Творческая мастерская "Театр на ложках"

Разделы: Работа с дошкольниками


Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, потому что тесно связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало.

В этом году появилась идея создания нового вида театра, которого в дошкольном отделении у нас ещё не было. Это «Театр на ложках».

Театр ложек – упрощенный вариант верховых кукол. Их основу составляет деревянная ложка, легкая и удобная в управлении. На выпуклой стороне ложки рисуют лицо персонажа (мордочку лисы, волка, медведя, колобка и т.д.). Можно приклеить готовые. Каждая ложка (теперь это театральный персонаж). Ребенок берет ложку за ручку, поднимает ее на ширму. Такая кукла-ложка может легко двигаться по ширме, покачиваться, поворачиваться в разные стороны, танцевать. Очень важен этап изготовления театральной куклы и декораций с привлечением детей. Он интересен, познавателен для них, также способствует развитию речи и воображения, активизирует конструктивные способности.

Подготовка к занятию состояла из нескольких этапов:

  • На первом дети знакомятся с историей возникновения деревянной ложки и обучению изготовления кукол для театра ложек.
  • На втором этапе ребятам предоставляется выбор сказки, по которой они должны будут изготовить персонажей и выбрать роль («Курочка ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка»). Чтобы дети были все задействованы в изготовлении и инсценировке сказки, группу можно поделить на две подгруппы. Одна подгруппа дети-артисты превращаются в сказочных героев сказки (надевают шапочки-маски сказочных героев), другая подгруппа делает заготовки для изготовления театральной куклы на ложках.
  • На третьем этапе, те ребята, которые делают заготовки, становятся артистами, а те, кто выступает в роли артиста, им предлагается на деревянных ложках нарисовать героев сказки «Теремок».

На последнем этапе ребятам показываются приёмы вождения кукол-ложек.

Основная цель занятия:

  1. Воспитывать интерес у детей к театральной деятельности.
  2. Развивать навыки театрализованной игры с применением ложек.

На занятии перед детьми ставится проблемная ситуация, которую они решают с помощью поставленных задач:

  1. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
  2. Строить диалог с партнёром на заданную тему.
  3. Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию.
  4. Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения, доброжелательность.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, какие планы у нас с вами были на сегодня?

Дети: ответы (Мы планировали показать кукольный театр ребятам из младшей группы).

Воспитатель: Давайте, берите кукол, вы сейчас определитесь, кто какую роль будет исполнять и затем покажем сказку нашим малышам.

Ребята открывают коробку, где лежат куклы, а там находят рванный платок и записку.

В записке написано: «Включите свою волшебную коробку и послушайте, что я вам скажу. Баба Яга».

Воспитатель: Ну, что, ребята, давайте включим и посмотрим, что же она нам прислала?

Видеосообщение Б.Я.: Ну, касатушки,сказочку хотели малышам показать, доброе дело сделать? Но у вас ничего не получится!. А знаете почему, я ваших кукол заколдовала и превратила их в один предмет.Чтобы узнать, что это за предмет, вы должны отгадать мою загадку:

«Я похожа чуть-чуть на лопатку,
На весло я похожа немножко,
Помогаю есть кашу ребяткам,
А сестра у меня-поварёшка».
Ответ детей: ложка.

Баба Яга: «В моей коробке вы найдете ложки. Подумайте, что нужно сделать, чтобы ложки снова превратились в кукол?»

Воспитатель: Что делать?

Ответы детей: Нам надо изготовить новых кукол

Воспитатель: Ребята, если взять обыкновенную ложку, прикрепить к ней личико, косички и бантик, нарядное платьице или мордочки и уши животных то получится куколка.

На столе лежат различные части мордочек животных и костюмы, которые смастерили вы с родителями на прошлом занятии, и сейчас мы будем делать новых кукол для нашей сказки.

Воспитатель: Посмотрите, какие куклы у нас получились. Сегодня мы закрепили технику изготовления кукол для театра из деревянных ложек.

(Сегодня вы познакомились с техникой изготовления кукол для театра из деревянных ложек).

Итак, мы сейчас наших кукол отправляем в сказку «Теремок». Прошу всех участников выйти вперед и сымпровизировать с помощью героев сказку, а слова автора я возьму на себя. И так…

Итог: ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями.

  1. Скажите, с какими впечатлениями вы уйдёте сегодня
  2. Вам все сегодня удалось?
  3. А вы поделитесь своими впечатлениями со своими друзьями и родителями?

Занятие проводится в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. Образовательный процесс осуществляется в познавательно-исследовательской и театрализованной деятельности. Встречи с театральными куклами близки, доступны и понятны детям, они помогают им расслабиться, снимают напряжение, создают радостную атмосферу, вызывают желание пообщаться с куклой, хорошо ее рассмотреть, взять в руки.

Очень важен этап изготовления театральной куклы и декораций с привлечением детей. Он интересен, познавателен для них, а также способствует развитию речи и воображения, активизирует конструктивные способности.

Ребятам очень нравится нетрадиционная техника изготовления кукол из деревянных ложек и лопаток. Дети-артисты активно и с желанием играют свою выбранную роль сказочного персонажа, согласовывая действия с другими героями сказки.