Роль учителя в организации работы по самообразованию учащихся

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: самообразование учащихся


"Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами.
Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи".
Песталоцци

"Человек образованный - тот, кто знает, где найти то, чего он не знает".
Георг Зиммель

Концепция образования в Российской Федерации одной из основных целей образования определяет: формирование навыков самообразования и самореализации личности; непрерывность образования в течение жизни человека; развитие дистанционного обучения (что в данный момент времени очень актуально); создание программ, реализующих информационные технологии в образовании; подготовку образованных людей и квалифицированных специалистов, способных к профессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества.

Социальная потребность в непрерывном образовании теснейшим образом связана с переходом общества от индустриального к информационному. В контексте непрерывного образования самообразование является его составной частью, обязательным компонентом.

Одним из определений самообразования является следующее:

САМООБРАЗОВАНИЕ - овладение знаниями, навыками, умениями по инициативе самого обучающегося в отношении предмета знаний, объема и источника познания, установления продолжительности и времени проведения занятий, а также выбора форм удовлетворения познавательных интересов и потребностей.

Идея непрерывного самообразования была впервые сформулирована Н.А.Рубакиным, который говорил о самообразовании как явлении, не имеющем границ во времени.

В свою очередь, Б.А.Гершунский сказал: «Под непрерывным образованием мы понимаем систематическую, целенаправленную деятельность по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и путем самообразования»

Самообразование – это результат наличия у человека психологической установки на постоянное обучение в течение всей жизни. Умение и желание самостоятельно получать необходимую информацию - вот требование информационного общества.

В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. Одной из главных в структуре ключевых компетентностей является компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных.

Необходимо подчеркнуть, что самообразовательная и самостоятельная деятельность – это не одно и то же. Они обладают общими свойствами, взаимосвязаны, но в педагогике им соответствуют несколько разные реальности. Под самостоятельной работой обычно понимают всякую деятельность личности по осуществлению поставленных перед нею целей, осуществляемую без непосредственного руководства со стороны: выделение обучающимся общей и частных познавательных задач; подбор определенных способов действий, путей; выполнение оперативного контроля, решение поставленных задач намеченными способами. Самообразование предполагает добровольную и сознательную работу, связанную с самостоятельной постановкой целей, выбором способов и средств их достижения.

К признакам самообразовательной деятельности относятся:

а) высокий уровень активности и самостоятельности познания учащихся;

б) добровольность в приобретении новых знаний;

г) избирательный характер по сравнению с учебным познанием;

д) целенаправленность, системность и планомерный характер этой деятельности.

Особенность педагогической деятельности в условиях применения современных информационных технологий состоит в том, что широкое использование информационных педагогических технологий способствует увеличению доли самостоятельной учебной деятельности. ИКТ позволяют в более ограниченный, чем ранее промежуток времени передать учащемуся значительный объем знаний, умений, компетенций, а также ориентировать его на работу в режиме самообразования.

Это в свою очередь накладывает дополнительную ответственность на учителя, который ушел от авторитарного стиля обучения, но, не имея обратной связи с учеником, не сможет добиться эффективных результатов обучения.

Учитель должен

  • Уметь организовать активную самостоятельную работу учащегося, настойчиво, но ненавязчиво стремиться превратить внешнюю мотивацию школьников во внутреннюю, что позволит воспитывать психологическую потребность в самообразовании;
  • Обеспечить возможность доступа с помощью удобных средств информационного обслуживания к необходимым данным, представленным в энциклопедиях, базах, справочниках и других информационных системах как на электронных носителях данных, так и в сетях локальных и глобальных. Это позволит создать интегрированную информационную среду ;
  • Расширять индивидуализацию и дифференциацию обучения соответственно личностным особенностям ученика; давать посильные задачи для решения в разумные сроки;
  • Создать устойчивую образовательную мотивацию школьников.
    при работе учащегося с компьютерной информационной средой: мотивы долга, практической значимости и самореализации.

Учитель должен управлять мотивирующими факторами, создавая положительный настрой на образовательный процесс, ситуации успеха, эмоциональной увлеченности, интереса к предмету;

  • Организовать взаимодействие между учащимися в ходе учебной деятельности;
  • Стимулировать критическое отношение к полученным результатам, используя средства оперативного самоконтроля;
  • Оказывать необходимую координирующую и консультационную помощь учащимся при возникновении проблемных ситуаций, создавая атмосферу сотрудничества;
  • Найти баланс между степенью самостоятельности учащихся и уровнем контроля со своей стороны;
  • Привлекать новые формы обучения, например, дистанционные;
  • Организовать взаимодействие всех участников педагогического процесса: учителей, учащихся, родителей.

По сути, учитель должен научить ученика учиться. Самообразование - это процесс самоуправления приобретением знаний, умений и навыков, в котором одновременно воспитываются и развиваются умственные силы и способы обучающегося. Этот процесс управляется самой личностью, что составляет основное отличие самообразования от образования.

Готовность личности к самообразованию обладает свойством развиваемости. Поэтому необходима специальная подготовка ученика к самообразованию:

а) систематическое ориентирование на самообразование с использованием всех доступных средств;

б) воспитание достаточно высокого уровня готовности к самообразованию;

в) оказание необходимой психолого-педагогической помощи в самообразовании.

В результате постепенно происходит замена внешней регуляции его действий на саморегуляцию.

Гуманизация образования призвана изменить педагогический подход к ученику, превратить его из объекта образования в субъект образования, из приобретающего знания в конструирующего знания. Конструирование знаний лежит в основе самообразования. При этом важно сформировать способность к вариативному применению получаемых знаний, готовность к их критическому пересмотру. В школе это невозможно без участия учителя. Именно во взаимоотношениях "учитель-ученик" возможен продуктивный диалог и мотивация к самообразованию как ученика, так и учителя. Учитель должен направлять действия ученика, помочь ему не потеряться в безбрежном мире информации. Учитель должен воспитывать информационную культуру1 школьников и формировать их информатическую культуру.2

__________________

1 Информационная культура как личностная характеристика человека – это культура логичности мышления, интеллектуальный уровень, способность к анализу и синтезу, стремление к самосовершенствованию, а также способы общения конкретного человека с другими людьми.

2 Информатическая культура – культура работы с данными, умение использовать коммуникационные средства, в том числе Интернет, а также владение способами адекватного представления информации человеку для правильной интерпретации.

Конкретные педагогические технологии позволяют учителю прививать учащимся вкус к самостоятельной работе, поиску собственных решений. Примером таких технологий являются следующие:

В своей работе я активно использую все перечисленные технологии, но особенно хочу выделить следующие:

1. Рефераты, доклады, проекты. Темы предлагают либо сами учащиеся, либо я. Конечно, раньше значительными по содержанию и объему были экзаменационные рефераты, которые требовали серьезной и длительной самостоятельной работы. После перехода на экзамены в форме ЕГЭ рефераты утратили такое серьёзное значение. Поэтому чаще всего учащиеся делают доклады по темам, рефераты пишут редко. Наиболее интересными за последние годы были доклады и проекты, связанные с разработкой различных программных приложений, обзорные работы по информационно-коммуникационным технологиям с элементами исследовательской деятельности: разработки на языке Pascal, сравнительные характеристики объектно-ориентированных сред, моделирование физических процессов, анализ средств обработки графических объектов, создание WEB-страниц и т. д.

2. Научно-практические конференции. За последние годы, к сожалению, в школе перестали проводить конференции. Необходимо возродить эту былую традицию, когда дети серьёзно конкурировали друг с другом и по глубине проработки темы, и по способам её подачи.

3. Подготовка к участию в олимпиадах. Это огромная работа учеников, связанная с самостоятельной проработкой значительного объема информации, поиском задач и вопросов в Интернет. В этой работе моя роль координирующая и направляющая.

4. Семинары, дискуссии. Проведение уроков в форме семинаров и дискуссий пользуется большой популярностью у моих учеников. Поиск наиболее актуальной информации ведется в Интернете. Особенно интересными и информативными были обсуждения вступления экономики России и проблемы бесплатного образования, которые обсуждались на уроках экономики.

5. КВН. Уже два года подряд идут серьезные бои между шестиклассниками. К игре они готовят объемные домашние задания: сказки о компьютере, частушки, кроссворды, рассказы на английском языке о компьютере. В прошлом году очень интересно были представлены сюжеты «Abоut my favоrite mоuse» («О моей любимой мышке»), естественно, о компьютерной. К работе готовятся коллективно, посильную помощь оказывают родители.

6. Метод проектов. Это один из наиболее эффективных способов организации введения учащихся в «пучины» самообразования. Для учителя достаточно сложно сформулировать проблемный вопрос, решение которого с одной стороны посильно для учащихся, а с другой стороны увлечет их. Стимулом для выполнения таких работ для учащихся часто бывает демонстрация готовых проектов. Роль учителя не только в организации работы, но иногда и в сдерживании школьников, основные усилия которых направлены на оформление, перенасыщенное различными анимационными эффектами, действиями, картинками. В прошлом году мои ученики выполнили очень интересные проекты по проблемам рекламы, молодежного сленга. А в этом году мой ученик Жабаров Артем (10 класс), представлял свой проект на городской научно-практической конференции старшеклассников «Шаг в науку».

Современные проблемы в образовании и самообразовании, связанные с информационно-коммуникационными технологиями:

1. Перспективным средством поддержки самообразования является Интернет. Однако именно здесь роль учителя велика, поскольку необходимо не только научить детей правильно подбирать нужный материал, но контролировать контент, т.к. особенно в последнее время встречается очень много просто неверной, непроверенной и даже приносящей вред информации.

2. В документах последних лет, связанных с основными направлениями модернизации образования, подчеркивается, что изучение информатики должно способствовать процессам фундаментализации образования. В этой связи очень важным является и понятийный аппарат информатики, его точность и правильное его использование.

Достаточно серьезной и важной является проблема достоверности и надежности полученной через Интернет информации. Если при работе с печатной продукцией, в частности, с учебником, мы имеем дело с результатом работы не только автора, но и редакции, и издательства, несущих ответственность за содержание излагаемого материала, то чаще всего за информацию, полученную в Интернете ответственность не несет никто. Конечно, не надо абсолютизировать и то, что напечатано (существуют неточности в учебниках по информатике Семакина, существенные недостатки в учебниках Макаровой), но степень недостоверности материала из Интернет все же выше.

Более того, в последнее время все чаще при поиске информации вы находите ссылки на источники необходимой информации, очень сжатые тезисы и предложение купить необходимую вам литературу. Поэтому учитель обязан научить своих учеников критически относиться к полученной информации, проверять ее, получать различными способами. Не питайте иллюзий, что в Интернете есть все.

3. Проблема учителя информатики. Вопросы оснащения школ компьютерами на настоящий момент разрешены. Но огромная скорость развития как аппаратных, так и программных средств обрекает и школу, и учителя на отставание в силу ограниченности круга общения со специалистами в области IT. Хорошо бы организовывать эти мероприятия регулярно с привлечением специалистов, работающих именно в этих областях. Тем более, что в нашей родной Туле их предостаточно.

4. Проблема экологии информационного пространства. Общедоступность Интернета – великое достижение человечества. Но надо обладать достаточным уровнем информационной культуры, чтобы контролировать себя при выходе на WEB-страницы: а есть ли у тебя, что сказать человечеству? Информационный мусор не является твоим достоинством. Если ты красиво оформил ерунду, ее содержание не стало лучше. Роль учителя - научить глубине мышления, научить за спецэффектами видеть сущность явлений.

Заключение

Является ли самообразование обязательным компонентом учебной деятельности школьника? Я думаю, что в массовом объеме нет. В условиях работы с обязательным минимумом содержания образования, возможно достаточно просто хорошо организованной самостоятельной работы. Но делать шаги в направлении формирования психологической предрасположенности к самообразованию учащихся безусловно необходимо. Идеальным вариантом было бы создание интегративной целостной программы прохождения материала по всем предметам с организацией сбалансированного объема времени, выделенного например, на проектную деятельность, исследовательскую, научную. В противном случае перегрузки неизбежны и только единицы удержатся на выбранном ими пути саморазвития и самообразования, к сожалению, возможно в ущерб другим предметам.

Существует и другая проблема в современной школе – массовое репетиторство. Мне кажется, что это является свидетельством усиления потребительских тенденций в мыслительной деятельности: получить без усилий некоторый объем знаний, достаточный для определенного уровня притязаний. Поэтому в первую очередь учитель должен приучать ученика к самостоятельной работе, соразмеряя объем этой работы с возможностями конкретного ученика. И Работа эта должна быть систематической, а не эпизодической.

Учитель! Контролируй объем заданий для самостоятельной работы! Хотя конечно, именно твой предмет самый важный.