Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова»

Разделы: Работа с дошкольниками

Ключевые слова: обучение грамоте, старшая группа, звуковой анализ слова


Возрастная группа: старшая.

Программное содержание:

  • продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова,
  • учить различать твердые и мягкие согласные звуки,
  • учить различить ударные и безударные гласные звуки.

Демонстрационный материал:

  • полоска с четырьмя клеточками;
  • красные, синие, зеленые, черные фишки;
  • указка,
  • фишки или мелкие игрушки.

Раздаточный материал:

  • полоски с четырьмя клеточками;
  • красные, синие, зеленые, черные фишки

Демонстрационный материал: полоска с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые, черные фишки; указка, фишки или мелкие игрушки.

Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками; красные, синие, зеленые, черные фишки

Ход занятия

1.

Воспитатель. Какие бывают звуки?

Дети. Гласные и согласные»

Воспитатель. Какие бывают согласные?

Дети. Твердые и мягкие

Воспитатель. Какие бывают гласные?

Дети. Ударные и безударные

Воспитатель. Какой фишкой обозначается ударение?

Дети. Черной

2. Звуковой анализ слова «гуси»

Вопросы воспитателя. «Назовите гласные звуки в слове гуси»

Дети. «у», «и».

Воспитатель. Сколько слогов в этом слове?

Дети. Два

Воспитатель. Какие?

Дети. «гу, си»

Воспитатель. Найдите ударный слог? «Гууси»

Дети. Ударный слог «гу»

Воспитатель. Какой гласный звук в слоге гу?

Дети. Гласный «у»

Воспитатель. Предлагает еще раз произнести слово с ударением гу-у-си.

Обращает внимание детей на то, что в ударном слоге протяжно произносится именно гласный звук. Читает слово с ударением. Синхронно ведя указкой под схемой слова, т.е. задерживает указку под второй клеточкой.

Далее воспитатель предлагает послушать, какой теперь звук он выделит голосом, и произносит слово гуси-и, одновременно ведя указкой под схемой и задерживая ее под четвертой клеточкой.

Дети говорят, что был выделен звук «и».

Воспитатель сообщает, что гласный звук в ударном слоге, который произносится более протяжно, называется ударным.

Воспитатель. Ударный гласный звук – мы будем обозначать черной фишкой, которую нужно ставить над красной фишкой.

 Воспитатель подчеркивает, что в слове может быть только один ударный гласный звук, все остальные гласные называются безударными. Воспитатель. Какой безударный гласный звук в слове гуси?

Дети. Звук «и».

Воспитатель. А если мы поставим ударением на звук «и» (переставляет черную фишку), то как будем читать слово?

Дети. Гуси-и

 Воспитатель. Правильно получилось?

Дети. Нет, правильно гу-у-си.

Воспитатель вновь ставит черную фишку над звуком «у».

3. Физминутка

В лесу темно, все спят давно.
(Дети изображают спящих.)
Все птицы спят.
Одна сова не спит, летит.
(Дети делают взмахи руками.)
Совушка - сова, большая голова.
(Изобразить большой круг руками.)
На суку сидит, головой вертит.
(Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит, да вдруг как полетит.
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)

4. Игра «Угадай-ка»

На доске прикреплены предметные картинки (олень, лиса, волк, роза), вразброс начерчены мелками модели слов – названий картинок. Дети должны провести линии-указатели от моделей к картинкам.

5. Рефлексия

Воспитатель. Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями.

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Какие вам показались трудными?