Уроки под открытым небом: опыт проведения нестандартных уроков

Разделы: География

Класс: 6

Ключевые слова: география


Современное школьное образование вводит новое понятие — «учебная ситуация», т.е. учитель должен создать на уроках такую ситуацию, в ходе которой дети сами учатся находить предмет изучения, исследовать его, сравнивать с уже имеющимся опытом, формулировать собственное описание. И опять встал вопрос: как развить интерес к обучению, как научить ребенка мыслить и захотеть самостоятельно получать знания. Одним из подходов повышения мотивации в обучении географии является – это «уроки под открытым небом», которые представляют собой полевой практикум, т.е. совокупность взаимосвязанных между собой по смыслу практических работ, в основе которых лежит самостоятельная работа учащихся под руководством учителя – тьютора. Такие уроки, при правильной организации, эффективно решает проблему школьной мотивации, «отстраненного от потребностей ученика и педагога пассивного образования».  Обучающиеся своими глазами видят красоту природы, у них есть простор, а не классная комната, они приобретают опыт познания окружающего мира в действительности. «Согласитесь, когда ещё у педагога бывает возможность донести до ребенка знания и ценности, взяв в помощники природу, классный коллектив и родителей?! Причем усвоение идет и на интеллектуальном, и на эмоциональном уровне» [3].

Положительным моментом полевого практикума, как части учебного процесса является то, что ученик одновременно знакомится с несколькими темами и через приобретенные умения усваивает теоретический материал. Такое обучение идёт без специального заучивания, а запоминание материала является естественным следствием обучения. Ученику сообщаются базовые (инвариантные) знания через карточки-инструкции. В результате ученик оказывается в состоянии самостоятельно решить конкретную учебную задачу на практике в «полевых условиях». Наличие положительных результатов в формировании когнитивных, креативных и методологических способностей у учащихся через полевой практикум по географии позволяет говорить о возможности их использования для подготовки будущего выпускника к жизни в современном обществе.

Уроки на природе, организованные с умом и тщательно подготовленные приносят огромную пользу как ученикам, так и учителю. Обучающимся представляется возможность в реальных условиях приобрести и актуализировать знания по землеведению. А учителю - организовать в нестандартной форме изучение материала на конкретных природных объектах и явлениях.

Исходя из выше сказанного, в Краевом центре образования (КЦО) реализуются многоуровневые учебные полевые практики, которые являются составной частью основной образовательной программы и осуществляется в соответствии с государственным образовательным стандартом, программой практики, утвержденной на МО.

Полевая практика организовывается с целью изучения содержания предмета через деятельность ученика для интереса к предмету географии, которая вызвать мотивацию к учебе, через погружение их в реальный мир.

Инструментом организации полевой практики служит полевой дневник, в основе которого лежит пошаговый алгоритм работы. На данный момент существует два вида полевого дневника: Это для базового и углублённого уровней изучения предмета. Они отличаются сложностью заданий.

Особенности полевой практики:

1. Организация процесса обучения на местности без специальной теоретической подготовки, способствуя развитию приобретенных практических умений и навыков, выводя учеников на теоретический уровень познания предмета.

2. Соблюдение принципов последовательности овладения навыками работы (пошаговый алгоритм работы).

3. Реализация коммуникативной компетентности: выстраиваются отношения со сверстниками и взрослыми (учитель, сотрудники ИВЭП ДВО РАН, родители), которые выступают в роле консультанта и ученика (объяснение) через живое общение.

4. Обеспечение повышения престижности и популяризации научно-исследовательской и проектной деятельности.

В процессе реализации географического практикума решаются следующие задачи по развитию личностных качеств ученика:

  • развитие когнитивных (познавательных) качеств ученика;
  • развитие креативных (творческих) качеств воодушевление, фантазия, острота ума, вдумчивость, инициативность, изобретательность, готовность придумывать, своеобразие, нестандартность, способность генерировать идеи, овладение разнообразием мышления;
  • развитие методологических качеств (организаторская деятельность) ученика.

Проведение полевой практики осуществляется в три этапа.

1. Подготовительно-организационный этап

1.1. Подготовительно-организационный этап для учителя предполагает:

  • выбор места проведения полевой практики (например, охранная зона ГПЗ «Большехехцирский», рекомендации: выбирать территорию «обжитую»);
  • предварительное согласование с администрацией КЦО места и времени прохождения полевой практики по географии;
  • предварительное согласование время, содержания и задач практики с администрацией выбранной территории, преподавателями вузов, МЧС, сотрудниками Академии наук и другими участниками;
  • проведение родительского собрания в 5 классе в конце учебного года по организации полевой практики: время и место, содержание работы на полевой практики и количество часов, условия жизни и режим, состав сопровождающих (классный руководитель, учитель, родители, «дополнительные люди», медработник), перечень необходимой экипировки и учебно-канцелярских принадлежностей, организация связи на маршруте;
  • оформление необходимой документации по оформлению группового выезда школьников;
  • план подготовки самого мероприятия и распределение обязанностей.

1.2. Подготовительно -организационный этап для ученика.

1. Подготовка (психологическая, моральная мотивация).

2. Распечатка полевого дневника.

3. Предварительное изучение полевого дневника.

4. Инструктаж по технике безопасности

2. Процессуальный этап

2.1 Полевой этап.

Методы работы зависят от изучаемых объектов, целей и задач. Однако в целом на практике могут быть применены следующие методы исследований:

  • визуальные наблюдения;
  • методы маршрутных наблюдений.

Работа осуществляется в групповой форме. В период полевого выезда ведутся записи в полевом дневнике, где по пути следования отмечаются краеведческие наблюдения, маршрутные (технические) описания, делаются зарисовки, фотографии о характере точек маршрута и деятельности группы.

Одна из особенностей, нашего полевого дневника - это включение в него альтернативной практической работы по «Психологическому (эстетическому) аспекту оценки ландшафтов», в которой используются различные по содержанию и формам анкеты, как пример применения данного инструментария для организации исследовательской или проектной деятельности.

2.2. Камеральный период - происходит оформление маршрутных полевых дневников. Заполняются разделы полевого дневника - Ваши впечатления и выводы о полевой работа (эссе), виртуальная (зачётная) экспедиция.

3. Итоговый этап

3.1. Отчёт по полевому дневнику.

3.2. Участие в оформлении отчета о прохождении полевой учебной практики (форма отчёта любая) с тьютором и родителями.

3.3. Сдача контрольной работы по материалам полевой практики.

3.4. Анализ проведения и результатов полевой практики.

В ходе подготовки организации и проведения полевой практики были выделены следующие основные проблемы:

  • отсутствуют нормативные документы, где был бы прописан перечень необходимых документов для организации и проведения полевых (практических) работ школьников;
  • недостаточность специальной подготовки у учителей для самостоятельной реализации программы полевой практики;
  • нежелание учителей организовывать и проводить полевые школьные мероприятия.

Таким образом, полевые практикумы способствуют приобретению знаний на уровне осмысления через практическую деятельность. В полевых условиях (через карточку-инструкцию) ученику предлагаются базовые (инвариантные) знания, с помощью которых можно решить конкретную учебную задачу. Наличие положительных результатов в формировании когнитивных, креативных и методологических способностей у учащихся позволяет говорить о возможности использования полевых занятий для подготовки будущего выпускника к реальной жизни в современном обществе.

Литература

1. Краеведение: Внеклассная работа по истории, географии, биологии и экологии. Методическое пособие [Текст] / Авт.-сост. Ю.В.Козлова, В.В.Ярошенко. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с. – (Школа природолюбие).

2.  Ким Э.В., Крылова, А.И., Панасенкова О.А., Королева Н.Ю. О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения //Методическая лаборатория географии МИО [Электронный ресурс]. – 2014. – http://geo.metodist.ru

3. Козлова, Ю.В. Туристическая тропинка. Туризм и краеведение в начальных классах. Советы, рекомендации, практические занятия / Юлия Козлова. - М.: Издательский дом «Учительская газета», 2011 – 128 с.: ил.

4. Левин, Э.А. Самообразование детей в школе: новаторская методика [Текст]/ Э.А.Левин, О.И.Прокофьева — Ростов н/Д: Феникс. - 2008. - 154 с.

5. Остроухова, Ю.В. Обновление содержания практических работ в региональной географии в 6 классе в условиях крупного города [Текст] / Ю.В.Остроухова // География: наука, методика, практика. Географо-экологический факультет: сб. международной научно-методической конференции / Моск. гос. обл. ун-т – М.: Изд-во МГОУ. -  2011. – 147-152 с.

6. Остроухова, Ю.В. Подготовка методических обеспечений научных исследований школьников по географии и экологии [Текст] / Ю.В.Остроухова // Всероссийский съезд учителей географии: сб. всероссийской научно – методической конференции / Моск. гос. ун-т. им. М.В.Ломоносова. – М.: Изд-во МГУ. -  2011. – 221-223 с.

7. Петрова, Н.Н. Методика преподавания географии в дифференцированной школе// Н.Н.Петрова.  Методическое пособие – М.: «Блик и Ко». - 2002.

8. Тохиров У.О. Вопросы формирования методологических, когнитивных и креативных качеств учащихся [Текст] /У.О.Тохиров, Ж.Э.Турсунов // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г.Челябинск, октябрь 2012 г.). – Челябинск: Два комсомольца. - 2012. - 112-113 с.

9. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [Текст] / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

10. Формирование ключевых компетенций на уроках географии 6-9 классы: методическое пособие / Е.А.Беловолова. - М.: Вентана-Граф, 2013.

11. Формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: методическое пособие / Е.А.Беловолова. - М.: Вентана-Граф, 2013.