Элективный курс "Введение в фармацевтическую химию"

Разделы: Химия

Классы: 10, 11

Ключевые слова: элективный курс, химия


Пояснительная записка

Продолжительность курса 17 часов 1 ч в неделю;

Элективный курс «Введение в фармацевтическую химию» рассчитан на учеников 10-11 классов, выбравших различные профили; Курс носит ознакомительных характер и содержит ряд практических работ, которые вынесены в содержание элективного курса в связи с сокращением часов учебного предмета химия (базовый уровень) в 10 и 11 классе до 34ч. в год. Реализуется программа в течение 1 учебного полугодия.

Данный образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент химического образования, обеспечивает интеграцию информации химического и биологического характера. Он позволяет полнее учесть интересы и профессиональные намерения старшеклассников и, следовательно, сделать обучение более интересным для учащихся, получить более высокие результаты.

Цель: Продолжить формирование у учащихся понимания важности здоровья; дать представление о профессиях, связанных с медициной; предоставить учащимся возможность удовлетворить свои познавательные интересы в области химии и медицины в процессе проведения экспериментальных работ.

Задачи:

  • актуализировать и обобщить знания учащихся в вопросах здоровье сбережения
  • ознакомить с приемами доврачебной помощи;
  • совершенствовать навыки обращения с химическими реактивами и оборудованием;
  • знать ТБ и ОТ при работе с химическими реактивами и оборудованием;
  • формировать навыки решения экспериментальных и расчетных задач;

Документы, на основании которых разработан элективный курс был разработан данный курс. Модернизация школьного образования  предусматривает в качестве одного из важнейших направлений предпрофильную подготовку учащихся основной школы и  профильное обучение на старшей ступени общего  образования;

Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

- Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 г. № 334 Приказ Минобразования России от 18.07.2002 г. № 2783 «Об утверждении концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013)

- Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования».

- учебный план школы;

Ведущая идея программы и пути ее реализации

При изучении данного курса формируются понятия о здоровье, лекарствах, их действии на организм и правильном их употреблении. Он позволяет погрузиться в систему вопросов: химические реакции, химическая зависимость, фармакологические группы веществ. Особое внимание уделено составу, фармакологическим свойствам препаратов, общей культуре обращения с лекарственными средствами. При этом учащиеся усваивают, что здоровый образ жизни позволяет надолго сохранить активность и поможет избежать многих болезней и проблем.

Содержание данного курса вводит учащихся в область теоретических основ фармацевтики и медицины, связанных с сохранением здоровья, а также частично обеспечивает профессиональную ориентацию старшеклассников.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  • Белорус А.В. Применение химических веществ в химии и быту/ / Химия. Все для учителя, М.: Издательская группа «Основа», №7, 2011, С.22-28
  • Зарубин Е.П. Химия и медицина. Элективный курс для 10 классов// Химия. М.: «Первое сентября» №9, 2010, С. 35-43
  • Используются ЦОР на занятиях, созданные учителем (электронные тесты, презентации) так и материалы различных ресурсов интернета.

УМК

Методическое обеспечение: инструктаж по ОТ и ТБ. Дидактические материалы и разработки практических работ в Приложении 1.

Технические средства обучения

  • компьютер;
  • проектор;
  • колонки;
  • экран.

Методы обучения

– методы поискового и исследовательского характера, стимулирующие познавательную активность учащихся, тренинги, проектно-исследовательская деятельность, развивающая творческую инициативу учащихся, творческий, частично- поисковый, объяснительно иллюстративный метод;

– интерактивные методы, (эвристические методы, учебный диалог и полилог, метод проблемных задач, деловые игры);

– самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы учебных занятий: интерактивные лекции с последующими дискуссиями, семинары, практикумы, самостоятельная работа учащихся.

Формы контроля: По способу организации: индивидуальной, групповой, фронтальной, дифференцированной. По способу подачи информации: устный, письменный, экспериментальный, компьютерный.

  • Текущий контроль - собеседование, тесты, викторины, игры, кроссворды;
  • Итоговый контроль в виде защиты творческого проекта

Технологии обучения: ИКТ, проектная технология, здоровьесберегающая, обучение в сотрудничестве, критического мышления;

Методическое обеспечение: инструктаж поОТ и ТБ, проектор, диски, лабораторное оборудование, реактивы, модели.

Учебно-тематический план

Тема

Вид деятельности

Количество часов

Контроль

теория

практика

Общие понятия о лекарствах (7ч)

1

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ
Общее понятие о лекарственных средствах

Лекция

1

 

 

2

Группы лекарственных средств в зависимости от их лечебного действия

Лекция

1

 

викторина

3

Моя домашняя аптечка. Контроль за сроком годности препаратов

Лекция, беседа

1

 

тест

4

Знакомство с образцами лекарственных средств и опыты с некоторыми из них

Практическая работа №1

 

1

 

5

Идентификация лекарственных средств

Практическая работа №2

 

1

 

6

Лекарственные травы

Проектная работа

 

1

собеседование

7

Качественный анализ некоторых компонентов лекарственных трав

Практическая работа №3

 

1

 

Методы расчёта в фармакологической химии (6ч.)

8

Приготовление раствора с заданной массовой долей вещества

Практическая работа №4

 

1

 

9

Применение антисептических растворов

Лекция. Решение задач

1

 

 

10

Применение в медицине растворов кислот и щелочей

Беседа. Решение задач

 

1

 

11

Применение в медицине раствора этанола.

Решение задач

 

1

 

12

Применение в медицине растворов солей на примере хлорида натрия и гидрокарбоната натрия

Решение задач

 

1

 

13

Первая помощь при отравлении химическими реактивами

Беседа. Решение ситуационных задач

 

1

Ситуационная игра

Витамины (4ч)

14

Витамины и их роль в организме человека

Лекция

1

 

кроссворд

15

Определение витамина С в овощах и фруктах

Практическая работа №5

 

1

 

16

Качественные реакции на витамины А и Е

Лабораторная работа №1

 

1

 

17

Защита творческих проектов.
Защита групповых проектов

Выступление с отчетом

 

1

Защита проектов

 

 

 

5

12

 

Планируемые результаты

Требования к уровню знаний и умений учащихся.

Предметные способности:

В результате изучения данного курса учащиеся должны знать:

  • понятия “лекарственные вещества”, “ядовитые вещества”, роль неметаллов металлов, их соединений в фармакологии;
  • фармакологические группы лекарственных средств в зависимости от их лечебного действия;
  • влияние на состояние здоровья человека вредных веществ;
  • правила пользования лекарственными средствами и условия их хранения;
  • правила техники безопасности при выполнении химического эксперимента.

Учащиеся должны уметь:

  • проводить качественные реакции на анионы и катионы;
  • проводить количественный анализ на примере метода титрования;
  • работать с лабораторным оборудованием;
  • идентифицировать лекарственные средства с помощью химических реакций;
  • решать расчетные задачи с медицинским содержанием;
  • анализировать состав некоторых лекарственных препаратов.

Коммуникативные способности:

  • работать в группе и паре;
  • разрешать конфликтные ситуации и, спорные вопросы;
  • управлять поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий.

Регулятивные способности:

  • ставить цель и определять план достижения цели;
  • фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;
  • контролировать время выполнения заданий.

Познавательные способности

  • самостоятельное выделяют и формулируют познавательные цели;
  • выполняют поиск и выделение необходимой информации;
  • применяют методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
    • выполняют знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
    • умеют структурировать знания;

Личностные способности:

  • самоопределение;
  • самообразование.

Работа над проектом позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к чужому мнению. Изучение обеспечивает профессиональную ориентацию и самоопределение обучающихся.

Полученные знания выходят за пределы базовой программы, и учащиеся овладевают основными компетентностями:

1. Средства мировоззренческой ориентировки (ценностно-смысловая компетенция);

2. Знания и умения в определённой сфере (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции);

3. Круг вопросов, по которым следует быть осведомлённым (общекультурная компетенция);

4. Основание для освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития (компетенция личностного самосовершенствования).

Содержание курса

Тема

Краткое содержание

Методы и приемы

Общие понятия о лекарствах (7ч)

1

Вводный инструктаж по ОТ и ТБ. Общее понятие о лекарственных средствах

Определение понятия “лекарственный препарат”. Парацельс – основоположник медицинской химии. Клавдий Гален – фармаколог

Лекция, инструктаж

2

Группы лекарственных средств в зависимости от их лечебного действия

Формы лекарственных препаратов: таблетки, драже, свечи, эмульсии, суспензии, настойки. Химическая классификация лекарственных веществ.Фармакологическая классификация лекарственных веществ

Лекция

3

Моя домашняя аптечка. Контроль за сроком годности препаратов

Правила хранения и приема лекарственных препаратов в домашних условиях.

Проблемная лекция, беседа

4

Знакомство с образцами лекарственных средств и опыты с некоторыми из них

Практическая работа:№1. Знакомство с образцами лекарственных средств и опыты с ними

Практическая работа №1

5

Идентификация лекарственных средств

Практическая работа №2. Распознавание лекарственных средств и их идентификация

Практическая работа №2

6

Лекарственные травы

Лекарственные травы и их фармакологическое действие

Проектная работа

7

Качественный анализ некоторых компонентов лекарственных трав

Практическая работа №3 «Качественный анализ некоторых компонентов лекарственных трав»
- дубильных веществ в мяте, мелисе, душице;
- витамина С в мяте, мелисе, душице

Практическая работа №3

Методы расчёта в фармакологической химии (6ч.)

8

Приготовление раствора с заданной массовой долей вещества

Правила приготовления растворов. Правила взвешивания твердых веществ. Массовая доля растворенного вещества в растворе. Расчет и приготовление раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. Определение объемов растворов с помощью мерной посуды.
Практическая работа №4 Приготовление растворов с определенной массовой долей вещества

Практическая работа №4

9

Применение антисептических растворов

Определение антисептик. Природные антисептики. Применение антисептических растворов. Приготовление раствора антисептика с заданной массовой долей

Лекция. Решение задач

10

Применение в медицине растворов кислот и щелочей

Слабые неорганические и органические кислоты и щелочи. Диссоциация кислот и оснований. Применение борной кислоты, салициловой кислоты, гидроксида аммония

Беседа. Решение задач

11

Применение в медицине раствора этанола

Этанол как растворитель. Антисептические и консервирующие свойства этанола, Местное применение этанола

Решение задач

12

Применение в медицине растворов солей на примере хлорида натрия и гидрокарбоната натрия

Применение хлорида натрия и гидрокарбоната натрия. Приготовление физиологического раствора

Решение задач

13

Первая помощь при отравлении химическими реактивами

Первая помощь при отравлении кислотами (уксусная, щавелевая) и щелочами. Признаки отравления

Беседа. Сюжетно-ролевая игра

Витамины (4ч)

14

Витамины и их роль в организме человека

Роль витаминов в организме человека. Гипо- и гипервитаминоз, причины, признаки и способы устранения. Классификация витаминов;

Лекция

15

Определение витамина С в овощах и фруктах

Практическая работа №5 Определение витамина С в овощах и фруктах, на примере: картофеля, томатов, апельсина, лимона и яблока

Практическая работа №5

16

Качественные реакции на витамины А и Е

ТБ и ОТ при работе с кислотами. Лабораторная работа №1 Знакомство с качественными реакциями на витамин А и Е

Лабораторная работа №1

17

Защита творческих проектов (1ч)

Выступления учащихся с проектами, темы выбирают учащиеся из тем предложенных учителем или предлагают собственные

Выступление с отчетом

Содержание занятий подбиралось следующим образом:

  • интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, истории и т.д.);
  • частая смена видов деятельности (за 1 час от 3 до 4 раз);
  • использование самых разнообразных организационных форм;
  • акцент на практические виды деятельности;
  • обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену электива путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности.

Список литературы для учащихся

Обязательная

  1. Володина М.А. Сборник конкурсных задач по химии с решениями. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983;
  2. Кузнецова Н.Е., Литвинова Т.Н., Левкин А.Н. Химия: 10 класс. М.: Вентана-Граф, 2010;
  3. Пастушенков Л.В., Пастушенков А.Л., Пастушенков В.Л. //Лекарственные растения. Л.: Лениздат, 1990; Пичугина Г.В./Химия и повседневная жизнь человека. М.: Дрофа, 2006.

Дополнительная

  1. Медико-санитарная подготовка учащихся. Под ред. П.А.Курцева. М.: Просвещение, 1988;

Список литературы для учителя.

Обязательная

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. 7.
  2. Грандберг И.И. Органическая химия. М.: Дрофа, 2002; 
  3. Еремин В.В., Кузьменко Н.Е. Сборник задач и упражнений по химии. Школьный курс. М.: Оникс 21 век, 2005;
  4. Кендиван О.Д.-С., Хомушку С. Контролирующие материалы по химии с практической направленностью. Химия (ИД “Первое сентября”), 2007, № 11; 
  5. Крылов Г.В. Травы жизни и их искатели. Томск: Красное знамя, 1992; Николаева М.В. Элективный курс “Путешествие в мир фармакологии”. Химия (ИД “Первое сентября”), 2006, № 2;
  6. Татьянченко Д. Развитие общеучебных умений школьников / Д.Татьянченко, С.Воровщиков //Народное образование. – 2003. – № 8. – С.115-126.
  7. Фридман Л.М, Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. С. 26-29, 172-190.
  8. Шалашова М.М. К методике оценивания химических компетенций // Химия в школе. – 2010. – №8. – С.11-15.

Дополнительная

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. М.: Просвещение, 1995;
  2. Головнер В.Н. Химия. Интересные уроки из зарубежного опыта преподавания. М.: Энас, 2005;
  3. Гриффит Х.В. Новейшие лекарственные средства. М.: Крон-Пресс, 1998; 
  4. Шулутко Б.И. Справочник терапевта. М.: Ренкор, 1999;
  5. Юрина А.А. Элективный курс “Химия и медицина”. М.: Дрофа, 2006.
  6. Шамова Т.И. Педагогическая рабочая матрица проекта «Лестница учебных достижений: знаю, умею, могу» / Т.И. Шамова, И.В. Ильина //Журнал для администрации школ Практика. – 2006. – No 2. – С. 112-119.
  7. Емельянова Е.О. Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии / Е.О. Емельянова, А.Г. Иодко // Школьная пресса. – 2002.

Примерные темы проектов учащихся

  1. Химический анализ биологических объектов.
  2. Наиболее известные яды.
  3. Биологическая активность отдельных химических элементов.
  4. Химические средства гигиены и косметики.
  5. Здоровье воды – здоровье человека.
  6. Токсическое воздействие этанола на организм человека.

Приложение