Целевая аудитория: для обучения в рамках программы принимаются школьники 14–16 лет, проявившие интерес при освоении общеобразовательной программы.
Программа направлена на создание условий формирования навыков проектно-исследовательской деятельности. Учащиеся получат опыт проведения качественного и количественного химического анализа, определяя содержание витамина С в некоторых продуктах питания. Каждый учащийся в ходе работы научится выдвигать гипотезу исследования, доказывать или опровергать ее.
Данный модуль имеет практическую направленность, приближенность к жизни. Раскрывает сущность химического состава витамина С, его пищевой и биологической ценности.
Изучение данного модуля поможет обучающимся успешно освоить тему «Витамины» школьной программы по биологии, сформирует положительную мотивацию для изучения курса биологии на ступенях основного общего и среднего общего образования.
Помимо мотивирующего значения, программа имеет межпредметную связь с химией.
Цель и задачи программы
Цель: Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- определить содержание витамина «С» в некоторых продуктах питания с помощью методов качественного и количественного анализа;
- сформировать первоначальные навыки работы с химическим оборудованием;
- сформировать и развить представление о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей;
- закрепить знания по теме «Витамины».
В процессе освоения программы планируется, что каждый ее выпускник:
- обретет устойчивые навыки экспериментальной работы с веществами и оборудованием;
- на основе анализа конкретных ситуаций научится ставить перед собой задачи и самостоятельно их решать;
- научится работать в команде и принимать решения;
- сможет выделять межпредметные связи при решении практико-ориентированных задач;
- научится как можно просто и быстро, без больших материальных затрат определить качество исследуемого продукта;
- приобретет первичные навыки популяризации биологии и смежных областей знаний.
Содержательная характеристика программы
Витамины и их значение для организма
Витамины — незаменимые компоненты пищи. Роль витаминов в обмене веществ. Группы витаминов. Гиповитаминоз, авитаминоз, симптомы и последствия, их предупреждение.
Перед учащимися ставится проблемный вопрос, связанный с витамином С, на который они ищут ответ в информационном листе. Учитель рассказывает о витаминах, их значении для организма. Более подробно информирует про витамин С. Затем каждый ученик выдвигает гипотезу исследования, и, с помощью методов качественного и количественного анализа, доказывает или опровергает ее.
Проектно-исследовательская деятельность «Таинственная болезнь»
Проектная деятельность. Качественный и количественный анализ некоторых продуктов питания.
Каждая группа проводит качественные реакции на наличие аскорбиновой кислоты в растворе. Также в группах учащиеся определяют количественное содержание витамина С в выданном продукте питания, затем результаты записываются на доске, и учащиеся делают вывод о том, в каком продукте содержалось больше витамина С. В завершение работы ученики делают вывод по выдвинутой гипотезе и цели урока.
Основные методы и формы реализации содержания программы: мини-лекция, групповая дискуссия, проектно-исследовательская деятельность.
Образовательные технологии
Методическое обеспечение реализации программы учитывает возрастные особенности учащихся. Организация работы с детьми строится на основе личностно-ориентированного взаимодействия. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Система уроков сориентирована не на передачу готовых знаний, а на формирование потребности к самообразованию, овладению навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
При организации уроков используются разнообразные методы обучения:
- практические (работа с текстом, лабораторная работа, упражнения);
- словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, инструктаж);
- наглядные (показ, демонстрация, наблюдение).
Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, выполнение практических работ, решение биологических и химических задач.
№ |
Форма организации образовательного процесса |
Соотношение численности детей и преподавателей |
1. |
Практическая работа |
Малые группы по 2-3 человек, 1 консультант на группу из 12 (14) человек. |
Задания проектного и исследовательского характера, выполняемые в рамках программы
1. Индивидуальное выдвижение своей гипотезы и ее подтверждение.
2. Групповое решение задачи по количественному определению содержания витамина С в продуктах питания.
3. Осуществление качественных реакций на аскорбиновую кислоту.
Учебно-тематический план занятий
Блок МДМ |
№ |
Тема занятия |
Дидактические материалы, используемые на занятии |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Практическая работа |
1 |
Витамины и их значение для организма. |
Тетрадь-практикум, информационный лист. |
Организация работы в группах, инструкция по ТБ. Интерактивная мини-лекция, постановка проблемного вопроса. |
Соблюдать технику безопасности, самостоятельно проводить химический эксперимент, делать умозаключения. |
Практическая работа |
2 |
Проектно-исследовательская деятельность «Таинственная болезнь». |
Тетрадь-практикум. |
Учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность. |
Требования к условиям организации образовательного процесса
Учебные помещения:
- Учебная аудитория (кабинет практикум по биологии), оснащенная техническими (мультимедийными) средствами обучения для использования цифровых ресурсов.
Технические средства обучения:
- Мультимедийный проектор (ТВ панель).
- Компьютер.
- Экран.
- Выход в Интернет.
Приборы и оборудование:
- Штатив – 6 шт.
- Бюретка с краном (25 мл) – 6 шт.
- Стакан пластиковый 500 мл. – 6 шт.
- Стакан стеклянный 250 мл – 12 шт.
- Ложечка пластиковая – 6 шт.
- Ступка и пестик – 6 шт.
- Лоток раздаточный – 6 шт.
- Пипетки Пастера – 12 шт.
- Пробирки – 40 шт.
- Штатив для пробирок – 6 шт.
- Перчатки одноразовые – 12 шт.
- Халаты – 12 шт.
- Одноразовые медицинские шапочки – 12 шт.
- Защитные очки – 12 шт.
Материалы и реактивы:
- Р-р йода 0,1 Н. – 100 мл. (6 шт.).
- Универсальная индикаторная бумага – 6 шт.
- Лакмус – 6 шт.
- 5% раствор нитрата серебра AgNO3– 20 мл. (6 шт.).
- 5%-й раствор гидроксида натрия NaОН – 20 мл. (6 шт.).
- 5%-й раствор красной кровяной соли К3(Fе(СN)6) – 20 мл. (6 шт.).
- 5%-й раствор соляной кислоты HCI – 20 мл. (6 шт.)
- 5% раствор хлорида железа (III) FeCI3 – 20 мл. (6 шт.).
- 1% раствор крахмального клейстера – 20 мл. (6 шт.).
- Сок яблочный – 150 мл.
- Отвар из плодов шиповника – 150 мл.
- Сок яблочный после термической обработки – 150 мл.
- Сок мультифруктовый – 150 мл.
- Сок грушевый – 150 мл.
- Сок апельсиновый – 150 мл.
- Компот из кураги – 150 мл.
Учебно-методическая литература
- Безруких М.М., «Разговор о правильном питании». Методическое пособие. / М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева. – М, 2012.
- Ольгин О., Опыты без взрывов. Изд. второе, переработанное. — М.: Химия, 1986. —192 с.
- Сонин Н.И., Биология: Человек 8 класс. / Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. – М.: ООО «Дрофа», 2011.
- Флякова Е., «Шпаргалка по витаминам и минералам». - М.: 2008.
Оценка реализации программы и образовательные результаты программы
Блок МДМ |
Вид деятельности участников |
Оценка в баллах |
Кто оценивает |
Практический блок |
Решение экспериментальных задач |
0–30 (по 5 б за каждый правильный отчет по экспериментальной задаче) |
Преподаватель |
Требования к кадровому обеспечению
Программа должна быть реализована квалифицированным педагогом по специальностям «Биолог», «Учитель биологии», «Учитель химии», обладающим всеми необходимыми компетенциями:
- владение и использование современных педагогических технологий, в том числе ИКТ и здоровьесберегающих;
- высокий уровень педагогического мастерства;
- умение формировать индивидуальные образовательные траектории обучающихся;
- навыки руководства проектной и исследовательской деятельностью обучающихся;
- умение организовать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, индивидуальную, групповую и коллективную работу;
- умение создавать благоприятный психологический микроклимат на уроке.
Дидактические материалы к программе
- Тетради-практикумы (по количеству учеников). Приложение 1.
- Информационный лист (по количеству учеников). Приложение 2.
Электронные ресурсы программы
- Витамин.ру. https://vitamini.ru/
- Дерек Б. Лоуи «Великая химия» https://elementy.ru/bookclub/chapters/433970/Velikaya_khimiya_Glavy_iz_knigi