Цель: воспитание заботливого отношения, сострадания к домашним животным.
Задачи:
- Образовательные: закрепить представление о домашних животных, понимать состояние и поведение животных.
- Развивающие: развивать способность испытывать жалость к животным.
- Воспитательные: сформировать представление о том, что значит сострадать, заботиться о домашних животных.
- Дополнительные задачи по развитию речи: развивать связную речь, обогащать словарь детей.
Используемые современные образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии, игровые технологии, ИКТ-технологии.
Материалы и оборудование: мягкая игрушка кошка, картинки – слайды с изображением животных (кошек), смайлики-эмоции, мнемотаблица, поводок, ошейник, шлейка, презентация: «Хорошее настроение».
Предварительная работа: НОД о домашних животных, чтение художественной литературы «Кто сказал Мяу?» В.Сутеев, «Беспризорная кошка» «Живая шляпа», рассматривание альбома «Эти удивительные кошки», просмотр презентаций «Кошки», «Такие разные кошки».
Словарная работа: бездомная, безответственные, сострадать, специальный поводок, шлейка.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы с вами поговорим о животных, а о каких вы узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно:
У меня есть пятачок,
Вместо хвостика - крючок,
В луже я лежать люблю
И похрюкивать: «Хрю-хрю» (Свинья)Я хозяину служу
Дом хозяйский сторожу
Я рычу и громко лаю,
И чужих я прогоняю (Собака)Хоть и бархатные лапки
Но зовут меня царапкой
Мышек ловко я ловлю
Молоко из блюдца пью (Кошка)
Воспитатель: Ребята, что объединяет этих животных?
- А почему их называют домашними?
- Правильно. Они живут рядом с человеком, он их кормит, поит, лечит - ухаживает за ними.
- Ой, кто-то скребется в дверь. Я пойду, посмотрю, это бездомная, голодная кошка Мурочка (мягкая игрушка) пришла к нам.
Она жалуется, что живет в подъезде, в подвале, а ей так хочется жить в доме.
- Ребята, почему она оказалась в подвале, почему нет своего дома, теплого местечка, мисочки?
- Да, правильно. К сожалению, она не одна оказалась в такой трудной ситуации.
Воспитатель предлагает детям присесть на стулья. Читает рассказ.
- Послушайте рассказ «Потеряшка» он меня многому научил.
Одна семья поехала в отпуск на море на машине, и взяли с собой любимую кошку. По окончании отпуска, все собрались обратно домой. По пути у них сломалась машина, и пока папа ее ремонтировал, мама с детьми и кошкой вышли погулять. Но когда пришло, время ехать, то оказалось, что кошки нигде нет. Они очень долго ее искали, звали, но так и не нашли. И уехали домой без нее. Прошло очень много времени. Но хозяева по - прежнему скучали и вспоминали свою любимую кошечку.
Однажды мама услышала, что кто-то скребется в дверь. Она открыла дверь и увидела страшную кошку. У нее не было одного уха, один глаз закрыт, хвост стал короче наполовину. И была эта кошка худая, прехудая. Пока испуганная и удивленная мама стояла у порога, кошка прошмыгнула в дом и стала крутиться и мяукать на том месте, где стояла ее миска с молочком. И все поняли, что пришла их кошка, которая потерялась, когда они возвращались с отпуска.
Оказывается, что «Потеряшка» все это время шла домой одна. На нее нападали собаки, плохие мальчишки кидали в нее камнями. Она голодала, поэтому стала такая худая. Но, не смотря на все препятствия, на пути «Потеряшка» вернулась домой.
- Вам понравился рассказ?
- Почему рассказ называется «Потеряшка»?
- Представьте, как выглядела кошка в отпуске, расскажите с помощью схемы-подсказки.
Дети составляют описательный рассказ (с помощью мнемотаблицы, картинки домашней, ухоженной кошки) - слайды
Дети: Эта кошка белая, чистая, пушистая, красивая, домашняя (ухоженная), сытая, довольная, радостная; кошка испытывает чувство радости.
Воспитатель: - Люди любили свою кошечку и часто играли с ней в ее любимую игру.
Физминутка: «Кот Тимошка»
Кот Тимошка жил на крыше. (поднимают руки вверх)
Ниже в доме жили мыши. (приседают)
По стене взбирались мыши, (поднимаются пальчиками рук снизу вверх)
Не боясь кота на крыше. (руки вверх)
Караулил кот мышей, (руки к голове)
Вынув пробки из ушей. (руки к ушам, прислушиваются)
Он готовил мышеловки. (хлопок перед грудью)
Но мышата были ловки. (прыжки на месте)
Спрятавшись за спинку Тишки, (ладошками рук закрыть лицо)
В прятки с ним играли мышки. (повороты головой вправо и влево)
Дети возвращаются на место.
Воспитатель: Почему люди вернулись домой без кошки? Что случилось? – потеряли ее, убежала, не нашли, уехали.
- Можно ли считать этих людей злыми, жестокими? – нет.
- Почему? – потому что они не специально ее бросили.
- Как вы думаете, как их можно назвать? – безответственными.
- Что чувствовали люди, когда потеряли свою кошечку? – волнение
На слайде-картинке «Человек» выставляются эмоции-смайлики (страх, тоска, грусть, боль).
Воспитатель: Правильно, люди испытывали волнение, страх за кошечку, грусть, тоску, печаль, боль.
- А как вы думаете, что чувствовала кошка, когда осталась одна в чужом городе?
- На слайде-картинке «Кошка» выставляются эмоции-смайлики (страх, тоска, грусть, боль).
Воспитатель: Вот сколько боли и страданий выпало на долю «Потеряшки»
- Ребята посмотрите у нас одинаковые смайлики, а это значит, что люди и животные испытывают одни и те же (одинаковые) чувства, эмоции.
Животные, так же как и люди испытывают чувства, эмоции. В их глазах легко можно прочесть грусть, боль, страх, обреченность, радость, любовь.
- Ребята давай вспомним, какая она вернулась домой? Послушайте, как об этом говорит автор.
Мама услышала, что кто-то скребется в дверь. Она открыла дверь и увидела страшную кошку. У нее не было одного уха, один глаз закрыт, хвост стал короче наполовину. И была эта кошка худая, прехудая. Пока она шла, домой на нее нападали собаки, плохие мальчишки кидали в нее камнями. Она голодала. Поэтому стала такая худая.
- Вы запомнили, какая же вернулась домой «Потеряшка»
Слайд-картинка бездомной кошки
- Какие чувства она вызвала у вас? – жалко ее, хочется помочь.
Верно, хочется ей помочь: накормить, вылечить, приласкать, чтобы она не страдала. Все это называется, словом сострадать.
- Каким одним словом можно назвать помощь?- сострадать
- Что должны были сделать люди, чтоб этого не случилось? – ответы детей.
Воспитатель: Люди должны были подготовить кошку к отпуску.
- Кто из вас знает, как подготовить кошку к отпуску, чтобы она не потерялась случайно? - ответы детей.
- Правильно, если бы на кошечке был поводок, специальная бирочка на шее на которой написан домашний адрес, телефон и как зовут кошечку, то она бы не потерялась.
Слайд-картинка «Кошка со шлейкой, поводком»
Воспитатель: Думаю, что Мурочке очень понравился счастливый конец про «Потеряшку». Она мурлычит, что ей тоже очень хочется стать счастливой кошкой с домом, а не страдать в темном сыром подвале от голода и холода.
Ребята, мне так жалко Мурку и я очень боюсь, что ее может кто-то обидеть. Я решила, что возьму ее к себе домой. Буду заботиться о ней (кормить, лечить, играть с нею и никогда ее не брошу)
А чтобы она не потерялась, я уже купила специальный поводок для кошек.
Давайте попробуем надеть на Мурочку поводок.
Молодцы!!! Теперь Мурочка не потеряется.
Итог.
Воспитатель: Ребята, что нового вы узнали? – коты, как и люди болеют, страдают от одиночества и сильной боли, т.е. испытывают одинаковые чувства.
- Чтобы кошка не потерялась, нужен поводок – шлейка, ошейник с биркой.
- Чему научились – надевать поводок, заботиться о домашнем питомце; жалеть и сострадать, т.е. помогать жалея.
Ребята, вы сегодня правильно заметили, что животные испытывают те же чувства и эмоции, что и люди. Давайте, попробуем угадать, какие чувства и эмоции испытывают эти животные. Презентация: «Хорошее настроение».