Скажи мне, я забуду.
Покажи мне, я могу запомнить.
Позволь мне сделать это, и это станет моим
навсегда.
Китайская пословица
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к применению метода «Кроссенс» на уроках коми языка.
Задачи:
- познакомить педагогов с понятием «Кроссенс»;
- познакомить педагогов с технологией создания кроссенса.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги, члены жюри. Приветствую вас на своем мастер-классе. Очень надеюсь, что сегодняшний мастер-класс поможет вам приобрести новые умения и навыки, которые вы сможете применять на своих уроках.
А перед тем как начать мастер-класс предлагаю
посмотреть видеосюжет.
https://yandex.ru/video/search?filmId=12302968157634192831&text=
видеосюжет%20игры%20в%20шахматы%20ведущих%20шахматистов&url=
http%3A%2F%2Fwww.youtube.com%2Fwatch%3Fv%3Dk7nEODWRB60&noreask=
1&path=snippet
- Дорогие коллеги, что вы увидели в данном сюжете? (Возможные ответы: игру в шахматы, как виртуозно играют…)
- Совершенно верно. Уважаемые коллеги ответьте, пожалуйста, на вопрос: какие требования диктует государственный образовательный стандарт?
- ФГОС построен на системно-деятельностном подходе. К формируемым учебным действиям относится коммуникативные, личностные, познавательные, регулятивные…
- Спасибо. Одним из приемов формирования логического, критического мышления, креативности, сотрудничества, коммуникации обучения учащихся в контексте ФГОС является кроссенс. Об этом я хочу рассказать в своем мастер-классе. Тема моего мастер-класса «Кроссенс как интерактивное средство обучения на уроках коми языка и литературы».
Итак, что же такое кроссенс. Кроссенс – означает «пересечение смыслов», ассоциативная головоломка. С английского языка «кроссенс» означает пересечение слов.
Задача – пояснить кроссенс, составив рассказ – ассоциативную цепочку, посредством взаимосвязи изображений.
Работа с кроссенсом отражает глубину понимания учащимися какой-либо темы.
Алгоритм составления кроссенса:
1) определить тематику, общую идею;
2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;
3) выделить 9 элементов – изображений, имеющих отношение к данной теме или идее;
4) выделить отличительные черты каждого элемента, все эти элементы построить элементы в ассоциативную цепочку.
Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо.
Двигаться надо только вперед. Центральным является квадрат с номером 5.
- Уважаемые коллеги, кроссенс можно использовать на любом этапе урока. Например, при проверке домашнего задания кроссенс можно использовать как опорную схему. Этот прием помогает организовать работу с текстами, символами, диаграммами, картами и рисунками.
- Уважаемые коллеги, кроссенсы бывают двух уровней: базовый уровень – это кроссенс, который ученик должен объяснить, а кроссенс повышенного уровня необходимо разгадать. Он требует глубинных знаний ученика. Уважаемые коллеги перед вами кроссенс на тему «Лес – главное богатство Республики Коми».
Его я использовала вчера на открытом уроке, на этапе определения темы урока. Учениками предлагается определить тему данного урока и установить логические связи.
1 и 2 картинка в данном кроссенсе связаны одним понятием БОГАТСТВО (ОЗЫРЛУН), 3 и 6 – ГРИБЫ И ЯГОДЫ (ВОТOС), 9–8 – ЗВЕРИ И ПТИЦЫ (ПЕМOСЪЯС), 7–4 ПОСУДА–ДОМА–МЕБЕЛЬ (МЫЙ ВOЧOНЫ ПУЫСЬ), и 5 – БОГАТСТВО КОМИ КРАЯ–ЛЕС (ВOР–ОЗЫРЛУН КОМИ РЕСПУБЛИКАЛOН
Эти изображения объедены одной темой, которая заключается в центральном квадрате.
Перед вами кросен, применяемый на уроке коми литературы, при изучении темы «Виктор Савин- основоположник коми литературы».
- А теперь, уважаемые коллеги предлагаю вам разгадать следующий кроссенс. («Известные писатели Коми Республики»)
- А теперь предлагаю перейти к практической части. Перед вами на столах находятся иллюстрации. Предлагаю вам из них составить кроссенс самостоятельно. После того, как вы составите кроссенс, подумайте, пожалуйста, уважаемые коллеги, на каком уроке вы можете применить данный прием и на каком этапе урока. Работа в группах (1–2 минуты)
- Уважаемые коллеги, а теперь предлагаю выйти к доске и рассказать о своем кроссенсе. (Защита работ)
- Уважаемые коллеги, я вижу, что сегодняшний мастер-класс оказался полезным для вас. Итак, скажите, пожалуйста, что вы нового узнали и как можно использовать мастер класс в вашей педагогической деятельности (варианты ответов: кроссенс способствует развитию образного, ассоциативного, логического мышления; можно использовать на стадии вызова, потому что мотивирует учащихся к изучению темы, получению знаний).
- Уважаемые коллеги, я благодарю Вас за плодотворную работу. Большое всем спасибо и удачи в вашей педагогической деятельности.