Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Сценарий урока «Забыть нельзя помнить!»

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Ключевые слова: историческая память, Светлана Боева, «Родина-мать»


Введение

Данная методическая разработка – попытка привести учащихся к пониманию необходимости сохранять память о страшных событиях Великой Отечественной войны.

В современном мире итоги войны разные страны и политические силы зачастую желают пересмотреть. Используя разнообразные методы демагогии, представители этих сил пытаются охватить своим влиянием различные слои населения, в том числе и молодёжь. Поэтому вопрос воспитания вдумчивого отношения к событиям прошлого как никогда актуален.

Урок, созданный в технологии развития критического мышления, начинается стадией вызова, на которой во время просмотра ролика об истории плаката «Родина-мать зовёт» у школьников пробуждается интерес к осмыслению происходящего.

Центр урока представляет дискуссия, во время которой учащиеся имеют возможность высказать своё мнение в устной (монологической и диалогической) и письменной (подготовка к сочинению) речи, выслушать мнение одноклассников, расширить собственные знания по теме.

Работа на уроке наводит на размышления о сохранении уважения к исторической памяти, недопущении кощунственного отношения к трагическим событиям. Проблемные вопросы способствуют формированию у учащихся личностного отношения к событиям истории и современности. Учитель подводит учащихся к выводу о том, что нельзя быть «иванами, не помнящими родства».

Эмоциональное прочтение стихотворения и просмотр видеоролика «Память» также работают на основную идею урока: «Память истории не терпит кощунства. Ни плакаты, зовущие в бой за Родину, ни любая другая трагическая страница истории не должна становиться фарсом, шуткой, карикатурой».

Вывод урока: «Чтобы не повторилось подобное, «забыть нельзя, помнить».

Приложение

Сценарий урока

Цель: привести учащихся к пониманию необходимости сохранения исторической памяти.

Задачи:

- учить излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких аргументов, создавать текст-рассуждение на нравственную тему;

- развивать письменную и устную монологическую речь учащихся;

- воспитывать трепетное отношение к исторической памяти.

План урока

1. Мотивирование на учебную деятельность.

2. Стадия вызова.

3.Стадия размышления.

4.Стадия рефлексии.

Формы работы: работа в группах, исследование языкового материала, индивидуальная работа.

Методы работы: проблемное обучение, исследовательский, творческий.

Педагогические технологии: технология развития критического мышления.

Межпредметные связи: история, литература.

Требования к результатам обучения:

Предметные результаты: совершенствование умения создавать текст сочинения-рассуждения.

Метапредметные результаты: развитие умений анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи, устанавливать логические связи, создавать собственные тексты с учётом замысла.

Личностные результаты: создание ценных нравственных ориентиров, совершенствование речевых навыков.

Материально-техническое обеспечение содержания урока:

  • Методическое обеспечение: план-конспект занятия, дидактическое обеспечение: плакат «Родина-мать зовёт», плакат с темой урока, раздаточный материал – текст И.Руденко из ОБЗ ФИПИ.
  • Информационно-библиотечное обеспечение: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова, Н.Ю. Шведовой.
  • Информационно-компьютерное обеспечение: видеоролик «Родина-мать зовёт», видеоролик «Память».
  • Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Конспект урока

1. Мотивирование на учебную деятельность.

Учитель (вывешивает на доску плакат «Родина-мать зовёт» и читает отрывок из стихотворения Светланы Боевой «Родина-мать»):

Отгремела война, отошла осторожно,
Начался уже новый и мирный отсчёт.
Смотрит женщина в красном с плаката тревожно.
Это Родина-мать на защиту зовёт.

- Кто из вас видел ранее этот плакат? Что вам о нём известно?

(Ответы учащихся.)

2. Стадия вызова. Просмотр видеоролика «Родина-мать зовёт» (см. интернет-ресурс или приложение 1).

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17872785500648457209&from=tabbar&p=2&text=родина+мать+зовёт

Учитель: 79 лет прошло с момента создания этого плаката. Стоит ли спустя такой долгий срок помнить о нём и о тех событиях, которым он посвящён?

(Ответы учащихся.)

Учитель: А что такое память? Объясните значение слова. Сверьте с толковым словарём. [3, с. 490]

(Предполагаемые ответы учащихся:

- Память – это не абстрактные знания каких-либо событий. Память – это жизненный опыт, знание событий, пережитых и прочувствованных, отражающихся эмоционально.)

Учитель: Какая бывает память?

(Индивидуальная, коллективная, историческая. Историческая память – понятие коллективное. Она заключена в сохранении общественного, а также понимании исторического опыта. Коллективная память поколений может быть как среди членов семьи, населения города, так и у всей нации, страны и всего человечества.)

Учитель: В чём может сохраняться память?

(В фотографиях, письмах, документах, воспоминаниях очевидцев, вещах, памятниках…)

3. Стадия размышления.

Учитель: Представьте себе, что человек потерял индивидуальную память. Страшно ли, опасно ли это для него?

(Теряя память, человек утрачивает и ориентацию среди окружения, рушатся социальные связи.)

Учитель: А если потерять коллективную память, историческую память народа?

(1-е мнение: – Это очень страшно – человек, не помнящий свою историю, способен повторить все ранее совершённые ошибки.)

(2-е мнение: – Может, и не так это плохо. Мы забудем страшные события, забудем войну, страдания, боль – и нам станет легче жить.)

Учитель: У нас прозвучали разные мнения. Попробуем сформулировать тему урока.

(Ответы учащихся.)

Учитель (открывает тему урока на доске «Забыть нельзя помнить!»):

- В теме нашего урока пропущена запятая. Кто-то, вероятно, уже сейчас знает, где её поставить, а кому-то ещё нужно время на размышление. Возможно, в этом поможет сегодняшний урок.

- Исходя из темы, поставим цель урока.

(Найти ответ на вопрос: «Нужно ли сохранять историческую память, нужно ли помнить историю?».)

Учитель: Ответить на этот вопрос нам поможет текст из открытого банка заданий ЕГЭ по русскому языку, ведь слово – это тоже память.

- Работая над ним, мы попробуем создать свою книгу – книгу размышлений выпускника, книгу нашей памяти (раздаёт учащимся листы бумаги в виде страниц будущей книги).

Работа с текстом (источник – ОБЗ ФИПИ; http://www.fipi.ru/)

Текст

На Ленинградском шоссе, невдалеке от поворота на «Шереметьево», взгляд вдруг выхватил на рекламном щите сурово-требовательное лицо воина с красной звездочкой на каске: «Ты записался добровольцем?» Такое знакомое лицо, внезапно опрокидывающее тебя в военное лихолетье, когда плакаты, зовущие в бой, на смерть, были такой же приметой дня, как сегодня соблазняющая на красивую жизнь реклама.

Это и была реклама (дома отдыха «Планерное»). Суровый боец звал... «в поход на русские бани и сауны». Ну и ну...

- Да это просто прикол такой, – не разделил моего недоумения молодой коллега.

- Юмор.

Дохихикались... Вы обратили внимание на это всемирное хихиканье, на этот утробный юмор, ерничанье, глумливую усмешку, становящиеся стилем жизни? Но есть же, должны быть, события, понятия, чувства, не подвластные упражнениям в остроумии.

Не успела прийти в себя от оскорбительной безвкусицы, как снова на дороге военный плакат. Знаменитая скорбно-суровая женщина в алом: «Родина-мать зовет!». Не на черные штыки, грозно поднимающиеся у нее за спиной, зовет, нет. Зов продолжен ныне так: «Родина-мать зовет отдыхать». Таков слоган дня, оказывается. А вместо военной присяги у нее в руке... «путевка: ночной клуб, ресторан, русские бани». Самое время поерничать над военной присягой? А Родине-матери звать в ночной клуб?

Было время натужного пафоса, лицемерно-декларативной патриотичности, когда искренность, честность сопротивлялись употреблению святых слов всуе. Как говорил старый бакенщик Паустовского: «Все кричите: «Родина, Родина! А вот она, Родина, – за стогами». Но это не снижение, а приближение к нам дорогого понятия. Военные плакаты, превращенные в рекламу, хотели или не хотели того ее создатели, рассчитаны именно на снижение. Но Родина – дом человека. А не дом циника все же.

Как смотрит на эти плакаты-рекламы тот, не плакатный, настоящий доброволец, что, израненный, больной, дожил до сегодняшнего дня? И, увы, не в хоромах? Впрочем, вряд ли наши ветераны ездят по дороге в аэропорт, ворота страны, которые они исходили своими ногами в войну. И уж никак не могут интересоваться ветераны домом отдыха, где плата за день стоит их полумесячной пенсии. Тогда зачем дорогие понятия – снова всуе?

Прямо напротив плакатов, через дорогу, – знаменитые «ежи». Последняя линия обороны. Здесь все воины, отвечая на зов Родины-матери, не пропустили врага. И погибли

(По И.Руденко)

1) Чтение текста.

2) Смысловой анализ текста проводится через приём «Тонких и толстых вопросов»: представитель одной группы учащихся задаёт вопрос другой группе.

Возможные вопросы:

- Как бы вы озаглавили текст? Какие мысли, чувства он у вас вызвал? Какие плакаты встретились автору и его спутнику? Как они отнеслись к нарисованному на плакатах? Чем объясняется разница в восприятии, на ваш, взгляд? Чья цитата приводится в тексте? С какой целью? Что означает слово «ёрничать»?

3) Формулировка проблемы текста.

(Учащиеся записывают индивидуально своё мнение, потом в группах обсуждают варианты и дают лучший ответ от группы.)

Примерные формулировки проблемы:

- Автор поднимает проблему отношения к исторической памяти.

- Память истории… Важна ли она? Как относиться к давно минувшим событиям?

- Можно ли переводить в шутку драматические события истории?

4) Комментарий к проблеме текста.

Учитель:Попробуем прокомментировать проблему. Вспомним структуру комментария в задании 27 ЕГЭ по русскому языку.

(Ответы учащихся.)

Учитель: Какие примеры-иллюстрации, на ваш взгляд, можно привести к сформулированной проблеме?

(Ответы учащихся.)

- Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь нам следует изложить авторскую позицию, т.е. ответить на вопрос … (Что автор думает по данной проблеме?)

(Ответы учащихся.)

5) Высказывание и аргументация собственного мнения по проблеме.

Учитель:

- Выразите собственное мнение по данной проблеме и запишите его на странице нашей книги памяти (у каждого ученика своя страничка).

- Аргументируйте собственное мнение по проблеме.

- Вспомним, что такое аргумент?

(Доказательства, приводимые в поддержку тезиса, факты, примеры, утверждения, объяснения.)

(Работают в группах по технологии «Мозговой штурм»: каждый участник предлагает свой аргумент; учащиеся записывают в «Книгу» предложенные аргументы, формируя таким образом «банк аргументов».)

6) Отчёт групп о проделанной работе.

4. Стадия рефлексии.

Учитель: Вернёмся к названию темы урока. Что вы поняли из урока? К какому выводу пришли? Запишите на своей странице «Книги».

(Учащиеся зачитывают сформулированные выводы и отдают свою страницу книги для скрепления.)

Предполагаемые выводы:

- Память истории не терпит кощунства. Ни плакаты, зовущие в бой за Родину, ни любая другая трагическая страница истории не должна становиться фарсом, шуткой, карикатурой. Иначе мы превращаемся в нелюдей, в «ивАнов, не помнящих своего родства».

Учитель: В нашей книге пока только несколько страниц. Продолжить её вы сможете, работая дома над сочинением-рассуждением по тексту И.Руденко (в формате задания 27 ЕГЭ по русскому языку).

Учитель: Начали мы с вами урок с просмотра видеоролика и закончить я хочу так же.

Видеоролик «Память» (см. интернет-ресурс или приложение 2)

https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8836511301251823836&from=tabbar&text=пусть+свечи+памяти+горят

Учитель: Спасибо всем за урок! Добра, мира, терпения и милосердия вам! Надеюсь, каждый из вас осознал, как важно поставить запятую в правильном месте в этой фразе: «Забыть нельзя помнить!». Я свой выбор давно сделала. (Обращается к плакату на доске и ставит свою запятую: «Забыть нельзя помнить!»)

    Использованные источники

  1. Видеоролик «Память» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
    https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8836511301251823836&from=tabbar&text=пусть+свечи+памяти+горят
  2. Видеоролик «Родина-мать зовёт» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/?filmId=17872785500648457209&from=tabbar&p=2&text=родина+мать+зовёт
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2005. – 944 стр.
  4. 4. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fipi.ru/