Пояснительная записка
Продолжительность курса 17 часов 1 ч в неделю;
Элективный курс «Введение в фармацевтическую химию» рассчитан на учеников 10-11 классов, выбравших различные профили; Курс носит ознакомительных характер и содержит ряд практических работ, которые вынесены в содержание элективного курса в связи с сокращением часов учебного предмета химия (базовый уровень) в 10 и 11 классе до 34ч. в год. Реализуется программа в течение 1 учебного полугодия.
Данный образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, обеспечивает интеграцию информации химического и биологического характера. Он позволяет полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников и, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся, получить более высокие результаты.
Цель: Продолжить формирование у учащихся понимания важности здоровья; дать представление о профессиях, связанных с медициной; предоставить учащимся возможность удовлетворить свои познавательные интересы в области химии и медицины в процессе проведения экспериментальных работ.
Задачи:
- актуализировать и обобщить знания учащихся в вопросах здоровье сбережения
- ознакомить с приемами доврачебной помощи;
- совершенствовать навыки обращения с химическими реактивами и оборудованием;
- знать ТБ и ОТ при работе с химическими реактивами и оборудованием;
- формировать навыки решения экспериментальных и расчетных задач;
Документы, на основании которых разработан элективный курс был разработан данный курс. Модернизация школьного образования предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и профильное обучение на старшей ступени общего образования;
Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:
- Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 г. № 334 Приказ Минобразования России от 18.07.2002 г. № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013)
- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»
- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».
- учебный план школы;
Ведущая идея программы и пути ее реализации
При изучении данного курса формируются понятия о здоровье, лекарствах, их действии на организм и правильном их употреблении. Он позволяет погрузиться в систему вопросов: химические реакции, химическая зависимость, фармакологические группы веществ. Особое внимание уделено составу, фармакологическим свойствам препаратов, общей культуре обращения с лекарственными средствами. При этом учащиеся усваивают, что здоровый образ жизни позволяет надолго сохранить активность и поможет избежать многих болезней и проблем.
Содержание данного курса вводит учащихся в область теоретических основ фармацевтики и медицины, связанных с сохранением здоровья, а также частично обеспечивает профессиональную ориентацию старшеклассников.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Белорус А.В. Применение химических веществ в химии и быту/ / Химия. Все для учителя, М.: Издательская группа «Основа», №7, 2011, С.22-28
- Зарубин Е.П. Химия и медицина. Элективный курс для 10 классов// Химия. М.: «Первое сентября» №9, 2010, С. 35-43
- Используются ЦОР на занятиях, созданные учителем (электронные тесты, презентации) так и материалы различных ресурсов интернета.
УМК
Методическое обеспечение: инструктаж по ОТ и ТБ. Дидактические материалы и разработки практических работ в Приложении 1.
Технические средства обучения
- компьютер;
- проектор;
- колонки;
- экран.
Методы обучения
– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся, творческий, частично- поисковый, объяснительно иллюстративный метод;
– интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);
– самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.
Формы учебных занятий: интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, практикумы, самостоятельная работа учащихся.
Формы контроля: По способу организации: индивидуальной, групповой, фронтальной, дифференцированной. По способу подачи информации: устный, письменный, экспериментальный, компьютерный.
- Текущий контроль - собеседование, тесты, викторины, игры, кроссворды;
- Итоговый контроль в виде защиты творческого проекта
Технологии обучения: ИКТ, проектная технология, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве, критического мышления;
Методическое обеспечение: инструктаж поОТ и ТБ, проектор, диски, лабораторное оборудование, реактивы, модели.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Вид деятельности |
Количество часов |
Контроль |
|
теория |
практика |
||||
Общие понятия о лекарствах (7ч) |
|||||
1 |
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ |
Лекция |
1 |
|
|
2 |
Группы лекарственных средств в зависимости от их лечебного действия |
Лекция |
1 |
|
викторина |
3 |
Моя домашняя аптечка. Контроль за сроком годности препаратов |
Лекция, беседа |
1 |
|
тест |
4 |
Знакомство с образцами лекарственных средств и опыты с некоторыми из них |
Практическая работа №1 |
|
1 |
|
5 |
Идентификация лекарственных средств |
Практическая работа №2 |
|
1 |
|
6 |
Лекарственные травы |
Проектная работа |
|
1 |
собеседование |
7 |
Качественный анализ некоторых компонентов лекарственных трав |
Практическая работа №3 |
|
1 |
|
Методы расчёта в фармакологической химии (6ч.) |
|||||
8 |
Приготовление раствора с заданной массовой долей вещества |
Практическая работа №4 |
|
1 |
|
9 |
Применение антисептических растворов |
Лекция. Решение задач |
1 |
|
|
10 |
Применение в медицине растворов кислот и щелочей |
Беседа. Решение задач |
|
1 |
|
11 |
Применение в медицине раствора этанола. |
Решение задач |
|
1 |
|
12 |
Применение в медицине растворов солей на примере хлорида натрия и гидрокарбоната натрия |
Решение задач |
|
1 |
|
13 |
Первая помощь при отравлении химическими реактивами |
Беседа. Решение ситуационных задач |
|
1 |
Ситуационная игра |
Витамины (4ч) |
|||||
14 |
Витамины и их роль в организме человека |
Лекция |
1 |
|
кроссворд |
15 |
Определение витамина С в овощах и фруктах |
Практическая работа №5 |
|
1 |
|
16 |
Качественные реакции на витамины А и Е |
Лабораторная работа №1 |
|
1 |
|
17 |
Защита творческих проектов. |
Выступление с отчетом |
|
1 |
Защита проектов |
|
|
|
5 |
12 |
|
Планируемые результаты
Требования к уровню знаний и умений учащихся.
Предметные способности:
В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:
- понятия “лекарственные вещества”, “ядовитые вещества”, роль неметаллов металлов, их соединений в фармакологии;
- фармакологические группы лекарственных средств в зависимости от их лечебного действия;
- влияние на состояние здоровья человека вредных веществ;
- правила пользования лекарственными средствами и условия их хранения;
- правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.
Учащиеся должны уметь:
- проводить качественные реакции на анионы и катионы;
- проводить количественный анализ на примере метода титрования;
- работать с лабораторным оборудованием;
- идентифицировать лекарственные средства с помощью химических реакций;
- решать расчетные задачи с медицинским содержанием;
- анализировать состав некоторых лекарственных препаратов.
Коммуникативные способности:
- работать в группе и паре;
- разрешать конфликтные ситуации и, спорные вопросы;
- управлять поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий.
Регулятивные способности:
- ставить цель и определять план достижения цели;
- фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
- контролировать время выполнения заданий.
Познавательные способности
- самостоятельное выделяют и формулируют познавательные цели;
- выполняют поиск и выделение необходимой информации;
- применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
- выполняют знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
- умеют структурировать знания;
Личностные способности:
- самоопределение;
- самообразование.
Работа над проектом позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к чужому мнению. Изучение обеспечивает профессиональную ориентацию и самоопределение обучающихся.
Полученные знания выходят за пределы базовой программы, и учащиеся овладевают основными компетентностями:
1. Средства мировоззренческой ориентировки (ценностно-смысловая компетенция);
2. Знания и умения в определённой сфере (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции);
3. Круг вопросов, по которым следует быть осведомлённым (общекультурная компетенция);
4. Основание для освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития (компетенция личностного самосовершенствования).
Содержание курса
№ | Тема |
Краткое содержание |
Методы и приемы |
Общие понятия о лекарствах (7ч) |
|||
1 |
Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Общее понятие о лекарственных средствах |
Определение понятия “лекарственный препарат”. Парацельс – основоположник медицинской химии. Клавдий Гален – фармаколог |
Лекция, инструктаж |
2 |
Группы лекарственных средств в зависимости от их лечебного действия |
Формы лекарственных препаратов: таблетки, драже, свечи, эмульсии, суспензии, настойки. Химическая классификация лекарственных веществ.Фармакологическая классификация лекарственных веществ |
Лекция |
3 |
Моя домашняя аптечка. Контроль за сроком годности препаратов |
Правила хранения и приема лекарственных препаратов в домашних условиях. |
Проблемная лекция, беседа |
4 |
Знакомство с образцами лекарственных средств и опыты с некоторыми из них |
Практическая работа:№1. Знакомство с образцами лекарственных средств и опыты с ними |
Практическая работа №1 |
5 |
Идентификация лекарственных средств |
Практическая работа №2. Распознавание лекарственных средств и их идентификация |
Практическая работа №2 |
6 |
Лекарственные травы |
Лекарственные травы и их фармакологическое действие |
Проектная работа |
7 |
Качественный анализ некоторых компонентов лекарственных трав |
Практическая работа №3 «Качественный анализ некоторых компонентов лекарственных трав» |
Практическая работа №3 |
Методы расчёта в фармакологической химии (6ч.) |
|||
8 |
Приготовление раствора с заданной массовой долей вещества |
Правила приготовления растворов. Правила взвешивания твердых веществ. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Расчет и приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Определение объемов растворов с помощью мерной посуды. |
Практическая работа №4 |
9 |
Применение антисептических растворов |
Определение антисептик. Природные антисептики. Применение антисептических растворов. Приготовление раствора антисептика с заданной массовой долей |
Лекция. Решение задач |
10 |
Применение в медицине растворов кислот и щелочей |
Слабые неорганические и органические кислоты и щелочи. Диссоциация кислот и оснований. Применение борной кислоты, салициловой кислоты, гидроксида аммония |
Беседа. Решение задач |
11 |
Применение в медицине раствора этанола |
Этанол как растворитель. Антисептические и консервирующие свойства этанола, Местное применение этанола |
Решение задач |
12 |
Применение в медицине растворов солей на примере хлорида натрия и гидрокарбоната натрия |
Применение хлорида натрия и гидрокарбоната натрия. Приготовление физиологического раствора |
Решение задач |
13 |
Первая помощь при отравлении химическими реактивами |
Первая помощь при отравлении кислотами (уксусная, щавелевая) и щелочами. Признаки отравления |
Беседа. Сюжетно-ролевая игра |
Витамины (4ч) |
|||
14 |
Витамины и их роль в организме человека |
Роль витаминов в организме человека. Гипо- и гипервитаминоз, причины, признаки и способы устранения. Классификация витаминов; |
Лекция |
15 |
Определение витамина С в овощах и фруктах |
Практическая работа №5 Определение витамина С в овощах и фруктах, на примере: картофеля, томатов, апельсина, лимона и яблока |
Практическая работа №5 |
16 |
Качественные реакции на витамины А и Е |
ТБ и ОТ при работе с кислотами. Лабораторная работа №1 Знакомство с качественными реакциями на витамин А и Е |
Лабораторная работа №1 |
17 |
Защита творческих проектов (1ч) |
Выступления учащихся с проектами, темы выбирают учащиеся из тем предложенных учителем или предлагают собственные |
Выступление с отчетом |
Содержание занятий подбиралось следующим образом:
- интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, истории и т.д.);
- частая смена видов деятельности (за 1 час от 3 до 4 раз);
- использование самых разнообразных организационных форм;
- акцент на практические виды деятельности;
- обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену электива путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.
Список литературы для учащихся
Обязательная
- Володина М.А. Сборник конкурсных задач по химии с решениями. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983;
- Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия: 10 класс. М.: Вентана-Граф, 2010;
- Пастушенков Л.В., Пастушенков А.Л., Пастушенков В.Л. //Лекарственные растения. Л.: Лениздат, 1990; Пичугина Г.В./Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2006.
Дополнительная
- Медико-санитарная подготовка учащихся. Под ред. П.А.Курцева. М.: Просвещение, 1988;
Список литературы для учителя.
Обязательная
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. 7.
- Грандберг И.И. Органическая химия. М.: Дрофа, 2002;
- Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. Сборник задач и упражнений по химии. Школьный курс. М.: Оникс 21 век, 2005;
- Кендиван О.Д.-С., Хомушку С. Контролирующие материалы по химии с практической направленностью. Химия (ИД “Первое сентября”), 2007, № 11;
- Крылов Г.В. Травы жизни и их искатели. Томск: Красное знамя, 1992; Николаева М.В. Элективный курс “Путешествие в мир фармакологии”. Химия (ИД “Первое сентября”), 2006, № 2;
- Татьянченко Д. Развитие общеучебных умений школьников / Д.Татьянченко, С.Воровщиков //Народное образование. – 2003. – № 8. – С.115-126.
- Фридман Л.М, Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. С. 26-29, 172-190.
- Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. – 2010. – №8. – С.11-15.
Дополнительная
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1995;
- Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки из зарубежного опыта преподавания. М.: Энас, 2005;
- Гриффит Х.В. Новейшие лекарственные средства. М.: Крон-Пресс, 1998;
- Шулутко Б.И. Справочник терапевта. М.: Ренкор, 1999;
- Юрина А.А. Элективный курс “Химия и медицина”. М.: Дрофа, 2006.
- Шамова Т.И. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» / Т.И. Шамова, И.В. Ильина //Журнал для администрации школ Практика. – 2006. – No 2. – С. 112-119.
- Емельянова Е.О. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии / Е.О. Емельянова, А.Г. Иодко // Школьная пресса. – 2002.
Примерные темы проектов учащихся
- Химический анализ биологических объектов.
- Наиболее известные яды.
- Биологическая активность отдельных химических элементов.
- Химические средства гигиены и косметики.
- Здоровье воды – здоровье человека.
- Токсическое воздействие этанола на организм человека.