Рабочая программа по экономике. 10–11-й класс

Разделы: Общепедагогические технологии, Экономика

Классы: 10, 11

Ключевые слова: Дихтяр Т.Л., международное разделение труда, экономические системы


1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ № 273 от 29.12.2012 г.;

- ФКГОС – Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации № 2039-р от 25.09.2017 г. «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 гг.»

- Примерная программа среднего общего образования по экономике (базовый/профильный уровень) (утвержденная Министерством образования и науки РФ), авторская программа Дихтяр, Т.Л. Экономика. Рабочая программа: 10–11 классы: учебно-методическое пособие / Т.Л. Дихтяр. – М.: Дрофа, 2017. – 56 с;

- УМК «Экономика 10–11 классы» Хасбулатова Р. И. (согласно списку учебников на основе Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе ГБОУ школы №588 на 2019–2020 учебный год), включая электронную версию на ресурсе (https://rosuchebnik.ru/product/ekonomika-bazovyy-i-uglublennyy-urovni-10-klass-uchebnik-425166/).

- ООП среднего общего образования ГБОУ школы № 588;

- Учебный план ГБОУ школы № 588 на 2019–2020 учебный год;

- Положение о рабочей программе по предмету, курсу ГБОУ школы № 588.

1.2. Место учебного предмета в учебном плане

Данная рабочая программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов обучения учащихся и предназначена для обучения экономике в 10–11-х классах средней общеобразовательной школы и учащихся профильных классов социально-экономического направления.

Учебный курс «Экономика» в соответствии с учебным планом школы рассчитан на 2 года и изучается в 10 «а» и 11 «а» классах с углублённым изучением социально-экономических предметов – 68 часов в год (по два урока в неделю).

Изучение предмета «Обществознание» в 10 и 11 социально-экономических классах дополняется и углубляется введением и освоением предмета «Экономика» в учебный план.

Реализация межпредметных связей обеспечена тем, что при четком разделении материала между предметами в преподавании экономики используются знания из курсов права, литературы, математики, обществознания, географии, истории, информатики, иностранного языка.

Использованная программа Дихтяр Т.Л. Экономика.10–11 класс скорректирована с учетом специфики ОУ и решаемых им задач следующим образом:

Темы по программе Дихтяр Т.Л. Экономика. Количество часов Количество часов
с учетом коррекции
(Дихтяр Т.Л.)
10 КЛАСС
Основные вопросы экономики 4 4
Экономические системы 5 4

(уменьшено на 1 час с учетом изученного в 9 классе)

Рыночный механизм 10 9

(уменьшено на 1 час за счет оптимизации подачи учебного материала и самостоятельной работы учащихся дома)

Ценовой механизм. Альтернативная стоимость 3 5

(увеличено на 2 часа для решения олимпиадных задач)

Конкуренция. Типы рынков 6 5

(уменьшено на 1 час с учетом ранее изученного в 9 классе)

Экономика семьи 6 6

Финансовая грамотность Деньги. Банки

12 11

Тема переформатирована с учетом требований к изучению финансовой грамотности учащимися.

(уменьшено на 1 час за счет оптимизации подачи учебного материала и самостоятельной работы учащихся дома)

Биржевая деятельность. Страхование 4 5

(увеличено на 1 час с учетом включения элементов финансовой грамотности)

Предпринимательство 8 16

(увеличено на 8 час с учетом включения проектной /исследовательской деятельности и переноса тем «Менеджмент» и «Маркетинг»из 11 класса в программу 10 класса)

Рынок труда 6 0

(перенос темы в программу 11 класса)

Повторение 4 3

(уменьшено на 1 час за счет оптимизации учебного времени)

Итого

 

68

Рабочая программа 11 класса не корректировалась по количеству часов на изучение тем курса.

1.3. Цели и задачи учебного предмета на уровне образования.

Целями обучения экономике являются воспитание гражданина с экономическим образом мышления, имеющего потребности в получении экономических знаний, а также интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации.

Настоящая программа ставит следующие задачи для реализации этих целей:

1) сформировать систему знаний об экономической жизни общества;

2) сформировать понятие об экономически институтах, морально-этических отношениях участников хозяйственной деятельности, уважительное отношение к чужой собственности;

3) сформировать экономическое мышление, умение принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих;

4) сформировать навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;

5) развить владение навыками поиска актуальной экономической информации с использованием различных источников, включая Интернет; уметь различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, использовать и преобразовывать экономическую информацию;

6) научить применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей: потребителя, производителя (предпринимателя), покупателя, продавца, заёмщика, акционера, наёмного работника, работодателя, налогоплательщика, инвестора, соответствущие необходимому минимуму базовых финансовых знаний;

7) сформировать понимание о месте и роли России в современной мировой экономике, умение ориентироваться в текущих экономических событиях в России и в мире.

1.4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Личностные результаты:

1) осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами российского общества; воспитание активной гражданской позиции, гордости за достижения своей родины;

2) формирование личных мотивов для получения экономических знаний и навыков, для выбора будущей профессии с опорой на экономические знания;

3) формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих;

4) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;

5) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

6) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах деятельности;

7) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных видов экономической деятельности на окружающую среду.

8) способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;

9) сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

10) понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;

11) способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Метапредметные результаты:

1) умение работать с различными источниками информации: составлять таблицы, графики, диаграммы, используя текстовую информацию; анализировать графики, диаграммы, таблицы, делать выводы;

2) регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути их решения, выделять этапы в достижении цели, составлять бюджеты, бизнес-планы и т. п.;

3) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания;

4) коммуникативные умения и навыки в сфере экономической деятельности: умение выстраивать деловые отношения, доносить до слушателя свои предложения, принимать высказывания и суждения других;

5) умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать в дискуссиях, аргументировано излагать свою точку зрения, уметь разрешать конфликты;

6) умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать конкретными примерами теоретические выкладки и экономические законы;

7) навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний;

8) соблюдение правил техники безопасности, эргономики, ресурсосбережения, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

9) владение языковыми средствами для свободного выражения своих мыслей, в том числе умения свободно оперировать экономическими терминами и понятиями, переводить значения слов с иностранных языков, заменять их синонимами;

10) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов,новых познавательных задач и методов их реализации.

11) умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

12) умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать последствия их использования.

Предметные результаты (углубленный уровень):

1) получение представления об экономической науке как системе теоретических и прикладных наук; особенностях её методологии и применимости экономического анализа в других социальных науках; понимание эволюции и сущности направлений современной экономической науки;

2) овладение системными экономическими знаниями, включая современные научные методы познания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики; овладение умением решать задачи прикладной направленности;

3) освоение приёмов работы с фактической, аналитической, статистической экономической информацией; овладение умением самостоятельно анализировать и интерпретировать данные для решения теоретических и прикладных задач;

4) получение представления о современном менеджменте и маркетинге, основных методах и приёмах ведения бизнеса;

5) сформированность умения просчитывать издержки, доход, составлять бюджеты, бизнес-планы, планировать доходы и расходы;

6) сформированность умения оценивать и аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;

7) сформированность знаний об институциональных преобразованиях российской экономики при переходе к рыночной системе хозяйствования, о динамике основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России.

8) владение базовыми понятиями:

личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; бизнес-план;

9) владение знанием:

- об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств;

- об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские продукты и привлечения кредитов;

- о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;

- о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;

- о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях инвестирования в них;

- об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;

- об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;

- об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;

- о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.

Выпускник на углублённом уровне научится:

основные концепции экономики:

- определять границы применимости методов экономической теории;

- анализировать проблему альтернативной стоимости;

- объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

- представлять в виде инфографики кривую производственных возможностей и характеризовать её;

- иллюстрировать примерами факторы производства;

- характеризовать типы экономических систем;

- различать абсолютные и сравнительные преимущества в издержках производства;

микроэкономика:

- характеризовать экономику семьи; анализировать структуру бюджета собственной семьи;

- строить личный финансовый план;

- анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;

- принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

- анализировать собственное потребительское поведение;

- определять роль кредита в современной экономике;

- применять навыки расчёта сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;

- объяснять на примерах и представлять в виде инфографики законы спроса и предложения;

- определять значимость и классифицировать условия, влияющие на спрос и предложение;

- приводить примеры товаров Гиффена;

- объяснять на примерах эластичность спроса и предложения;

- объяснять и различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

- приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;

- объяснять практическое назначение франчайзинга и сферы его применения;

- различать и представлять в виде инфографики виды издержек производства;

- анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;

- объяснять эффект масштабирования и мультиплицирования для экономики государства;

- объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

- сравнивать виды ценных бумаг;

- анализировать страховые услуги;

- определять практическое назначение основных функций менеджмента;

- определять место маркетинга в деятельности организации;

- приводить примеры эффективной рекламы;

- разрабатывать бизнес-план;

- сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией;

- называть цели антимонопольной политики государства;

- объяснять взаимосвязь факторов производства и факторов дохода;

- приводить примеры факторов, влияющих на производительность труда;

макроэкономика:

- объяснять на примерах различные роли государства в рыночной экономике;

- характеризовать доходную и расходную части государственного бюджета;

- определять основные виды налогов для различных субъектов и экономических моделей;

- указывать основные последствия макроэкономических проблем;

- объяснять макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»;

- приводить примеры сфер применения показателя ВНП;

- производить расчёт ВВП;

- приводить примеры экономической функции денег в реальной жизни;

- различать сферы применения различных форм денег;

- определять денежные агрегаты и факторы, влияющие на формирование величины денежной массы;

- объяснять взаимосвязь основных элементов банковской системы;

- приводить примеры различных видов инфляции;

- находить в реальных ситуациях последствия инфляции;

- применять способы анализа индекса потребительских цен;

- характеризовать основные направления антиинфляционной политики государства;

- различать виды безработицы;

- находить в реальных условиях причины и последствия безработицы;

- определять целесообразность мер государственной политики для снижения уровня безработицы;

- приводить примеры факторов, влияющих на экономический рост;

- приводить примеры экономических циклов в разные исторические эпохи;

международная экономика:

- объяснять назначение международной торговли;

- анализировать систему регулирования внешней торговли на государственном уровне;

- различать экспорт и импорт;

- анализировать курсы мировых валют;

- объяснять влияние международных экономических факторов на валютный курс;

- различать виды международных расчётов;

- анализировать глобальные проблемы международных экономических отношений;

- приводить примеры глобальных экономических проблем;

- объяснять роль экономических организаций в социально-экономическом развитии общества;

- приводить примеры этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;

- анализировать текст экономического содержания по международной экономике;

- объяснять особенности современной экономики России.

Выпускник на углублённом уровне получит возможность научиться:

основные концепции экономики:

- критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

- анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

- владеть приёмами работы с аналитической экономической информацией;

- оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;

- использовать приобретённые знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, которые связаны с описанием состояния российской экономики;

- анализировать экономическую информацию по заданной теме из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

микроэкономика:

- применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

- оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

- критически осмысливать актуальную экономическую информацию по микроэкономике, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

- объективно оценивать и анализировать экономическую информацию, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

- использовать приобретённые ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

- применять теоретические знания по микроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

- понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;

- оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;

- сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;

- рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

- создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;

- решать с опорой на полученные знания практические задачи,отражающие типичные жизненные ситуации;

- грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

- моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана;

макроэкономика:

- объективно оценивать и анализировать экономическую информацию по макроэкономике, критически относиться к псевдонаучной информации;

- владеть способностью анализировать денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику, используемую государством для стабилизации экономики и поддержания устойчивого экономического роста;

- использовать нормативные правовые документы при выполнении учебно-исследовательских проектов, нацеленных на решение разнообразных макроэкономических задач;

- анализировать события общественной и политической жизни разных стран с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

- осознавать значение теоретических знаний по макроэкономике для практической деятельности и повседневной жизни;

- оценивать происходящие мировые события и поведение людей с экономической точки зрения;

- использовать приобретённые знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, которые связаны с описанием состояния российской и других экономик;

- анализировать динамику основных макроэкономических показателей и современной ситуации в экономике России;

- решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные макроэкономические ситуации;

- грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве гражданина и налогоплательщика;

- отделять основную экономическую информацию по макроэкономике от второстепенной, критически оценивать достоверность информации, полученной из неадаптированных источников;

- аргументировать собственную точку зрения по экономическим проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;

международная экономика:

- работать с материалами средств массовой информации, составлять обзоры прессы по международным экономическим проблемам, находить, собирать и первично обобщать фактический материал, делая обоснованные выводы;

- анализировать социально значимые проблемы и процессы с экономической точки зрения, используя различные источники информации;

- оценивать происходящие мировые события с экономической точки зрения;

- ориентироваться в мировых экономических, экологических, демографических, миграционных процессах, понимать механизм взаимовлияния планетарной среды и мировой экономики;

- создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поискового характера;

- решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

- анализировать взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат экономические знания по данному учебному предмету;

- использовать экономические знания и опыт самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

- понимать особенности формирования рыночной экономики и роль государства в современном мире.

1.5. Специфика класса, описание путей её учета педагогом в преподавании предмета.

10 «а» класс. Численность класса – 30 человек.

Преподавание предмета на углубленном уровне будет проводиться в данном классе первый год.

Класс сформирован из числа учащихся четырех 9-х классов, разноуровневых по подготовке учащихся.

Необходимы: дифференцированный подход, разноуровневые, творческих и практикоориентированные задания, подготовка Д.З. совместно с семьей учащихся.С учетом участия в различных олимпиадах и конкурсах по профилю потребуется значительный объем самостоятельной и домашней подготовки учащихся, который дополнится индивидуальными консультациями во внеурочное время.

11 «а» класс

Преподавание предмета на углубленном уровне будет проводиться в данном классе второй год.

Численность класса – 35 человек, разноуровневых по подготовке учащиеся.

С учетом выбора большим количеством учащихся класса предмета «обществознания» в качестве предмета по выбору для сдачи ГИА большая часть контрольных заданий курса ориентирована на формат заданий ЕГЭ.

Все это потребует дифференцированного подхода и разноуровневых заданий, сопровождения часто болеющих учащихся, большого объема самостоятельно домашней подготовки учащихся.

1.6. Формы, периодичность и порядок контроля достижений обучающихся.

1.6.1. График проведения контрольных мероприятий:

Раздел, тема Название и тема контрольного мероприятия
10 КЛАСС
1 Повторение. Контрольная работа №1. «Повторение экономических знаний, изученных в курсе обществознания основной школы».
2 «Основы экономики» Контрольная работа №2. «Что мы знаем об экономических системах».
3 «Ценовой механизм. Альтернативная стоимость» Контрольная работа №3. «Основы экономики"
4 «Рыночный механизм» Комплексный зачет №1. Что мы знаем о рынке?
5 «Экономика семьи» Контрольная работа № 4. «Экономика семьи: доходы, расходы, благосостояние»
6 «Финансовая грамотность» Контрольно-диагностическая работа № 5. «Финансовая грамотность: что мы знаем и умеем?»
7 «Предпринимательство» Контрольная работа №6 «Предпринимательство: первый опыт»
8 «Предпринимательство» Практикоориентированный зачет №2. Презентация проекта (исследовательской работы)
9 Повторение. Итоговая контрольная работа №7 «Микроэкономика»
11 КЛАСС
1 Рынок труда. Безработица. Профсоюзы Контрольная работа №1. «Рынок труда»
2 Государственные финансы Контрольная работа №2. «Государственные финансы»
3 Государство и экономика Контрольная работа №3. «Государство и экономика»
4 Основные макроэкономические показатели Контрольная работа №4. «Основные макроэкономические показатели»
5 Экономический рост Контрольная работа №5. «Экономический рост»
6 Цикличность развития экономики Контрольная работа №6. «Цикличность экономического развития»
7 Мировая экономика и международная торговля Контрольная работа №7. «Мировая экономика и международная торговля»
8 Российская Федерация в системе мирового хозяйства Контрольная работа №8. «Российская Федерация в системе мирового хозяйства»
9 Экономические проблемы глобализации Контрольная работа №9. «Глобализация»
10 Повторение Итоговая контрольная работа №10. «Макроэкономика»

Промежуточная аттестация проводится в 10 классе в форме итоговой контрольной работы, состоящей из тестовых заданий, задач, кейсов и мини-сочинения.

1.6.2. Контрольно-измерительные материалы: контрольные, самостоятельные работы, вопросы к зачетам, темы исследовательских работ (проектов), мини-кейсы, темы эссе (мини-сочинений).

«Контрольно-измерительные материалы» содержатся в Приложении №1

1.6.3. Критерии оценивания различных видов учебной деятельности обучающихся:

контрольная работа,

устный ответ,

проект,

исследовательской,

практической работы,

зачет,

домашнее задание.

(Приложение №2)

1.7. Информация об используемых педагогических технологиях, формах уроков.

При изучении курса экономики углубленного уровня используются различные формы занятий, такие как урок-исследование, лекция, урок-презентация, практическая работа по анализу статистической информации, деловая игра, ролевая игра, метод кейсовых заданий.

Формы организации учебной деятельности на внеурочных занятиях следующие: проектно-исследовательская, практика обучающихся; участие в конкурсах и олимпиадах.

С учетом наличия детей с ослабленным здоровьем планируется активное использование здоровьесберегающих технологий на уроках, широкого использования дистанционных технологий и интернет-ресурсов.

2. Содержание рабочей программы.

10 КЛАСС  
Наименование раздела, темы Содержание раздела, темы (основные вопросы) Всего часов
1 Основные вопросы экономики Понятие экономики. Предмет изучения экономической науки. Почему экономика не может производить столько товаров и услуг, сколько необходимо обществу? Производство, распределение, обмен, потребление. Объект труда, средства труда. Главные вопросы экономики. Закон роста потребностей. Закон редкости. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда. Специализация 4
2 Экономические системы Понятие «экономическая система».Собственность. Традиционная, централизованная (плановая), рыночная и смешанная экономические системы. Прямые и косвенные методы государственного регулирования. Общественные блага. Государственный сектор экономики 4
3 Рыночный механизм Понятие о рынке. Виды рынков, функции рынка. Суверенитет потребителя. Спрос, величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Эффект нового покупателя, эффект замещения, эффект дохода. Товары-заменители (субституты) и дополняющие товары (комплементарные). Эластичность спроса. Товары с эластичным и неэластичным спросом 9
4 Ценовой механизм. Альтернативная стоимость Цена товара. Функции цен. Две концепции цены. Трудовая теория стоимости К. Маркса. Производственные затраты. Суть неоклассической концепции. Мировые и внутренние цены, базисные и контрактные цены, оптовые и розничные цены, цена спроса, цена предложения, общественная стоимость, общественно необходимое время, средняя умелость, интенсивность труда. Альтернативная стоимость. Добавленная стоимость 5
5 Конкуренция. Типы рынков Понятие конкуренции. Условия для конкуренции. Ценовая конкуренция. Демпинговые цены. Неценовая конкуренция. Достоинства и недостатки конкуренции. Историческая эволюция рыночных структур. Рынок совершенной конкуренции; чистая монополия; монополистическая конкуренция; олигополия. Естественная монополия 5
6 Экономика семьи Доходы и расходы семьи. Бюджет семьи. Закон Энгеля. Источники доходов. Первичные и вторичные доходы. Заработная плата, прибыль, процент, дивиденд, рента. Социальные трансферты. Минимальный размер оплаты труда. Структура доходов российской семьи. Постоянные (обязательные) расходы, переменные (произвольные) расходы. Потребительская корзина. Сбережения, депозит, ссудный доход, облигация, акция, инвестиции, инфляция. Бюджет семьи. Номинальная и реальная заработная плата. Индекс стоимости жизни. Права потребителя. 6
7 Финансовая грамотность. Деньги. Банки. Налоги. Происхождение и функции денег. Мера стоимости, средство обращения, средство платежа, мировые деньги, сокровища. Товарные и кредитные деньги. Вексель, банкнота. Бумажные деньги и законы их обращения. Уравнение Фишера. Денежная масса, денежные агрегаты. Денежный рынок, инвестиционный капитал. Ставка рефинансирования ЦБ. Политика «дорогих денег», политика «дешёвых денег». Монетарная политика. Норма обязательных резервов ЦБ. Ключевая ставка и инфляция.

История формирования банковской системы. Центральный банк и его функции. Коммерческие банки, их роль в рыночной экономике. Классификация банков по формам деятельности и характеру собственности. Банковская прибыль, ссудный процент. Банки: чем они могут быть полезны в жизни.

Что такое кредит, как оценить его условия какой кредит выбрать. Принципы кредитования. Поручитель, банковская гарантия, кредитная история, кредитная карта. Ипотечное кредитование.

Депозиты. Виды депозитов. Как сберечь накопления с помощью депозитов. Финансовые мошенничества.

Налоги. Налоговый вычет и как его получить.

От чего зависит размер пенсии и как его увеличить. Как выбрать программу пенсионного накопления.

11
8 Биржевая деятельность. Страхование История появления фондовых бирж. Современная фондовая биржа. Фондовая, валютная, товарная биржа, биржа труда. Арбитражные и пакетные сделки. Биржевые индексы. «Быки» и «медведи». Рынок ценных бумаг. Акции, облигации, деривативы. Фьючерсы и опционы. Фондовые инструменты. Участники фондового рынка. Финансовые риски и стратегии инвестирования 5
9 Предпринимательство Фирмы. Виды фирм. Проблемы предпринимательства в РФ. Прибыль и издержки фирмы. Бизнес-план.

Понятие «менеджмент». Исторические этапы становления менеджмента. Школа научного управления Ф. Тейлора. Административная школа управления А. Файоля. Школа человеческих отношений и разработки поведенческих наук. Социальная ответственность бизнеса. Человеческие отношения, публичные отношения, фордизм. Современные тенденции менеджмента. Обязанности менеджеров компании. Менеджмент в России. Понятие «маркетинг». Основные задачи маркетинга. Этапы развития маркетинга как определённого вида коммерческой деятельности и теоретической науки. Три звена в системе управления маркетинговыми операциями. Реклама. Мерчендайзер. Маркетолог.

16
10 Повторение Обобщение и контроль знаний по курсу 10 класса «Микроэкономика». 3
  Итого 68

 

11 КЛАСС
Наименование раздела, темы Содержание раздела, темы (основные вопросы) Всего часов
1 Рынок труда. Безработица. Профсоюзы Труд и рынок рабочей силы. Особенности рынка рабочей силы и занятость. Качество рабочей силы как фактор экономического роста. Рабочая сила и теория человеческого капитала. Структура рынка труда. Экономически активное население, занятые, безработные, добровольно незанятые. Уровень безработицы. Фрикционная, структурная, циклическая безработица. Естественная безработица. Скрытая безработица. Закон Оукена. Профсоюзы. История профсоюзного движения. Рыночная власть профсоюзов 8
2 Государственные финансы Государственные финансы. Министерство финансов и его функции. Государственный бюджет. Бюджетные принципы. Функции бюджета. Расходные и доходные статьи бюджета. Профицит и дефицит бюджета. Государственный долг. Внутренний и внешний государственный долг. Историческая эволюция налогообложения. Экономическая сущность налогов. Функции налогов. Бюджетные фонды и их назначение. Налоговая система. Фискальная политика государства. Виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Акциз, пошлина. Федеральные и муниципальные налоги. Механизм налогообложения. Прогрессивная, пропорциональная, регрессивная системы налогообложения. Налоговые льготы 8
3 Государство и экономика Причины государственной экспансии в экономику. Прямые и косвенные формы вмешательства. Экономические функции государства Закон Вагнера. Формы участия государства в экономике. Приватизация и национализация. Типы государственной собственности. Участие государства в смешанной экономике (начало ХХ в.). Государственное регулирование экономики. Национальные программы, национальные проекты, импортозамещение. Ваучерная приватизация. 8
4 Основные макроэкономические показатели Валовой внутренний продукт (ВВП). Валовой национальный продукт (ВНП). Методы подсчёта ВВП, ВНП. Амортизация, чистый внутренний продукт. Исключение двойного счёта при расчёте ВВП. Реальный ВВП. Дефлятор ВВП. Сопоставление ВВП разных стран и обменные курсы валют. Паритет покупательной способности (ППС). ВВП и ВНП на душу населения. Национальный доход. Фактор цены и стоимости товара в исчислении ВВП. Индекс потребительских цен. Темпы роста ВВП. ВВП и инфляция. Темпы инфляции. Виды инфляции. Социальные последствия инфляции. Дефляция. Дезинфляция. Система национальных счётов (СНС). Кругооборот доходов и расходов. ВВП (ППС) на душу населения. Реальный сектор экономики, бюджетный сектор экономики. Денежный сектор. Внешний сектор. Платёжный баланс 10
5 Экономический рост Измерение экономического роста. Факторы экономического роста. Рост населения и численности рабочей силы. Накопление капитала, инвестиции, земля, технологический прогресс, знания, опыт, инновации. Влияние научно-технического прогреса и образования на экономический рост. Экстенсивное и интенсивное развитие. «Ресурсное проклятие». Современная трактовка экономического роста. Мультипликатор и акселератор. Теория устойчивого экономического роста и развития 6
6 Цикличность развития экономики Циклическое развитие как закономерность. Торговые кризисы. Фазы экономического цикла. Подъём, спад, кризис, депрессия, оживление. Механизм циклического движения и кризис. Решение противоречий в ходе кризиса. Мировой финансово-экономический кризис 2008–2010 гг. Антикризисные действия государств. Кризис неолиберальной экономической доктрины. Теория Фридмэна. 6
7 Международная торговля Что такое международная торговля? Экспорт, импорт, внешнеторговый оборот. Международное разделение труда. Теория абсолютных преимуществ А. Смита. Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо. Теория интернациональной стоимости К. Маркса. Валютный курс. Свободно конвертируемая валюта. Колеблющийся, «плавающий», фиксированный валютный курс, «валютный коридор», «бивалютная корзина». Курс покупателя, курс продавца. Кросс-курс. Номинальный и реальный валютный курс. Свободная торговля и протекционизм. Всемирная торговая организация (ВТО). Россия и ВТО. Структура внешней торговли России. Санкции 6
8 Российская Федерация в системе мирового хозяйства Общая характеристика экономики России. Основные макроэкономические показатели России. Отраслевая структура хозяйства России. Основные показатели участия России во внешнеэкономических связях. Внешнеторговый баланс России. Показатель экспортной квоты. Индекс концентрации экспорта. Индекс диверсификации импорта 5
9 Экономические проблемы глобализации Сущность и содержание глобальных экономических проблем. Неравное потребление. Новые модели потребления 5
10 Повторение Обобщение и контроль знаний по курсу 11 класса «Макроэкономика». 6
  Итого 68

3. Поурочно-тематическое планирование. Приложение

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

4.1. Учебники и учебная литература.

Для учителя:

основная:

1. Хасбулатов Р. И. Экономика: 10–11 классы: базовый и углублённый уровни: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Дрофа, 2016.

2. Дихтяр Т. Л. Экономика: 10–11 классы: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2016.

3. Лавренова Е.Б. Финансовая грамотность: материалы для учителя (включает 2 части: общие положения (цели обучения, особенности курса, формы уроков и формы оценки) и методическое описание различных вариантов организации занятий, предполагающих их вариативность).– М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Список дополнительной литературы и источников

1. Архипов А. П. Азбука страхования: учеб. пособ. для 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. – 288 с.

2. Берзон Н. И. Основы финансовой экономики: учеб. пособ. для 10–11 кл. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 240 с.

3. Гудырин С. Н. Основы маркетинга: учеб. пособ. для 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. – 240 с.

4. Киреев А. П. Экономика в графиках. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. – 96 с.

5. Налоги России. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. – 192 с.

6. Симоненко В.Д. Основы предпринимательства. 10–11 кл. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2005. – 176 с.

7. Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры: учеб. пособ. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2004. – 160 с.

Для ученика:

1. Хасбулатов Р. И. Экономика: 10–11 классы: базовый и углублённый уровни: учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М.: Дрофа, 2016, ЭФУ.

4.2. Электронные ресурсы, которые непосредственно используются в учебном процессе.

1. www.economicus.ru – образовательно-справочный портал по экономике.

2. ecsocman.edu.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».

3. www.ereport.ru – обзорная информация по мировой экономике.

4. www.cmmarket.ru – обзоры мировых товарных рынков.

5. www.rbc.ru/РосБизнесКонсалтинг – информационное аналитическое агентство.

6. www.stat.hse.ru – статистический портал Высшей школы экономики.

7. www.cefir.ru – официальный сайт ЦЭФИР – Центра экономических и финансовых исследований.

8. www.beafnd.org – Фонд Бюро экономического анализа.

9. www.commersant.ru – газета «Коммерсант».

10. www.expert.ru – журнал «Эксперт».

11. www.vopreco.ru – сайт журнала «Вопросы экономики». Ведущий в России теоретический и научно-практический журнал общеэкономического содержания. 12. www.tpprf. – Торгово-промышленная палата РФ.

13. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – объединённая биржа.

14. www.economy.gov.ru/minec/ma – Министерство экономического развития РФ.

15. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство торговли и промышленности РФ.

16. www.fas.gov.ru – сайт Федеральной антимонопольной службы РФ.

17. http://www.minfin.ru/ru – Министерство финансов РФ.

18. www.cbr.ru – Центральный банк Российской Федерации.

19. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики.

20. www.nalog.ru – Федеральная налоговая служба РФ.

21. www.wto.ru – сайт Всемирной торговой организации.

22. www.worldbank.org/eca/russian – Всемирный банк.

23. www.hse.ru – Государственный университет – Высшая школа экономики (Москва).

24. www.guu.ru – Государственный университет управления (Москва).

25. www.econ.msu.ru – экономический факультет МГУ.

26. www.finec.ru – Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов.

27. www.nes.ru – Российская экономическая школа.

28. www. fmc.hse.ru – Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» (ФМЦ)

29. https://vashifinancy.ru/ – Сайт Ваши финансы

30. https://fincult.info/ – Сайт Финансовая культура

4.3. Материально-техническое оборудование, необходимое для реализации рабочей программы.

Мультимедийное оборудование, ПК, ЭФУ, доступ к интернет-ресурсам программы.