Урок русского языка в 6-м классе по теме "Вопросительно-относительные местоимения"

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: русский язык, местоимение, вопросительно-относительные местоимения


Цели урока:

Обучающая цель:

  • сформировать умения правильно употреблять вопросительные и относительные местоимения в речи;
  • выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных;
  • расширить лексический запас учащихся;
  • отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

Развивающая цель:

  • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать.         

Воспитывающая цель:

  • вызвать интерес к урокам русского языка, любовь к родному городу.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

  • формировать и аргументировать собственное мнение;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
  • адекватное понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
  • осуществлять самоконтроль.

Познавательные УУД:

  • проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку;
  • выстраивать логическую цель рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • формирование и аргументация своего мнения и позиции;
  • уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Ход урока

1. Оргмомент

- Здравствуйте, ребята!
Я рада видеть каждого из вас
И пусть весна прохладой в окна дышит
Нам будет здесь уютно
Ведь я и класс
Друг друга понимает, чувствует и слышит.

- А чтобы друг друга понимать, чувствовать и слышать, мы сейчас с вами познакомимся. Меня зовут Эльвира Павловна. Я уверена, наш урок пройдет в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества.

Презентация

2. Актуализация знаний

- Сегодня вы представители разных СМИ, а именно газет «Информ Полис», Аргументы и Факты», «Правда Бурятии». Нашу работу начнем с небольшой пресс-конференции. Мы будем задавать друг другу вопросы. Начнем.

1. Какое сегодня число?

2. Сколько учащихся в классе?

3. Какой ваш класс, дружный, недружный, веселый?

- Теперь вы можете задать вопросы мне?

(вопросы учащихся)

- Ребята, какие предложения по цели высказывания мы использовали?

- Слова какой части речи помогли нам сформулировать вопросы?

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Я предлагаю вам сформулировать цель нашего урока?

Молодцы!

- А теперь откройте тетради, сегодня это наши журналисткие блокноты. Запишите сегодняшнее число, тему урока.

(учащиеся записывают в тетрадях)

- На столах у вас лежат оценочные листы. Журн. блокноты. Запишите свою фамилию. В течение урока вы будете оценивать себя и своих одноклассников.

Я предлагаю вам заполнить таблицу 1.

(заполняют таблицу)

- В конце урока мы посморим, чего мы достигли и заполним графы: Я узнал, я умею, мне понравилось.

3. Изучение нового материала

- Ребята, так как вы журналисты, а их интересуют актуальные темы и вопросы, мы сегодня поговорим о знаменательном событии для нашей республики и города – это 350-летний юбилей г.Улан-Удэ, и используя предложения с вопросительно-относительными местоимениями напишем заметку в газету Доброгор, т.е. в конце урока у нас должена получиться газета №1 школы №38, учащихся 6А класса. (показать обложку)

4. Практическое применение новых знаний

-В своих журналистких блокнотах в таблице 2 запишите 4 вопроса, которые вы как журналисты хотели бы задать Администрации города по поводу празднования 350-летнего юбилея города.

(запись в таблицу 1 столбик)

- Прочитайте свои предложения, что выражают данные местоимения? Графически обозначьте известные вам виды орфограмм.

5. Физминутка

- Подготовка к написанию заметок идет полным ходом.

Но пора выпустить анонс, чтобы как можно больше людей заинтересовалось нашей газетой. Превратим вопросительные местоимения в относительные.

Что такое анонс? (Анонс – оповещение о каком-нибудь событии)

Проанализировать пример на слайде.

- Запишите получившиеся предложения во 2 столбик.

- Почитайте предложения.

- Подчеркните грамматическую основу в этих предложениях. Какие это предложения по наличию грамматических основ? Возьмите относительные местоимения в кружок. Это не союз, это союзные слова.

- Какую роль относительные местоимения выполняют в предложении?

- Теперь оцените себя и поставьте оценку на полях.

Составление кластера.

- Задание 3. Сейчас мы составим небольшой кластер на ваших листах.

(работа по учебнику)

- Ребята, правильно мы составили кластер? Чтение правила в учебнике. Проверка на слайде.

Оцените себя.

- В листах у вас записаны предложения. Прочитайте задание. (ученик читает). Выполните его.

- Закончили, а теперь поменяйтесь своими листочками и проверьте друг друга. (ответы и критерии оценки на слайде)

Молодцы!

Творческое задание

- А теперь, дорогие мои журналисты, используя материал урока, составьте 4-5 предложений на тему «Юбилей У-У», используя в предложениях вопросительно-относительные местоимения.

(Учащиеся работают на отдельных листах) 2-3 заметки послушать.

- Чья заметка вам понравилась?

Молодцы! Я думаю у нас получиться очень хорошая газета.

Домашнее задание

Упр. 462 (слайд )

Рефлексия. (слайд )

Ребята, что нового вы сегодня узнали на уроке?

  • Чему вы научились?
  • Что вам на уроке понравилось?
  • В чем вы затруднялись?

- Сегодня вы работали очень хорошо, спасибо за урок!