Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны.
Задачи:
- уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период,
- упражнять в классификации перелетных и зимующих птиц, в выделении лишнего объекта.
- развивать интерес к жизни птиц,
- воспитывать желание заботиться о птицах,
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа:
- беседы и наблюдение за птицами на участке детского сада,
- чтение художественной литературы по теме: рассказы: В.Бианки «Грачи весну открыли», «Лесные домишки»,
- загадывание загадок о птицах,
- рассматривание иллюстраций с изображением перелётных птиц.
Материалы и оборудование: тематические картинки по теме: весна, перелётные птицы.
Ход деятельности
Воспитатель загадывает загадку.
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня. (Весна)
Воспитатель. О каком времени года говорится в загадке?
Дети. О весне.
Воспитатель. Правильно, о весне.
- А сейчас какое время года?
- Назовите весенние месяцы?
- Сейчас какой по счету месяц?
Воспитатель. О весне хочется, говорить красивые слова, «Весна, какая?»
Дети. Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т.д./p>
Воспитатель. А как называются птицы, которые прилетают к нам весной?
Дети. Перелетные.
(картинки с изображением птиц: грач, скворец, соловей, аист, цапля, кукушка, ласточка, журавль).
Воспитатель. Почему этих птиц называют перелётными?
Дети. Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
Воспитатель. Почему птицы улетают осенью?
Дети. Потому что становится холодно и им нечем питаться.
Воспитатель. Что для перелётных птиц страшнее холод или голод?
Дети. Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
Воспитатель. Почему они возвращаются?
Дети. Корма стало достаточно, появились насекомые, на проталинах можно найти прошлогодние семена и плоды.
Воспитатель. Правильно.
Отгадайте, пожалуйста, загадки:
1.
Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица … (Грач)
2.
Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину (Ласточка)
3.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тюкнет, клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
4.
Эта птица никогда для птенцов
Не вьет гнезда.
Сядет где-то на суку,
И кричит: «Ку-ку, ку-ку». (Кукушка)
5.
На шесте дворец
Во дворе певец
Звать его… (Скворец)
Воспитатель. У различных птиц весна наступает в разное время. Какая птица прилетает раньше всех?
Дети. Раньше всех прилетают грачи.
Воспитатель. Почему грачи прилетают первыми?
Дети. Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявших первых червяков.
Воспитатель. Грачей называют также «Вестниками весны». В народе говорят: «Грачи на горе - весна на дворе».
Воспитатель. Позже всех прилетают ласточки и стрижи. Потому что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые появляются позднее.
(показать ласточку и стрижа)
Воспитатель. Ребята, чем весной занимаются птицы.
Дети. Строят гнезда.
Воспитатель. Правильно. Первая забота у птиц весной это поправить старые гнезда и построить новые.
Воспитатель. Зачем птицы строят гнёзда?
Дети. Гнездо необходимо, чтобы отложить яйца, высидеть птенцов, выкормить их.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, где птицы строят гнезда?
Дети. На земле, на деревьях, под крышей, под балконом,
Воспитатель. Из чего строят гнезда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, лоскутков, мха, березовой коры и др.)
Воспитатель. Вот, когда гнезда готовы, какая же следующая забота у перелетных птиц?
Дети. Они откладывают яйца, выводят птенцов.
Воспитатель. А кто заботится, высиживает, согревает, бережет их?
Дети. Мама-птица, самка.
Воспитатель. Кто заботится, кормит маму и птенцов?
Дети. Папа, самец.
Воспитатель. Кто вскармливает и растит потомство?
Дети. Родители, обе птицы.
Воспитатель. Можно ли разорять гнезда?
Дети. Нет. Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудесных песен.
Воспитатель. Произойдет экологическая беда.
Физкультминутка
Ласточки летели,
Все люди глядели (Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.)
Ласточки садились,
Все люди дивились (Приседают, сложив руки за спиной.)
Сели, посидели, (Делают ритмичные наклоны головой.)
Взвились, полетели.
Полетели, полетели,
Песенки запели. (Опять бегут по кругу, взмахивая руками.)
Дидактическая игра «Назови птенцов».
У утки - утята
У гуся - гусята
У аиста - аистята
У грача - грачата
У скворца - скворчата
У соловья - соловьята
У журавля - журавлята
Воспитатель. Подумайте и скажите, какая птица лишняя и почему?
Дидактическая игра «Четвертый лишний? (по картинкам)
Ласточка, воробей, грач, скворец.
Ворона, аист, голубь, воробей.
Грач, синица, ласточка, кукушка.
Сорока, воробей, дятел, ласточка.
Голубь, кукушка, цапля, журавль.
Итог занятия.
Воспитатель. О ком мы сегодня с вами говорили?
Дети. О жизни перелётных птиц весной, о пользе их в природе, о том, что птиц нельзя пугать, обижать, и нельзя разорять гнезда.
Воспитатель. Да, много интересного мы сегодня узнали о жизни птиц.