Врожденные или возникшие в раннем возрасте заболевания органа зрения значительно снижают количество получаемой информации, качество восприятия окружающего мира, что приводит к выраженным отклонениям в развитии ребенка (Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, Л.И.Плаксина).
Как известно, от 80% до 90% информации человек получает с помощью зрения.
Отсутствие или значительное снижение зрения в критический период для формирования
зрительной системы приводит к существенным отклонениям в развитии ребенка, снижает запас зрительных представлений, что в свою очередь, неблагоприятно сказывается на его когнитивном и двигательном развитии (Е.А.Сергиенко, Л.И.Солнцева, С.М.Хорош, A.M.Хартман и др).
Основой вербальных знаний о мире, являются образы представления, являющиеся отражением действительности через призму взгляда ребенка.
Образы-представления рассматриваются в научной литературе как чувственная основа всей психической деятельности, а также необходимый компонент процесса мышления (С.Л.Рубинштейн, Л.С.Цветкова,). На современном этапе все большее значение придается образам-представлениям при исследовании процессов памяти (А.Р.Лурия, Р.Клацки), восприятия (Л.А.Венгер, А.Н.Леонтьев, М.С.Шехтер,), бесспорна их тесная связь с речевой деятельностью (Л.С.Цветкова, Т.М.Пирцхалайшвили, Н.Г.Калита, С.К.Сиволапов,). Таким образом, можно считать, что образы-представления взаимосвязаны со всеми психическими процессами, где речь является компонентом способным отразить во вне степень их сформированности.
Проблема исследования заключается в мало изученном своеобразии, механизмов, взаимосвязи образов-представлений с развитием познавательных процессов и речи, а так же необходимостью задействовать нейропсихологические методики и средства формирования образов представлений в целях расширения словаря слабовидящих младших школьников.
Исходя из этого цель исследования состоит в изучении особенностей формирования образов-представлений у слабовидящих младших школьников.
Гипотеза исследования предполагает, что нарушения зрения существенно влияют на особенности формирования образной сферы человека, как на невербальном, так и на вербальном уровнях семантической организации образной сферы.
Актуальность исследования определяется важным значением образов-представлений в решении различного рода как учебных, так и профессиональных задач.
Формирование образов-представлений в условиях нарушения зрительной функции специфично. Основываясь на том. что образы-представления являются продуктом процесса восприятия, нарушение функции зрения затрудняет, ограничивает, а иногда полностью исключает возможность зрительного восприятия, что неизбежно отражается в представлении.
Представления являются более высокой ступенью отражения, нежели образы восприятия, так как в них, по словам И.М.Сеченова, «совмещается все, что человек знает о предмете». Будучи наглядным, чувственным образом, представление вместе с тем характеризуется высоким уровнем обобщенности. Совмещая в себе наглядность и обобщенность, образы памяти являются высшим уровнем чувственного отражения и служат переходной ступенью к абстрактному мышлению.
Исследования Б.Г.Ананьева, А.Р.Лурии, Г.Л.Розенгард-Пупко и др. показали, что на ранних этапах формирования речи значительная роль принадлежит образу и процессам предметного восприятия. По словам Л.С.Выготского «всякое слово имеет первоначальное чувственное представление, или образ, и рост словаря ребенка напрямую связан с образованием многочисленных и многообразных связей между образами предметов и словами, их обозначающими». Так же по мнению С.Л.Рубинштейна «слово, выполняя функцию обозначения и наименования, является специфическим единством чувственного и смыслового содержания, оно внутренне связано с предметом общностью содержания, а эта связь опосредована понятием или образом [5, с.51].
Во всех этих исследованиях говорится о необходимости сохранности предметных образов для формирования полноценной речи и нормального ее функционирования, отмечается тесная связь слова с чувственной основой, утрата которой ведет либо к утере слова, либо к искажению понимания его смысла и значения. Все это нарушает коммуникативную, номинативную, индикативную функции речи.
По мнению Л.С.Волковой, сужение сферы активного общения в наиболее ранний период развития ребенка, ограничение его возможностей активной подражательной и познавательной деятельности, нарушение развития моторной сферы и нередко средовые условия, не всегда благоприятные для целенаправленного воздействия являются главными причинами своеобразия речевого развития детей с нарушением зрения [5 с. 50].
Наличие широко представленных системных нарушений речи, привлекающих те или иные речевые компоненты, обуславливается влиянием полиморфной природы факторов, различным образом взаимодействующих между собой и создающих значительно более сложный дефект, чем у зрячих детей. Врожденное или рано приобретенное нарушение зрительной функции выделяется усугубляющим, под его влиянием нарушение может усиливаться или ослабевать в зависимости от наличия других патологических факторов, условий речевого общения и индивидуальных особенностей детей [6, с. 23].
Рассматривая образы представления через призму восприятия при нарушении зрения первое, что следует отметить - это резкое сужение круга представлений из-за частичного редуцирования, выпадения зрительных образов. Возможности компенсации сохранных анализаторов велики, но не могут полностью восполнить сокращение числа зрительных представлений лишь за счет представлений других видов, и главным образом осязательных. Полноценное возмещение практически не возможно, в следствии того, что при сокращении или отсутствии возможности визуально воспринимать явления и предметы внешнего мира становится недоступной способность воспринимать целый ряд объектов. Возможно лишь частично компенсировать последнее за счет использования в процессе обучения моделей, макетов, рисунков и т.п.
Существуют так же качественные отличия представлений слабовидящих от образов памяти зрячих. Низкий уровень обобщенности, фрагментарность, схематизм, и вербализм - являются отличительными особенностями представлений слабовидящих детей. В зависимости от сохранности функций анализатора эти особенности проявляются у лиц с нарушениями зрения в различной степени, и зависят как правило от остроты зрения, а также ряда других факторов: знаний, опыта, характера деятельности, условий обучения и воспитания и пр., влияющих на представления слепых и слабовидящих в той же степени, что и на образы памяти нормально видящих[4, с. 237].
Говоря о главной особенности, следует отметить фрагментарность зрительных представлений слабовидящих, она проявляется в том, что в образ объекта зачастую теряет многие существенные детали. В результате нарушается целостность образа, он не полон, а иногда и неадекватен отображаемому объекту.
Отслеживается данная особенность наиболее явно и отчетливо при воспроизведении образов вовремя продуктивной деятельности, лепки, рисования или моделирования, а также при узнавании объектов. Получившиеся в результате деятельности продукты, как правило, не имеют важных, характерных отличительных для воспроизводимого деталей иногда весьма существенных.
Данные исследования образов представлений на невербальном уровне у слабовидящих младших школьников на констатирующем этапе по методике Л.С.Цветковой, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования образов представлений на невербальном уровне (методика Л.С.Цветковой)
Уровень | Критерии |
Оценка в баллах |
Количество детей % |
Возраст (в мес.) |
Пол (% мальчиков) |
|
Высокий уровень |
Дорисованы до полноценного предмета, не менее 9 незавершенных изображений, букв. |
M |
10% |
M |
SD |
0% |
Средний уровень |
Дорисованы |
14 |
35% |
92,5 |
8,2 |
71,4% |
Средний низкий уровень |
Дорисованы |
12 |
25% |
92 |
4.6 |
80% |
Низкий уровень |
Дорисованы |
До 9 |
20% |
91,2 |
6,3 |
100% |
Анализ полученных фактических данных показал, что преимущественно большее количество детей находятся на среднем уровне сформированности образов представлений 35% , но стоит отметить, побалльная оценка показала, что большинство детей вошедших в статистику по среднему уровню едва пересекли нижнюю границу оценивания. На высоком уровне сформированности образов представлений находится 10% слабовидящих детей, 25% детей имеют средний низкий уровень сформированности функции и 20% детей имеют низкий уровень. Согласно проведенному анализу результатов полового распределения в исследуемой группе более высокие показатели исследования показывают девочки. Возрастное распределение на разных уровнях показывает, что более старшие дети показывают результаты выше, чем дети более младшего возраста, мы связываем это с адаптивными способностями детей.
В отличие от фрагментарности представлений нормально видящих, свидетельствующей о высоком уровне обобщенности образов и выделении наиболее существенных деталей, фрагментарность представлений слепых и слабовидящих является результатом недостаточно полного чувственного знания о предмете.
Неточное отображение предметов, не полое их отражение, является причиной, снижения уровня обобщенности, и ведет к выделению несущественных признаков. Примером подобного является выделение в образе предмета или явления не существенных черт, которые при нормальном зрительном восприятии являются вторичными, что вводит ребенка в заблуждение при опознавании предмета. Подобная фрагментарность и недостаточная обобщенность являются причиной несоответствия образа оригиналу. Неадекватность образов отчетливо проявляется при повторном восприятии объектов в процессе узнавания. Так, незрячий школьник может спутать белку и лису или зайца и медведя на том основании, что у первой пары хвосты пушистые, а у второй - короткие.
Следующей за фрагментарностью особенностью является схематизм, возникающий в результате недостаточно полного осязательного или зрительного отражения. Очевидные проявления схематизма обнаруживаются в особенности четко при репродуцировании образов, бедных деталями и по этой причине слабо дифференцированных. Таким образом, у слабовидящих детей теряется возможность установления различий между аналогичными предметами и явлениями, установление различий между птицами одного вида, растениями и т.п. не только на основе имеющихся представлений, но так же в процессе восприятия. Наиболее же характерные признаки: форма, величина и др. - остаются вне зоны восприятия, в результате чего образ памяти формируется как голая схема того или иного объекта [3, с. 98]. Преодоление схематизма возможно лишь при планировании и организации процесса восприятия, для этого следует развивать умение наблюдать, формировать навыки обследования. Отражение объективной реальности при дефиците зрительной информации это трудоемкий процесс невозможный без помощи со стороны.
Вышеперечисленные особенности образов-представлений при дефиците сферы чувственного познания тесно связаны и с недостаточной обобщенностью образов памяти слепых и слабовидящих. Совершенно ясно, что процесс обобщения, выделения значимых, характерных признаков и абстрагирования от второстепенных свойств, деталей и их взаимоотношений находится в зависимости от целостности и полноты отражения и чувственного, сенсорного опыта. Выпадение же большого числа зачастую наиболее значимых свойств объектов, их деталей и признаков из сферы восприятия и недостаточность сенсорного опыта препятствует образованию обобщенных представлений, в которых отражаются наиболее существенные свойства и признаки предметов. Это нарушение наиболее ярко проявляется при формировании общих представлений, отражающих признаки, являющиеся характерными для целого ряда объектов, которые относятся к одному виду или классу.
С проблемой невозможности осязательно или зрительно воспринимать те или иные объекты в целом или их отдельные качества, связана и такая отличительная особенность представлений слепых и слабовидящих, как вербализм. Под вербализмом представлений понимают нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону доминирования последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта. Вербализм представлений проявляется как правило в широком использовании слабовидящими и незрячими описаний объектов, в которых имеют наличие невозможные для осязательного восприятия признаки [7, с. 190].
От вербальных знаний следует отличать формирующиеся на основе словесного описания вторичные представления, возникающие в процессе обличения словесных знании конкретным чувственным содержанием.
Чтобы разобраться в том, каким образом формируется целостный образ слова, наполненный смыслом и полностью усвоенный ребенком, следует обратиться к исследованиям рассматривающим онтогенез детской речи.
По мнению Н.X.Швачкина, наиболее удачное объяснение смысловой природы детских слов дал А.А.Потебня, который считал, что значения первых слов у детей есть не действие, не предмет, а чувственный образ. Первые слова очень своеобразны. Для них характерен полисемантизм. Первые слова ребенка, в сущности, еще не являются словами. Настоящее слово рождается, как обозначение предмета и связано непосредственно с жестом, который указывает на предмет [1, с. 5].
Четкая предметная отнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка и является продуктом развития. Постепенно с развитием способности обобщения слово начинает обозначать все предметы одной категории.
Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М.М.Кольцова (таблица 2).По ее данным, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней[5, с.49 ].
Таблица 2. Степени обобщения слова по М.М.Кольцовой
Степень обобщения | Особенности обобщения слова |
Возраст новообразования |
Первая степень обобщения |
– слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. |
Эта степень обобщения доступна детям конца 1 – начала 2 года жизни; |
Вторая степень обобщения |
– слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т.д.). Значение слова здесь шире |
Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу 2 года жизни; |
Третья степень обобщения |
– слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т.п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. |
Эта степень обобщения может быть достигнута в 3–3,5 года; |
Четвертая степень обобщения |
– слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. |
Такого уровня обобщения дети достигают лишь на 5 году жизни. |
Для того чтобы ребенок усвоил слова первой и второй степени обобщения, необходимо совпадение во времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием малышом предмета или действия, которое оно обозначает. Причем чем меньше ребенок, тем большее количество таких совпадений требуется. Так, на первом году необходимо более 50–70 повторений, в то время как на втором году – не более 10. Большое значение имеют действия ребенка с называемым предметом.
Согласно анализу исследований онтогенеза речи слабовидящих детей, развитие обобщения проходит со значительным отставанием, четвертая степень обобщения наблюдается как правило лишь к 7 годам, и может носить характер формального знания [2, с. 139].
Таким образом, описывая связь образа-представления со словом можно сказать, что прежде чем слово станет в полной мере отображать суть предмета и все его отличительные свойства, оно проходит длинный путь, состоящий из четырех ступеней обобщения описанных М.М. Кольцовой. Слово, выполняя функцию обозначения и наименования, является специфическим единством чувственного и смыслового содержания, оно внутренне связано с предметом общностью содержания, а эта связь опосредована понятием или образом (С.Л.Рубинштейн).
Качественные и количественные изменения, наблюдающиеся при патологических нарушениях деятельности зрительного анализатора, не могут изменить самой природы и характера образов-представлений. Фрагментарность, схематизм, недостаточная обобщенность, вербализм и узость круга образов памяти детей с нарушением зрения в значительной мере преодолеваются в процессе компенсации. Возникающие у них представления могут достаточно полно и адекватно отражать окружающий мир.
Изучение литературы рассматривающей формирование образов представлений слабовидящих детей, показало что, формирование образов представлений проходит те же стадии развития, что и при нормальном видении, но связи с недостаточностью функции зрения этот процесс затягивается и приобретает специфические особенности, на преодоление развития которых должна быть направлена коррекционная работа, педагогов дошкольного и школьного образования, тифлопедагогов, логопедов и дефектологов.
Список литературы
- Арушанова А.Г., К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника / А.Г.Арушанова, Отв. ред. А.М.Шахнарович // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
- Григорьева Л.П., Психофизиологические исследования зрительных функций нормально видящих и слабовидящих школьников. / Л.П.Григорьева. - М.: Педагогика, 1983. - 342с.
- Дорошенко О.В., Коррекционно педагогическая работа по развитию связной речи старших дошкольников с нарушениями зрения: автореф. дисс. канд. пед. наук. – М., 2009. – 198 с.
- Литвак А.Г., Психология слепых слабовидящих: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. / А.Г.Литвак. – М.: КАРО, 2006. – 336 с.
- Лямина Г.М., Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) / Г.М. Лямина // Дошкольное воспитание. - 2005. - N 9. - с. 49-55.
- Денискина В.З., Взаимосвязь дошкольного и начального образования детей с нарушением зрения / В.З. Денискина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2007. – № 3. – С. 20-29.
- Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учеб. пособие для студ. высш. / Ермаков В.П., Якунин Г.А. учеб. заведений. // В.П.Ермакова, Г.А.Якунин – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.