Цель мероприятия: (обучающая и воспитательная)
- Помочь ребятам адаптироваться в коллективе класса и найти выход в решении межличностных проблем.
- Определить уровень центризма (эгоизма) в отдельно взятом коллективе.
Оборудование: Карточки-значки (смайлики), рекламные карточки (характеристика класса).
Этапы мероприятия: 65 минут
- Вступление в тему. 5 минут
- Выбор по профилям. 5 минут
- Защита своего выбора. 10 минут
- Разбор ситуаций в классе. 30 минут
- Подведение итогов. 15 минут
Ход мероприятия
1 этап
Современная школа иногда напоминает «школу выживания». Детям приходиться сражаться за «место под солнцем» заставлять считаться с собой, а это оказывается порой очень сложно, и не каждому под силу. К сожалению, отношения в школе между сверстниками, особенно в период полового созревания (11-15 лет) складываются агрессивно и принимают уродливые формы.
*на слайде презентации пословицы и поговорки:
- «Человек человеку волк»
- «Сила есть, ума не надо»
- «Дружба дружбой, а денежки врозь»
- «Кто сильней тот и прав»
- «Работа ни волк, в лес не убежит»
Как часто данные пословицы и поговорки, которым уже около века, негласно формируют отношения между сверстниками. Какое человеческое качество важнее для ребёнка, чтобы выучиться и выжить в школе? Ум, доброта, порядочность или сила, наглость и изворотливость? (учитель рассуждает вместе с детьми)
2 этап
Представьте себе, что Вы поменяли место жительства и вынуждены перейти в другую школу. Администрация школы предлагает в параллели на выбор 4 типа класса (смотри таблицу 1).
Таблица 1. Характеристика классов
7…8…9 «А» класс |
7…8....9 «Б» класс |
7…8...9. «В» класс |
7…8…9 «Г «класс |
Сильный класс |
Дружный класс |
Престижный класс |
Спортивно-туристический класс |
реклама |
______ |
_____ |
_____ |
В классе работают самые сильные учителя. Дети стараются себя проявить, т. к. существует престиж знаний. И как результат, высокий уровень знаний. |
Ребята в классе средние по уровню знаний, но существует правило: «один за всех, и все за одного.» На уроках иногда шумно, но вместе с тем дети любознательны и в трудную минуту есть на кого положиться. |
Класс собран из обеспеченных детей. Родители организуют оригинальные развлечения, интересные поездки. У детей много возможностей, благодаря материальному положению родителей. |
Класс общих спортивно-туристических интересов. Основной состав класса - это спортивные дети или занимающиеся туризмом. Постоянные соревнования, выезды на природу и яркие впечатления. |
3 этап
Ребята делают выбор, делясь на классы по профилю, а затем защищают свой выбор, придумывая рекламу для каждого класса.
4 этап
Именно так и происходит в обычной жизни, мы выбираем класс по профилю, учитываем личность классного руководителя, и начинаем обучение. И тут всплывают проблемы, причём во всех классах без исключения. Это и есть обратная сторона привлекательности коллектива.
Таблица 2. Проблемные ситуации
Сильный класс |
Дружный класс |
Богатый класс |
Спортивно-туристический класс |
*Конкуренция между учащимися в хорошем и плохом смысле. *Каждый за себя. *Ребята не хотят, а чаще не умеют дружить. |
*Могут дружно сбегать с уроков. *Могут потребовать или отказаться от требовательного учителя. *В классе действует негласный девиз: «Будь как все... » |
* «Я - центр вселенной» * «Деньги могут решить любые проблемы...» * «Кто «круче», с тем и дружим!» |
*Много лидеров и каждый претендент на признание. *Учиться порой некогда, т.к. постоянные соревнования и сборы. *Справедливость в конфликтах, на стороне сильнейшего… |
*Ребята разбирают проблемные ситуации, и если коллектив детей предложит способы выхода из ситуации, то они получают значок. Например: смайлик (форма и содержание значка на усмотрение учителя).
Тот «класс», который наберёт больше других значков, тот и считается классом гармоничных отношений.
5 этап
Можно проанализировать ситуацию и предложить детям дискуссию по той проблеме, которая на их взгляд самая актуальная.
Рекомендации учителя, разработавшего мероприятие: Внеклассное мероприятие рекомендовано для детей в возрасте от 12-15 лет. Именно в этот период более остро встают подобные проблемы в школьном коллективе.