выполнение лабораторной работы.
Лабораторная работа. Определение рефлексов и функций различных отделов головного мозга.
Цель: проведение функциональных проб и раскрытие функций различных отделов головного мозга.
Оборудование: таблицы с изображением головного и спинного мозга. Муляж мозга.
Ход работы
Выполнить следующие задания, результаты внести в таблицу:
Наблюдения |
Обсуждение результатов |
Отдел мозга |
Сделать подряд несколько |
После 4 раза это |
Продолговатый |
Учитель дает задание ученикам, |
Вздрагивает, пугается, |
Средний |
Попробуйте дотронуться рукой до |
Парта |
Промежуточный мозг |
Один учащийся кладет на стол руку |
Рука резко |
Мозжечок |
Форма предъявления результата: демонстрация своей функциональной пробы всему классу, раскрывающей функцию определенного отдела мозга
1. Выполнение общей лабораторной работы, обсуждение результатов и определение отделов мозга, отвечающие за выполнение той или иной функциональной пробы.
Наблюдения |
Обсуждение результатов |
Отдел мозга |
1. Попадание в нос посторонних частиц, вирусов |
Чихание |
Продолговатый |
2. Реакция человека на звук пожарной сирены или скорой помощи |
Вздрагивание, испуг, ориентация |
Средний |
3. Пальцем отведенной руки коснутся кончика носа |
Координация движения, цель достигнута |
Мозжечок |
4. Принять неустойчивое положение: руки соединить в замок, прижать к груди и сблизить локти, ноги поставить на одной линии: пятка – к носку, глаза закрыть (проба Ромберга) |
Сохранение устойчивости, |
Средний и мозжечок |
5. Ученикам предлагается заняться своими делами: сесть и расслабиться или склониться над книгой или искать что-нибудь в портфеле. Затем неожиданно дается громкая команда «Замри». Испытуемые застывают в разных позах. |
Сохранение позы во время движения |
Промежуточный мозг, средний, мозжечок |
IV. Закрепление материала. Самоконтроль. Взаимоконтроль
1. Подпишите на рисунке указанные отделы головного мозга.
2. Учитель называет функцию, учащиеся должны определить отдел головного мозга:
а) осуществляет координацию движений (мозжечок);
б) в этом отделе находятся центры рефлексов кашля, чихания (продолговатый мозг)
в) в этом отделе находятся центры ориентировочного рефлекса (средний);
г) регулирует мышечный тонус (средний);
д) в этом отделе находятся жизненно важные центры (продолговатый);
е) через этот отдел проходят слуховые пути (средний);
ж) находятся центры жажды и голода (промежуточный);
з) регулирует обмен веществ и энергии (промежуточный).
V. Рефлексия
Ориентация не только на предметный, но и на метапредметный, личностный результаты. Учитель предлагает детям взять цветные магниты и расположить их на магнитной доске, к которой заранее прикреплён трафарет головного мозга:
- зелёный – понял все;
- синий – понял все, но не знаю, как это применить в жизни;
- желтый – ничего не понял;
- красный – мне эта тема неинтересна.
Д/з: подготовить творческую работу (проект) (с учётом интересов и способностей обучающихся о больших полушариях головного мозга, не изученных на уроке).
Будьте здоровы! Творите добро! И оно обязательно к Вам вернётся! (Подведение итогов урока. Выставление оценок (зелёный магнит – «5», синий – «4», жёлтый – «3», красный – начните с чистого листа).
Заключение
Человеческий мозг — самый сложный объект для изучения. В нем кроется много тайн и загадок. От него зависят наши действия, мысли и чувства. Мы не слышим ушами и не видим глазами. Все это делают участки головного мозга. Он дает нам самые интересные темы для изучения: сознательного и бессознательного. Много ведется разработок и исследований, но главную тайну мозга еще предстоит узнать, возможно в скором будущем.
Пояснение: В ходе выполнения этого задания группы меняются своими плакатами, т.е меняется рассматриваемый отдел мозга. Каждая группа должна оценить предложенные функциональные пробы и выбрать свою пробу, относящуюся к конкретному отделу мозга. Выполнить ее и заполнить таблицу на плакате.