Театральная мастерская

Разделы: Работа с дошкольниками


Детское творчество – одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, развития его коммуникабельности. Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом формирования коммуникативных свойств характера.

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений. Очень важной остаётся задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.

Театрализованная деятельность позволяет решать все педагогические задачи, поставленные в образовательных областях:

- «Речевое развитие» – Активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи,

- «Социально-коммуникативное развитие» – каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.).

- «Познавательное развитие» – участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки.

- «Физическое развитие» – театрализованная игра помогает детям снять мышечное напряжение и дает заряд положительных эмоций, как физкультурное занятие. Игры с театральными куклами развивают мелкую моторику рук.

- «Художественно-эстетическое развитие» – кукольный спектакль тесно связан с пением, музыкой, движением под музыку. Красивые куклы, красочные декорации – все это, несомненно, заставляет детей любоваться, получать эстетическое удовольствие, порождает в детях желание создавать и творить прекрасное, способствует формированию творческой личности. Театрализованные занятия строятся на основе развивающих методик, которые представляют собой систему творческих игр. Большая роль отведена организации предметно-развивающей среды. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только обеспечивает совместную театрализованную деятельность детей, но является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. В группах дошкольного отделения есть уголки по театрализованной деятельности, в которых представлены различные виды театров (настольный, теневой, пальчиковый, плоскостной), реквизиты для разыгрывания сценок и спектаклей (маленькая ширма, набор кукол, элементы костюмов, маски, игровой реквизит).

Театрализованная деятельность позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, повышать самооценку и испытывать чувство радости от своего совместного творчества. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребёнка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. Частые выступления перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки.

Для детей представлены различные виды театра: пальчиковый, теневой, кукольный. Познакомившись с театром теней, дети получают массу приятных эмоций, они с удовольствием включаются в предложенную игру.

Также неотъемлемая роль отведена игре-драматизации с пальчиковым театром. Здесь обыгрываются персонажи, как находясь за ширмой, так и изображая действия передвигаясь свободно по группе.

Так, незаметно для себя, дети включаются в театрализованные игры.  Занимаясь с детьми, необходимо стремиться вызвать положительные эмоции к театрально-игровой деятельности, побуждая их общаться с куклой.

Развитие театральной деятельности в дошкольном детстве, накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Взаимодействие с ними позволяет обеспечить преемственность в обучении детей, способствует созданию благоприятных условий в развитии детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развить способности и творческий потенциал каждого ребенка. Участие родителей в театральной деятельности с детьми вызывает много эмоций, обостряет чувства гордости за своих родителей, которые участвуют в театрализованных постановках. Руками педагога и родителей совместно создаются уникальные варианты развивающей среды, в том числе атрибуты, декорации, афиши, написание сценариев.

Театрализованная деятельность является эффективным средством социализации ребенка. Дети учатся работать в команде, замечать и оценивать свои и чужие промахи, помогать друг другу, радоваться успехам.

Работа по развитию у дошкольников творческих способностей в процессе театрализованных праздников приносит свои плоды: у ребят активизируется и обогащается словарь, они стали более свободными, раскрепощёнными в общении.

«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые». В.А.Сухомлинский.