Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе, потому что тесно связана с игрой. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало.
В этом году появилась идея создания нового вида театра, которого в дошкольном отделении у нас ещё не было. Это «Театр на ложках».
Театр ложек – упрощенный вариант верховых кукол. Их основу составляет деревянная ложка, легкая и удобная в управлении. На выпуклой стороне ложки рисуют лицо персонажа (мордочку лисы, волка, медведя, колобка и т.д.). Можно приклеить готовые. Каждая ложка (теперь это театральный персонаж). Ребенок берет ложку за ручку, поднимает ее на ширму. Такая кукла-ложка может легко двигаться по ширме, покачиваться, поворачиваться в разные стороны, танцевать. Очень важен этап изготовления театральной куклы и декораций с привлечением детей. Он интересен, познавателен для них, также способствует развитию речи и воображения, активизирует конструктивные способности.
Подготовка к занятию состояла из нескольких этапов:
- На первом дети знакомятся с историей возникновения деревянной ложки и обучению изготовления кукол для театра ложек.
- На втором этапе ребятам предоставляется выбор сказки, по которой они должны будут изготовить персонажей и выбрать роль («Курочка ряба», «Теремок», «Заюшкина избушка»). Чтобы дети были все задействованы в изготовлении и инсценировке сказки, группу можно поделить на две подгруппы. Одна подгруппа дети-артисты превращаются в сказочных героев сказки (надевают шапочки-маски сказочных героев), другая подгруппа делает заготовки для изготовления театральной куклы на ложках.
- На третьем этапе, те ребята, которые делают заготовки, становятся артистами, а те, кто выступает в роли артиста, им предлагается на деревянных ложках нарисовать героев сказки «Теремок».
На последнем этапе ребятам показываются приёмы вождения кукол-ложек.
Основная цель занятия:
- Воспитывать интерес у детей к театральной деятельности.
- Развивать навыки театрализованной игры с применением ложек.
На занятии перед детьми ставится проблемная ситуация, которую они решают с помощью поставленных задач:
- Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
- Строить диалог с партнёром на заданную тему.
- Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию.
- Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения, доброжелательность.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, какие планы у нас с вами были на сегодня?
Дети: ответы (Мы планировали показать кукольный театр ребятам из младшей группы).
Воспитатель: Давайте, берите кукол, вы сейчас определитесь, кто какую роль будет исполнять и затем покажем сказку нашим малышам.
Ребята открывают коробку, где лежат куклы, а там находят рванный платок и записку.
В записке написано: «Включите свою волшебную коробку и послушайте, что я вам скажу. Баба Яга».
Воспитатель: Ну, что, ребята, давайте включим и посмотрим, что же она нам прислала?
Видеосообщение Б.Я.: Ну, касатушки,сказочку хотели малышам показать, доброе дело сделать? Но у вас ничего не получится!. А знаете почему, я ваших кукол заколдовала и превратила их в один предмет.Чтобы узнать, что это за предмет, вы должны отгадать мою загадку:
«Я похожа чуть-чуть на лопатку,
На весло я похожа немножко,
Помогаю есть кашу ребяткам,
А сестра у меня-поварёшка».
Ответ детей: ложка.
Баба Яга: «В моей коробке вы найдете ложки. Подумайте, что нужно сделать, чтобы ложки снова превратились в кукол?»
Воспитатель: Что делать?
Ответы детей: Нам надо изготовить новых кукол
Воспитатель: Ребята, если взять обыкновенную ложку, прикрепить к ней личико, косички и бантик, нарядное платьице или мордочки и уши животных то получится куколка.
На столе лежат различные части мордочек животных и костюмы, которые смастерили вы с родителями на прошлом занятии, и сейчас мы будем делать новых кукол для нашей сказки.
Воспитатель: Посмотрите, какие куклы у нас получились. Сегодня мы закрепили технику изготовления кукол для театра из деревянных ложек.
(Сегодня вы познакомились с техникой изготовления кукол для театра из деревянных ложек).
Итак, мы сейчас наших кукол отправляем в сказку «Теремок». Прошу всех участников выйти вперед и сымпровизировать с помощью героев сказку, а слова автора я возьму на себя. И так…
Итог: ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями.
- Скажите, с какими впечатлениями вы уйдёте сегодня
- Вам все сегодня удалось?
- А вы поделитесь своими впечатлениями со своими друзьями и родителями?
Занятие проводится в занимательной и интересной детям форме, основываясь на сюжетном построении. Образовательный процесс осуществляется в познавательно-исследовательской и театрализованной деятельности. Встречи с театральными куклами близки, доступны и понятны детям, они помогают им расслабиться, снимают напряжение, создают радостную атмосферу, вызывают желание пообщаться с куклой, хорошо ее рассмотреть, взять в руки.
Очень важен этап изготовления театральной куклы и декораций с привлечением детей. Он интересен, познавателен для них, а также способствует развитию речи и воображения, активизирует конструктивные способности.
Ребятам очень нравится нетрадиционная техника изготовления кукол из деревянных ложек и лопаток. Дети-артисты активно и с желанием играют свою выбранную роль сказочного персонажа, согласовывая действия с другими героями сказки.