Искусство Древнего Египта

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, Древний Египет, Шампольон, Амон Ра, Мудрый Тот


Цели:

  • познакомить учащихся с культурой Древнего Египта: архитектурой, скульптурой, живописью; показать ее своеобразие, показать роль декоративного искусства в жизни древнеегипетского общества;
  • развивать ассоциативно-образное мышление, творческую фантазию.
  • формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации; использовать дополнительный справочный материал; совершенствовать умение работать кистью и красками
  • воспитывать чувство прекрасного, бережного отношения к памятникам истории.

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, презентация.

Основные понятия: украшение, одежда, архитектура, скульптура, пирамида, сфинкс, настенная живопись Египта.

Тип урока: урок-путешествие.

Ход урока

Организационный момент. Мотивация

Слайд 1

Дети заходят в класс под египетскую музыку.

Рассаживаются.

Внимание!
Прозвенел уже звонок
Начинается урок!

Слайд 2

Давайте настроимся на работу на уроке:

У – улыбнулись, Р – радостно улыбнулись, О – очень дружно улыбнулись, К – классное настроение!

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок необычный интегрированный: история и ИЗО.

Слайд 3

Мы с вами совершим путешествие в очень интересную страну, которую называют то «Страной Большого Хапи», то страной «Та-Кемет», то «Даром Нила», а что это за страна, вы мне ответите после прослушивания стихотворения:

На плите, на саркофаге, на папирусной бумаге
И на всем, что видит взгляд, иероглифы пестрят.
Рыбы, и, птицы, точки, загогулины, кружочки…
Все знакомое почти, а попробуй-ка, прочти!
О какой стране идет речь? (Древний Египет)

Слайд 4

Учител ь истории: Да, это страна называется Древний Египет.

Слайд 5, 6

Учитель ИЗО. Но мы с вами сегодня будем говорить не просто о стране Египет. А чтобы более точно сформулировать нашу тему урока нам нужно

разобраться, о чём, конкретно, мы будем говорить, как пройдёт наш урок. Посмотрите на экран.

Показывается интеллект-карта "Определить тему, если мы будем …":

Характеризовать египетскую:

  • архитектуру,
  • скульптуру,
  • живопись,
  • декоративно-прикладное творчество.

– что объединяет эти слова?

Учитель ИЗО: Итак, архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное творчество- это входит в понятие?

Ученики: Вариант ответа детей – это всё входит в понятие «искусство».

Учитель истории: А теперь давайте охарактеризуем понятие «искусство» на основе ваших знаний по истории Древнего Египта:

  • письменность древних египтян – ? (И) иероглифы
  • гроб мумии, украшенный рисунками и надписями – ? (С) саркофаг
  • вырытые приспособления для орошения полей, удалённых от Нила – ? (К) канал
  • человек открывающий неизвестное, им являлся Шампольон, разгадавший тайну иероглифов – ? (У) учёный
  • длинный лист писчего материала (папируса, пергамента или бумаги), сматываемый для хранения в рулон – ? (С) свиток
  • мифическое существо с телом льва и головой человека, охраняющий вход в пирамиду – ? (С) сфинкс
  • фараон Древнего Египта, совершивший самые крупные завоевания около 1500 г. До н.э. – ? (Т) тутмос
  • царские советники, военачальники – ? (В) вельможа
  • островки зелени в пустыни – ? ) оазис

Слайд 7

Учитель истории: Тема нашего урока: Искусство Древнего Египта (на доске), которое так восхищает людей всего мира. Значит, совершая путешествие, сформулируйте цели, которые вы поставите перед собой?

Слайд 8

У – узнавать (о культуре Древнего Египта), Р – развивать (творческую фантазию), О – обобщать (полученные знания на уроке ), К – конкретизировать (виды искусства Древнего Египта и их особенности).

Слайд 9

Учитель ИЗО: В начале нашего путешествия вспомним определение: что такое искусство?

Ученики: Творческое отображение действительности, способ духовной самореализации человека.

Учитель: В чём это выражается?

Ученики: В звуке, пластики тела, рисунке, слове, цвете, природном материале и т.д.

Слай 10

Учитель ИЗО: Искусство древнего Египта отличается своим многообразием. В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства, поражающих тонкостью работы, высоким художественным мастерством.

Как вы понимаете, что такое архитектура?

Ученики: Искусство проектировки и строительства зданий

Учитель ИЗО: что такое скульптура?

Ученики: Искусство создания объёмных художественных произведений путём высекания, резки, лепки.

Слайд 11

Учитель ИЗО: Как вы понимаете что такое ДПИ древнего Египта?

Ученики: Вид художественного творчества египтян.

Учитель ИЗО: Что такое живопись?

Ученики: Искусство изображения объектов на плоскости.

Слайд 12

Учитель ИЗО: Архитектура, скульптура, ДПИ, живопись. Какие предметы входят в это искусство?

  • Архитектура и скульптура: пирамиды, храмы, статуи.
  • Прикладное искусство: амулеты, вазы, предметы туалета, украшения
  • Живопись: рисунки древнеегипетских художников, росписи гробниц

Слайд 13

Учитель истории: Мы совершим наше путешествие на 3-х «хронолётах» (группах). Каждый хронолёт будет нам делать творческий отчёт о своём виде искусства.

Учитель истории: А чтобы нам было интересно путешествовать, мы будем вспоминать изученный нами материал по теме Древний Египет, дополняя ранее изученное и решая творческие задания.

Слайд 14

На стол ложится направление: учитель ИЗО раскладывает на парты.

1 хронолет – «Декоративно- прикладное искусство»

2 хронолёт – «Живопись»

3 хронолёт – «Архитектура и скульптура»

Учитель ИЗО: Давайте вы сейчас определите, на каком хронолёте вы хотели путешествовать? (Учащиеся рассаживаются по группам).

Слайд 15

Учитель истории: В каждом хронолёте есть свои:

историки дадут нам историческую справку о каждом виде искусства,

аналитики решат познавательные задачи.

Учитель ИЗО:

Художники – в рисунке изобразят элементы искусства Древнего Египта. У вас на столах лежат шаблоны. Вам нужно составить из них композицию. Раскрасить и рассказать.

Учитель истории: Итак, наши хронолёты взлетают и начинают творческое путешествие по искусству Древнего Египта. Пока группы находятся в пути, их участники выполняют задания, лежащие у них на столах. Время выполнения заданий – 5 мин. (Звучит музыка)

Кейсы на столах учащихся.

Слайд 16

Кейс для 1 группы: Декоративно-прикладное искусство.

Историки:

Древний и современный Египет наполнен красивыми талисманами и амулетами. Мы можем встретить статуэтки, украшения или элементы одежды, украшенные различными знаками, орнаментами или силуэтами животных. Особое почтение для изготовления амулетов отдается фигуркам богов Египта, а также специальным знакам или орнаментам. Древнеегипетские амулеты: скарабей, глаз Гора, кошка, лотос и другие. В Древнем Египте жук Скарабей считался символом счастья, приносил успех и благополучие его обладателю. До сих пор такой талисман принято носить с собой как оберег или сувенир на удачу.

Древние египтяне сильно почитали лотос, ведь по древней легенде, он участвовал в сотворении мира, его изображения присутствуют в египетских вазах. Египет через тысячелетия пронес свою религиозную культуру, ведь в их украшениях, в основном, использовались божественные образы тех, кому поклонялись, кого считали святыми. Поэтому древнеегипетские украшения отличаются своим разнообразием.

Аналитики:

1) Разгадать кроссворд.

По горизонтали: 1. Какому насекомому древние египтяне поклонялись как божеству, а его изображения служили амулетами и украшениями богатых египтян? (Скарабей)

По вертикали: 1. Прекрасный цветок, олицетворяет новое рождение, плодородие, жизненные силы и даже бессмертие. (Лотос)

2. Из какого материала древние египтяне строили свои лодки? (Папирус)

3. мелкие предметы, которые, по мнению египтян, защищают от злых духов. (Амулет)

4. Богиня, гибкая кошка, покровительница женщин и их красоты. (Бастет)

2) Что изображено?

Слайд 17

Физминутка «Боги Древнего Египта».

Нут поднимет руки к небу,
Поклонится мужу Гебу.
Снова тянет руки к небу,
Чтобы поклониться Гебу.
Амон Ра в ладье плывет,
Резво веслами гребет.
Бастет гибкая как кошка
Вдруг похлопает в ладошки.
Нейт опять идет в поход,
На войну царей ведет.
Мудрый Тот уж злится.
Нам пора учиться
Нейт опять идет в поход,
На войну царей ведет.
Мудрый Тот уж злится,
Нам пора учиться.

Слайд 18. Кейс для 2 группы: Живопись

Историки:

В Древнем Египте также получил распространение такой вид искусства, как живопись. Мы уже знаем, что фараоны, вельможи приказывали расписывать свои гробницы. Художники Египта придерживались определенных правил, изображая фараона, вельможу или простых людей. Женщины изображались с бледно-желтой или розовой кожей. Для создания мужского образа применялся коричневый или темно-красный цвет. Людей было принято изображать в расцвете лет. Нарушать эти правила было запрещено. На стенах гробниц и дворцов рисовали: сцены из военных походов, важные события, охоту, праздники, природу и т.д.

Красочные фрески и рельефы воссоздают обстановку, которая должна окружать покойника, в каком бы мире он не находился. Сверху живопись покрывалась слоем лака или смолы, чтобы сохранить изображение надолго. Небольшие изображения, выполненные в такой технике, хорошо сохранились, хотя на крупных статуях практически не встречаются. Чаще всего подобные методы применялись при раскрашивании маленьких статуй, особенно деревянных. Основными цветами были красный, синий, чёрный, коричневый, жёлтый, белый и зелёный.

Для древнеегипетского изобразительного искусства характерно изображение людей и животных в профиль. Множество египетских картин сохранились благодаря сухому климату Древнего Египта.

Аналитики: Решить тест.

1) Установите соответствие между понятиями и их значением.

Понятия Значение
А) обелиск 1) узкая полоска папируса, свёрнутая в трубку
Б) свиток 2) каменный столб с заострённой верхушкой
В) сфинкс 3) гигантская фигура с телом льва и головой человека

2). Как называются египетские письмена:

А) буквы; б) пиктограммы; в) иероглифы.

3).Что делали художники, чтобы сделать статую максимально похожей на умершего человека?

А) раскрашивали тело; б) раскрашивали волосы; в) рисовали одежду; г) рисовали. украшения; Д) рисовали черты лица.

4) Что изображено?

Слайд 19

Кейс для 3 группы: «Архитектура, скульптура».

Историки:

Создавая каменные статуи, скульптор соблюдал особые правила: фараоны и вельможи могли изображаться либо стоя, где одна нога выступала вперед (как бы идет), либо сидя: ноги сомкнуты, руки или на коленях или одна на груди, другая на коленях, всегда совершенно неподвижны, они точно застыли в торжественной важности. Их помещали вплотную к стенам в залах храмов или в гробницах. Скульптор должен был подчеркнуть высокое положение этих людей, а усопших фараонов представляли со скрещенными на груди руками, где в одной был жезл, а в другой плеть символы власти.

Фигуры богов всегда были огромного роста. Фигура фараона была меньше фигуры бога, но значительно больше вельмож и простых людей. Египтяне придавали большое значение портретному сходству, как и в живописи. Египетские статуи раскрашивались: мужские тела в красно-коричневый цвет, женские в желтовато-розовый, волосы черные, одежда белая, глаза инкрустированы драгоценными камнями.

Египтяне строили свои дома из непрочных материалов — тростника, дерева, глины или кирпича-сырца и никогда не использовали камень. Монументальность, величественность, синтез архитектуры, круглой скульптуры, рельефов и росписей составляют характерные черты архитектуры Древнего царства.

Аналитики: разгадать загадки.

1. Не один год. Не один раб
Её строили за так
Чтобы фараон спокойно
Мог в загробном мире жить
И музейным экспанатам
Человечеству служить. (Пирамида)

2. Это чудное созданье
Сделано нам в назиданье
Египтянами давно.
Славится века оно.
Пирамиду охраняет,
Видом своим всех пленяет. (Сфинкс)

3. Это каменные «иглы фараонов»
Их остроконечные вершины, покрытые золотом,
Ослепительно сверкают в солнечных лучах. (Обелиск)

Предлагается разгадать кроссворд «Пирамида».

1. Что оставалось на полях после разлива Нила? ил

2. Река, протекающая по территории Египта. нил

3. Служитель богов в Древнем Египте. жрец

4. Человек, записывающий налоги. писец

5. Правитель Древнего Египта. Фараон

5. Что изображено?

1) 2) 3) 4) 5) 6)

Слайд 20

Учитель ИЗО: Приглашаем художников для выступления.

Живописцы:

Мы нарисовали повседневную жизнь египтян. Сбор винограда. Сборщики расходятся под своды виноградных лоз. Они срывают руками, не прибегая к ножам.

Тяжёлые гроздья синих ягод наполняют ими корзины из пальмовых листьев. С песнями несут корзины на голове и сбрасывают виноград в большой чан. У египтян техника живописи считалась примитивной. Мы выполнили рисунок в технике аппликации и графике.

Архитектура скульптура:

На переднем плане мы изобразили скульптуру кошки и анубиса в технике аппликации В Древнем Египте кошка была одним из многих животных, которым поклонялись. Она являлась символом плодородия и солнца. Анубис – древнегреческий бог погребальных ритуалов и мумификации, знаток целебных трав. В архитектуре мы нарисовали египетские пирамиды – древние каменные сооружения, жилые постройки египтян. Мы выполнили рисунок в технике аппликации и живописи.

ДПИ:

Один из видов декоративно- прикладного искусства – это египетский фаянс. Считалась, что фаянс отражал свет бессмертия. Чаще всего применялся синий цвет. Мы нарисовали в центре глаз – уаджит. Это глаз бога Гора. Защитный символ.

Цветок лотоса – ассоциировался с богом солнца. Из цветка делалось эфирное масло. Наш рисунок выполнен в технике живописи.

Слайд 21

Учитель ИЗО: Ребята, у вас на столе лежит «Шкала оценки работы храналётов от 0 до 10. Вам нужно обсудить и поставить на этой шкале оценку работы храналётов. Архитекторы оценивают ДПИ, Живописцев» и т.д. Вам нужно рассказать, какая группа вам понравилась и почему.

Слайд 22

Учитель истории: для того, чтобы наши хронолёты вернулись в школу нам необходимо подвести итог нашей работе:

- Назовите тему нашего урока.

- Что было интересного на уроке?

- Достигли мы целей, поставленных в начале урока?

- Оправдались ли ваши ожидания от урока?

Учитель истории. В завершение хотелось бы сказать, что народ Древнего Египта внес неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки и культуры. Давно умерли мастера и ученые, художники и поэты, но то, что было ими создано, будет всегда удивлять и восхищать людей. И, возможно, нас еще ждут большие открытия. Может быть, эти открытия сделаете вы сами.

Слайд 23

Учитель ИЗО: Ребята, давайте сделаем оценку своей работе на уроке наклеив смайлики на кувшин.

Спасибо за урок!